Содержание и задачи экономической и управленческой диагностики
Тема 7. Диагностика систем управления
В ходе экономических реформ произошли существенные изменения в условиях хозяйствования, формах и содержании управления.
Для исследования функционирования систем управления необходимо помимо экономического анализа, интегральных оценок, факторного анализа использовать и диагностику, рассматриваемую как начальный этап процесса совершенствования управления, в результате которого определяются и формулируются задачи, подлежащие выполнению в ходе разработки и реализации комплекса конкретных мероприятий.
«Диагностика» буквально определяется как распознавание состояния изучаемого объекта по косвенным признакам.
На современном этапе развития общества есть необходимость рассматривать диагностику в двух аспектах: экономическом и управленческом.
Экономическая диагностика направлена на оценку состояния экономического объекта в условиях неполной информации с целью выявления проблем развития и перспективных путей их решения, а также на изучение режимов функционирования самих систем.
Управленческая диагностика — это исследовательская деятельность, направленная на установление, анализ и оценку проблем развития системы менеджмента организации и повышения ее эффективности, а также на выявление главных направлений их решений.
Управленческая диагностика подразделяется на:
· организационную диагностику, которая включает диагностику организационной структуры управления, выявление стратегических и проблемных зон менеджмента;
· функциональную диагностику, которая исследует систему функциональных и управленческих связей;
· кадровую диагностику, изучающую квалификацию, личностные особенности и мотивацию сотрудников организации.
Диагностика действующих систем управления состоит:
· в определении рациональности внутренних взаимосвязей между организационной, производственной, финансовой и управленческой структурами
компании;
· оценке существующей системы реализации бизнес-процессов и управления ими, а также соответствующей им информационно-технологической
модели функционирования компании;
· выявлении основных проблем компании по вопросам соответствия методов и условий ее функционирования внешним условиям рынка и выработанной стратегии развития;
· обосновании мероприятий по изменению структуры управления.
Довольно часто происходит смешение понятий «анализ» и «диагностика». Но разница между этими категориями есть, и существенная. Своеобразие диагностики состоит в том, что, с одной стороны, уже в начале исследования она позволяет обнаружить проблемы и выбрать основные направления целесообразных углубленных обследований. С другой стороны, по завершению всего комплекса исследований можно проверить выдвинутую на начальном этапе диагностическую гипотезу, сформировать окончательное мнение об имеющихся проблемах в области менеджмента. Взаимосвязь диагностики с видами экономического анализа представлена на рис. 1.
Рис. 1. Место диагностики в функциональном разрезе системы управления
В ходе диагностики систем управления выявляются слабые места (симптомы) существующей системы управления, анализируются и выявляются причины их возникновения, что представлено на рис. 2 (позиции 1 и 2), то есть определяется причинно-следственная связь симптомов (проблем) и причин. Это крайне ответственная работа, требующая от ее исполнителей высокой квалификации. Ведь, как говорится, правильно поставленный диагноз — полпути к решению проблемы.
Однако на определении непосредственно диагноза диагностика системы управления не заканчивается. Плох тот консультант, аналитик, исследователь, который, указав на проблемы, даже не подумал о поиске путей их разрешения. Поэтому перед тем, как выработать решение, необходимо понять состояние «здоровой» организации в будущем (рис. 2, позиция 3).
При этом очень важно, чтобы каждый параметр будущего (равно как и текущего) состояния можно было измерить. И только после того, как будущее состояние определено, можно приступать к определению перечня ресурсов, которые необходимы для перехода из текущего состояния в будущее (рис. 2, стрелка «Ресурсы»).
Чтобы попасть в это будущее состояние и добиться определенных результатов, предприятию необходимо осуществить ряд действий. Этот список может содержать различные процедуры: от изменения системы
мотивации до реорганизации предприятия, от оптимизации конкретного процесса до комплексной автоматизации. Определенные таким образом процедуры I могут быть выполнены как сотрудниками самого предприятия, так и силами приглашенных специалистов. Это уже вопрос внутренней политики предприятия. Диагностику следует проводить в форме комплексного, поэтапного и поэлементного исследования. Диагностика позволяет решить следующий комплекс аналитических задач:
· оценить состояние системы в условиях ограниченной информации;
· оценить режим функционирования, его эффективность и на этой основе стабильность работы системы (предприятия);
· определить возможные варианты экономической динамики исходя из сложившейся и перспективной структуры связей между показателями, характеризующими деятельность системы;
· оценить возможные последствия управленческих решений, связанных с динамикой и структурой выявленных проблем.
Рис. 2. Структурная схема диагностики систем управления
И все-таки одной из основных задач диагностики является составление целостной картины предприятия, позволяющей расставить проблемы «по местам», определить возможные риски потерь, неиспользуемые дополнительные ресурсы и приоритеты в работе с проблемами предприятия. Диагностика также может стать первым этапом комплексного проекта, в ходе которого определяются основные направления дальнейшей работы по совершенствованию системы управления.
