Стили управления определяются по одному или нескольким критериям

Модели стилей лидерства.

Системный характер стиля лидерства.

Демократический стиль управления

Либеральный (невмешательский стиль управления) стиль управления.

Совершенствование стиля – это развитие форм управления от простейших авторитарных к более сложным, на основе новых методов управления.

Исходным уровнем формирования индивидуальных стилей являются качества личности менеджера. Системный характер индивидуального стиля означает то, что он включает следующие подсистемы:

· Стиль принятия решений;

· Стиль использования методов управления;

· Стиль выполнения функции управления;

· стиль взаимоотношений с сотрудниками;

· манера общения, стиль речи;

· стиль партнерских отношений.

Системность индивидуального стиля лидерства означает также то, что он является подсистемой стилей на уровне группы и организации в целом(фирменный стиль). Системность стилей отразилась в разнообразии названий: директивный, командный, нажимной, устрашающий, исполнительный, взвешенный, бюрократический, авторитарно-нестабильный. В конечном итоге, сколько лидеров – столько и стилей.

Сущность всех понятий стиля управления едина и выражается тем, что эта категория независимо от уровня и пространственно-временных границ её использования определяет форму и образ отношений по реализации целей в связи с поставленными задачами. В этой связи стиль управления имеет различные цели единицы измерения и ориентации.

Как мы видим, стиль и метод руководства существуют в определенном единстве, по сути, стиль это форма реализации методов руководства, приятую данным менеджером в соответствии с его личными, субъективно-психологическими характеристиками. Каждому из сложившихся методов руководства адекватен свой определенный стиль управления. Метод управления более подвижен и чувствителен к новым потребностям в сфере управленческих отношений, чем стиль руководства. Стиль может отставать от развития методов и в связи с этим вступать с ними в противоречия.

Единство методов и стиля руководства состоит в том, что стиль служит формой реализации метода, менеджер с присущим только ему стилем управления в своей деятельности может использовать различные методы управления.

Стиль управления явление строго индивидуальное, но определяется специфическими характеристиками конкретной личности и отражает особенности работы с людьми и технологию принятия решения именно данной личности.

1. Моновариантные стили управления (по одному критерию).

1.1. Авторитарный (директивный) - это чрезмерная централизация власти, приверженность к единоначалию и административным методам управления, самоличное решение большинства как крупных так и мелких вопросов, сознательное ограничение контакта с подчиненными и пренебрежение их мнением. Главное оружие - "железная" требовательность, угроза наказания.

Разновидности авторитарного стиля:

  • Абсолютский (диктаторский).
  • Автократический.
  • Бюрократический.
  • Харизматический.
  • Патриархальный.
  • Матриархальный.
  • Благосклонный.

1.2. Демократический - это децентрализация полномочий, максимальное участие подчиненных в процессе принятия решений, атмосфера сотрудничества, уважительное отношение к людям и забота о их потребностях.

Разновидности демократического стиля:

  • Коллегиальный.
  • Сопричастный.
  • Корпоративный.
  • Кооперативный.
  • Коммуникативный.
  • Консультативный.
  • Делегирование полномочий.
  • Совместным решением и т.д.

1.3. Либеральный стиль - это отсутствие размаха деятельности, безынициативность, постоянное ожидание указаний, нерешительность, осторожность, неуверенность и т.д.

2. Поливариантные стили управления (по нескольким критериям).

2.1. По двум критериям:

1) ориентация на человеческие отношения;

2) ориентация на производственное задание.

2.2. По многим критериям - в Мичеганском университете - по 7.

В управленческой решетке ГРИД разработанной Блейком и Моутоном представлены различные способы реализации полномочий руководителя, действия, которого осуществляются в основном в двух измерениях:

1. забота о производстве (ось Х) – стремление к получению положительных производственных результатов;

2. забота о людях (ось У) – стремление руководителя к достижению конечных результатов на основе доверия, уважения, симпатии, поддержки, понимания. Это создание благоприятных условий труда, премирование, повышение зарплаты и т.д.

Взаимосвязь измерений может быть представлена в виде таблицы с 9-бальной системой оценки (1 балл – низкая степень измерения, 9 баллов – высокая). Другие показатели обозначают промежуточные степени того или иного измерения. Конкретный тип руководства базируется на конкретной системе допущений в отношении способов использования власти и полномочий в интересах объединения людей в рамках трудового коллектива. Из всей совокупности типов руководства можно выбрать пять, которые характеризуются индивидуальными свойствами поведения руководителей.

 
 


                   
  1.9             9.9  
                   
                   
       
5.5

         
                   
                   
                   
  1.1             9.1  
                8  
                                 

Рис. 4. Таблица для определения типов управления.

9.1- максимальная забота об эффективности производства (9 баллов) сочетается и минимальной заботой о подчиненных. «Режим подчинения руководителю». Руководитель отдает приоритет максимизации производственных результатов, диктуя подчиненным, что и как они должны делать; забота о персонале минимальна.

1.1 - минимальная забота о производстве и нуждах работников. Руководитель принимает минимум усилий, чтобы сохранить свое место в организации.

5.5 – это теория руководителя с философией «золотой середины» В ее основе лежит система допущений, обеспечивающих мирное сосуществование руководителя и подчиненных.

1.9 – минимальная забота о производстве(1балл) сочетается с максимальной заботой о людях (9 баллов).Основное внимание уделяется сохранению дружеских отношений между работниками, пусть даже за счет производственных показателей.

9.9 высокий уровень заботы о производстве сочетается с высоким уровнем заботы о людях. В действиях руководителя преобладают демократические приемы и способы решения задач.

Согласно системе ГРИД названные типы управления являются основными. Однако в управленческой практике выделяют ещё три дополнительных типа управления. К ним относятся:

· патернализм;

· оппортунизм;

· фасадизм.

Стиль работы, принятый руководителем, может быть постоянным в каких-то ситуациях, но при изменении ситуации возможна адаптация и корректировка способа воздействия на подчиненных. В первую очередь, говоря о ситуации, имеют в виду:

· А- особенности сотрудников;

· Б - особенности решаемых задач;

· В – организационные условия;

· Г – условия окружающей среды.

Поэтому большинство руководителей кроме основной модели поведения имеют и вспомогательную модель или несколько моделей.

Кроме того, на выбор стиля, безусловно, оказывает влияние и форма будущего развития событий. Поэтому историческое развитие дискуссий о стилях управления при включении измерений, ориентированных на будущее, приводит к интегральному стилю управления, где анализ проводится по 4 факторам:

· ориентация на задачи;

· ориентация на личность;

· ориентация на ситуации;

· ориентация на будущее.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: