При диагностике системы управления важно оценить общие результаты функционирования организации. Для этого используется набор критериев и показателей. К таким критериям относятся:
1. Общая эффективность работы фирмы. Для расчета этого критерия используются показатели:
а) мера достижения целей организации. Система целей должна охватывать производственные, научно-технические, экономические и социальные установки. Она может быть представлена в виде «дерева целей»;
б) отношение результата к затратам;
в) частные показатели эффективности, такие как эффективность использования основных средств, эффективность использования оборотных средств, эффективность использования трудовых ресурсов и т. д.
2. Выполнение плана экономического и социального развития. Расчетным показателем, характеризующим этот критерий, может рассматриваться показатель напряженности плана по статьям.
3. Финансовая устойчивость функционирования фирмы. Этот критерий является одним из основных экономических критериев эффективности деятельности. Показателями, описывающими данный критерий, могут быть: трехкомпонентный показатель финансовой устойчивости предприятия, рентабельность активов, коэффициент текущей ликвидности, коэффициент автономии, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами и т. д.
|
|
4. Соответствие технико-технологического уровня и организации производства объективным требованиям его развития в современных условиях. Определяющим показателем данного критерия является уровень производительности труда работающего (рабочего).
5. Достижение мирового уровня по качеству и себестоимости продукции. Показателем, характеризующим этот критерий, является уровень конкурентоспособности продукции.
6. Решение главных социальных проблем коллектива. Важнейшими показателями здесь являются степень удовлетворения потребностей коллектива в социально-бытовом отношении, а также уровень травматизма на производстве.
7. Соответствие деятельности фирмы требованиям экологии.
Приведенные критерии позволяют оценить деятельность фирмы, выявить узловые проблемы и определить направления углубленного анализа для выяснения основных резервов повышения эффективности.
Тема 8. Новые технологии исследования систем управления.
8.1. «ЖЕСТКИЕ» И «МЯГКИЕ» ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЯМ УПРАВЛЕНИЯ
Методы решения возникающих в менеджменте проблем можно разделить на:
• «жесткие» — хорошо определен результат изменений
системы управления, нужно найти способы достижения
результата;
• «мягкие» - нечетко определен результат изменений и
неясны методы изменений. Инструменты «жесткого» ана
лиза изменений включают причинно-следственные диаграм
мы, системные методы, дерево целей, модели «черного
ящика», имитационные методы (рис. 87).
|
|
«Мягкие» методы отражают сложность внешней среды для фирм и вовлекают в процесс изменений персонала фирмы.
Метод организационного развития (ОР) состоит в проведении осваивающих и развивающих интервью, выявлении мнений работников о проблемах организации и их привлечении к решению корневых проблем. Метод ОР снижает сопротивление изменениям.
Метод «системной стратегии вмешательства* (ССВ) предполагает три фазы изменений в организации:
1) диагностика и выявление проблем;
2) проектирование процесса изменений;
3) реализация производственных и организационных
изменений.
Метод ETHICS решает эти же задачи на основе информационных технологий. В методе Р. Марча решения об изменениях зависят от ситуации, стратегия формируется по мере воплощения изменений.