В соответствии с задачами диагностики, ее местом в системе управления можно привести классификацию видов диагностики по различным признакам:
1. по периодичности: единовременная и периодическая;
2. по содержанию: комплексная и тематическая;
3. по широте охвата: на уровне системы (предприятия), на уровне подсистем или компонентов (структурные подразделения), по позициям номенклатуры, по договорам на поставку продукции;
4. по назначению результатов: диагностика оценки состояния системы управления, диагностика динамики режимов функционирования, диагностика экономических последствий управленческих решений;
5. по области принимаемых решений: диагностика перспективных режимов функционирования системы управления и разработка на этой основе концепции его развития, диагностика существующих режимов функционирования.
От масштабности, значимости целей и желаемых сроков достижения этих целей зависят широта и глубина диагностического обследования.
По результатам диагностического обследования в части выявления «узких» мест системы менеджмента необходимо произвести оценку возможностей решения проблем при отсутствии изменений, то есть инерционным путем или за счет применения таких средств, как более полное использование имеющихся резервов (отработка конструкций и технологий, перестройка ассортиментной политики и т. д.); техническое перевооружение, создание и использование новых видов продукции и реструктуризации, сопровождающихся, как правило, инновациями; сочетание двух вышеперечисленных направлений.
Диагностика всегда связана со сбором и обработкой информации. Основными аналитическими приемами обработки информации в соответствии с решаемыми задачами являются: показатели динамики (матрицы роста), ранговые оценки, аппарат производной функции, пересчет результатов оперативного анализа в перспективные результаты.
Методика организации диагностической деятельности предусматривает ряд последовательных процедур, позволяющих получить достоверную информацию о проблемах развития системы управления.
Первый этап заключается в поиске наиболее важной информации, получаемой при обследовании процесса производства, так как недостатки системы управления проявляются в производственном процессе в виде отклонений (поддающихся измерению) от заданного качества, нарушений ритмичности, низкого уровня использования фондов и т. п. При этом устанавливается, были ли отклонения неизбежными из-за воздействия внешних факторов или они являются устранимыми и возникли вследствие превышения заданного рабочего времени, перерасхода материалов, повышенного количества отходов и брака и т. д. При этом необходимо выделить наиболее существенные факторы и «узкие» места системы управления и оценить их влияние на конечный результат или главную цель системы,
Второй этап заключается в выборе метода обследования, который определяется целями диагностики, а также особенностями объекта изучения и этапа диагностического процесса. Вначале исследуются различные документальные источники, внешняя среда, затем проводится анкетирование и интервьюирование персонала.
Третий этап состоит в анализе проблем, возникающих при воздействии активных компонентов на различные фазы производственного процесса. Особое внимание следует обратить на взаимосвязь технологических стадий, общность используемых ресурсов, рабочих площадей, оборудования, квалификацию кадров, возможность совмещения отдельных этапов во времени.
Диагностическое обследование рекомендуется проводить в следующей последовательности:
· предварительное интервьюирование руководства организации;
· подготовка сотрудников к восприятию идей рационализации и участию в работе по совершенствованию управления;
· анализ итогов предварительного интервьюирования, подготовка к анкетированию и интервьюированию сотрудников;
· анкетирование и детальное интервьюирование;
· предварительный анализ собранной информации и сбор недостающих материалов;
· углубленный анализ диагностической информации, выработка и сопоставление предложений по совершенствованию систем управления.
Диагностическое интервью позволяет за счет специально сформулированных вопросов, задаваемых в определенной последовательности, расширить ментальные рамки респондента, разрушить стереотипы, отсеять эмоциональные высказывания от рациональных суждений, выявить глубинные убеждения и ценности индивидуумов. Примерами вопросов, применяемых в диагностическом интервью, могут быть: «На каких фактах Вы основываете свои суждения?», или: «Может быть, Вы учли не все данные или возможно другое истолкование?», или: «Здесь ведь нет противоречия?».
Диагностическое интервью хорошо заканчивать SWOT-анализом по наиболее значимым для сотрудника проблемам.
При проведении анкетирования, например работников аппарата управления, можно выяснить мнение по вопросам, касающимся состояния организации управления в динамике с ретроспективным анализом; определения сильных и слабых сторон сложившейся системы управления; структуры управления (с точки зрения количества управленческого персонала и числа уровней иерархии); используемых методов принятия управленческих решений, их качества; предложений по совершенствованию системы управления и о путях их реализации.
Несмотря на кажущуюся ясность и очевидность проблем предприятия для его руководства, для более объективного и глубокого анализа, выявления «узких» мест рекомендуется проводить диагностику существующего состояния предприятия, включающую в себя пять ключевых составляющих:
· организационно-управленческий анализ;
· анализ финансового состояния;
· анализ затрат, который включает в себя анализ методов учета затрат, принятых на предприятии, и состава затрат;
· анализ маркетинговой практики предприятия (аудит маркетинга).