Оценка общих результатов деятельности фирмы

При диагностике системы управления важно оце­нить общие результаты функционирования организа­ции. Для этого используется набор критериев и пока­зателей. К таким критериям относятся:

1. Общая эффективность работы фирмы. Для рас­чета этого критерия используются показатели:

а) мера достижения целей организации. Система це­лей должна охватывать производственные, науч­но-технические, экономические и социальные установки. Она может быть представлена в виде «дерева целей»;

б) отношение результата к затратам;

в) частные показатели эффективности, такие как эф­фективность использования основных средств, эф­фективность использования оборотных средств, эф­фективность использования трудовых ресурсов и т. д.

2. Выполнение плана экономического и социального развития. Расчетным показателем, характеризую­щим этот критерий, может рассматриваться пока­затель напряженности плана по статьям.

3. Финансовая устойчивость функционирования фир­мы. Этот критерий является одним из основных эко­номических критериев эффективности деятельнос­ти. Показателями, описывающими данный критерий, могут быть: трехкомпонентный показатель финан­совой устойчивости предприятия, рентабельность активов, коэффициент текущей ликвидности, коэф­фициент автономии, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами и т. д.

4. Соответствие технико-технологического уров­ня и организации производства объективным требованиям его развития в современных усло­виях. Определяющим показателем данного кри­терия является уровень производительности тру­да работающего (рабочего).

5. Достижение мирового уровня по качеству и себе­стоимости продукции. Показателем, характеризу­ющим этот критерий, является уровень конкурен­тоспособности продукции.

6. Решение главных социальных проблем коллектива. Важнейшими показателями здесь являются сте­пень удовлетворения потребностей коллектива в социально-бытовом отношении, а также уровень травматизма на производстве.

7. Соответствие деятельности фирмы требовани­ям экологии.

Приведенные критерии позволяют оценить дея­тельность фирмы, выявить узловые проблемы и опре­делить направления углубленного анализа для выяс­нения основных резервов повышения эффективности.

Тема 8. Новые технологии исследования систем управления.

8.1. «ЖЕСТКИЕ» И «МЯГКИЕ» ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЯМ УПРАВЛЕНИЯ

Методы решения возникающих в менеджменте проблем можно разделить на:

• «жесткие» — хорошо определен результат изменений
системы управления, нужно найти способы достижения
результата;

• «мягкие» - нечетко определен результат изменений и
неясны методы изменений. Инструменты «жесткого» ана­
лиза изменений включают причинно-следственные диаграм­
мы, системные методы, дерево целей, модели «черного
ящика», имитационные методы (рис. 87).


«Мягкие» методы отражают сложность внешней среды для фирм и вовлекают в процесс изменений персонала фир­мы.


Метод организационного развития (ОР) состоит в про­ведении осваивающих и развивающих интервью, выявле­нии мнений работников о проблемах организации и их привлечении к решению корневых проблем. Метод ОР сни­жает сопротивление изменениям.

Метод «системной стратегии вмешательства* (ССВ) пред­полагает три фазы изменений в организации:

1) диагностика и выявление проблем;

2) проектирование процесса изменений;

3) реализация производственных и организационных
изменений.

Метод ETHICS решает эти же задачи на основе инфор­мационных технологий. В методе Р. Марча решения об изменениях зависят от ситуации, стратегия формируется по мере воплощения изменений.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: