ДЗ 49, 53 про человека

19.11.12 ЛК ТЕМА: "РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ 20 В."

Особенности в религиозной философии:

- направлена на необходимость существования религии(связанно с упадком), религиозная философия включает: антология, гносеологию, антропологию. Наиболее активно философия религии в России развивается в рамках католицизма. На протяжении долгого времени в основе идеи католической церкви лежал томизм, в 20 в. он превратился в неотомизм. Главные представители: Жак Маритен, Э. Жильсон, Римский Папа Иоан Павел II.

Главный принцип неотомизма: идея гармонии веры и разума. Неотомизм признает, что существует 3 формы постижения истины:

- теологическая (соединяет в себе веру и рациональное знание, вера расширяет границу разума, эта истина является высшей)

- философская (основывается только на рациональном познании, но и является его высшей формой рационального познания. Эта истина выходит на проблему Бога, но без веры ее не может решить)

- научная (в основе рациональное описание явлений и связей между ними, эта истина ограничена, миром природный и предметным миром)

В онтологии (учение о бытии) основными категориями являются бытие как таковое (бытие Бога), которое делится на потенциальное и актуальное. И бытие существующего, оно формируется в процессе творения.

Существующее имеет два аспекта:

- сущность (эсенсия)

- существование (экзестенция)

Они соединены только в Боге. Бог является изначальной причиной и изначальное формой его существующего. Все существующее имеет иерархию. Человек оценивается выше, чем в средневековой философии, хотя традиционно душа является бессмертной и более высокой по сравнению с телом, субстанцией. Неотомизм признает свободу души и признает, что она управляется не только божественной волей, но и естественным законом (эту идею выдвинули в эпоху просвещения, Д. Локк). Большую роль в развитии неотомизма сыграл Иоан Павел II. Ему принадлежит инициатива признания ошибок церкви. По мнению Иоанна церковь должна обратить внимание на проблему человека и социальные вопросы. Считал, что христианская религия должна найти третий путь между индивидуализмом, который пропагандирует западная цивилизация, и коллективизмом.

1983 году написал работу "Основание этики", где он определил основные задачи церкви:

- сохранение моральных ценностей;

- критическое отношение к социальной несправедливости (решение проблемы не насильственным путем).

Кроме неотомизма в 20 в появились и др варианты религиозной философии, например религиозный экзистенциализм ярким представителем которого был Габриэль Марсель. С его точки зрения золотым веком человечества была античность и средневековье, начиная с 17 века человек теряет опору в жизни, потому что теряет веру. Причина этого: индивидуализм и развитие науки и техники, но научно-технический прогресс, кроме его плюсов несет с собой "тревогу и тоску". Человек теряет смысл жизни, его индивидуальность исчезает. В этих условиях человек должен выйти из чисто биологического состояния и из "обладания" (стремление к матер. благам) к своему призванию. Призвание с точки зрения М. - его цель, то что дано Богом, отношения с другими людьми. Этим путем удастся преодолеть отчуждение, восстановить истинный смысл жизни человека. Неортодоксальная точку зрения отстаивали направления, которые относятся к новому католицизму или к католическому модернизму. Представитель этого направления Пьер Тейяр де Шарден "Феномен человека" идеи:

- христианство должно сблизиться с наукой, сделать веру более практической.

- выдвинул идею совместного сотворения человеком и Богом мира. Пытается обосновать это с помощью науки, в частности считает что кроме Бога существует ещё и материя двух разновидностей: а) тенгенциальная (физическая) б) радиальная (духовная), так же он признает эволюцию. Эволюция прошла несколько этапов:

1) э. личтосферы

2) э. биосферы

3) феномен человека

Двигателем эволюции он считает радиальную материю то есть дух. И опять же христианская идея - это идея конца света. Развитие направлено из точки альфа к точке омега - это конец мира и результат прогресаа. И в этой точке омега это другое обозначение Иисуса Хреста.

Д/З 54, 56

23.11.12 ЛК ТЕМА: "ПРОГМАТИЗМ."

Это философское течение зарождавшееся в 19, но развивающееся в 20 в. в США. Представителем является Чарльз Пирс. Само название происходит от "праксис" дело, действие. Свою популярность приобретает в нач. 20 в. от ученика Пирса Уильяма Джеймса. Основой этого направления стали достижения науки, ее развития и неопозитивизм. Прагматизм - американский вариант неопозитивизма. Главная идея прагматизма - снятие вопроса о существовании и происхождении реальности.

Главная идея прагматизма:

- что полезно и лучше для человека, то и истина.

Эта мысль наиболее четко выражена у Джеймса. Он назвал эту мысль: "Прагматическая концепция истины."

Джон Дьюи рассуждает об относительности истины. Что для одного человека истина, для другого может и не являться ею. Опираясь на неопозитивизм, была разработана концепция проверки истины: "верификация". Верификация имеет место в рамках научного направления.

Кроме концепции истины большое внимание прагматизм уделяет внимание практике. Дьюи отказывается от традиционного деления науки: эмпирическую, теоретическую. Он предлагает разделить теорию на две части:

- интеллектуальная практика (необходима для обобщения опыта, для вывода);

- неинформационная, абстрактное теоретизирование (от него можно отказаться, например математика).

При этом Дьюи не считал, что науки нужно запретить, они сами могут исчезнуть по мере развития науки.

Свою точку зрения, которую разработали философы по отношению к науки, распространили и на другие сферы духовной деятельности, например на религию. В частности эту концепцию разрабатывает Джемс, он снимает вопрос о реальности Бога, считает что это бесплодный спор, говорит о том что религия полезна для практической жизни, особенно для морали, поэтому она нужна и истина.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: