Виды ценностей

Мир ценностей разнообразен. В аксиологии предложены различные варианты их классификации.
Например, согласно классификации Ерасова, имеют ценность следующие понятия:

§ Витальные (vita – «жизнь»): это жизнь, здоровье, безопасность, благосостояние;

§ Социальные: семья, дисциплина, трудолюбие, предприимчивость, богатство, равенство;

§ Политические: гражданские свободы, закон, Конституция, мир и т.д.;

§ Моральные: добро, любовь, честь, порядочность, уважение к старшим, любовь к детям;

§ Религиозные: вера, Бог, Священное писание;

§ Эстетические: красота, стиль, гармония.

Система ценностей может складываться у отдельного человека, внутри социальных групп, внутри культурных эпох. Личные ценностные ориентации появляются у каждого человека, начиная с детства. С их помощью он ориентируется в мире понятий, которые имеют ценность, и определяет, какие понятия являются для него более значимыми, а какие менее. Так формируется ценностная иерархия. У социальных групп, живущих в сходных условиях, создается сходная иерархия ценностей:

1. Порядочность (чистая совесть);

2. Дружба;

3. Успешная карьера;

4. Материальное благополучие;

5. Любовь;

6. Рождение и воспитание детей;

7. Семейное счастье;

8. Процветание и безопасность страны.

Со временем система ценностей, иерархия ценностей изменяется, особенно при значительных переменах в жизни общества. Например: в древнегреческой культуре большую ценность имели философия и искусство, в древнеримской культуре – политика и право, в Средние века – религия, в Новое время – наука. Иерархия ценностей в данном случае связана с идеалами данного типа культуры, эпохи. Идеал – это эталон, на который можно ориентироваться. Эталон формирует культуру как целостность, является одним из основных условий ее существования и развития. Например: в эпоху Средневековья (к. 5 – 14 вв.) сложились три эталона жизни человека:

1. Христианская церковь в качестве идеала назвала жизнь Христа, а также жизнь христианских мучеников;

2. Простой народ выразил идеал в фольклоре, герой которого, прежде всего, веселый, трудолюбивый, смекалистый и удачливый человек;

3. Рыцарство сформировало культурный эталон, в основе которого – кодекс рыцарской добродетели.

Утверждающиеся в культуре эталоны, образцы, как правило, фиксируются в виде культурной нормы. Культурные нормы – это правила, регулирующие человеческое поведение, разрешающие или запрещающие что-либо делать. Эти правила являются общепринятыми, ожидаемыми в определенном культурно-историческом обществе. Иными словами, они устанавливаются обществом. Узаконенность и признанность культурных норм поддерживаются как государственными распоряжениями (например, юридическими законами, закрепленными Конституцией), так и силой общественного мнения. К культурным нормам относятся: привычки, манеры, обычаи, традиции, нравы (обычаи, имеющие моральное значение), законы, табу. Совокупность этих элементов называется нормативной системой культуры.

Культурные нормы подразделяются на несколько видов:

1. Институциональные нормы – это нормы, зафиксированные в каких-либо официальных документах и поддерживаемые с помощью власти. Они выражаются в государственных аконах, уголовных кодексах, постановлениях церкви.

2. Этнографические нормы. Имеют неофициальный характер и складываются стихийно в виде массового обычая поступать так а не иначе. Они часто совпадают с этническими традициями.

3. Конвенциональные нормы. Создаются в процессе общественного договора, часто не имеют силы закона. Это могут быть правила соседского поведения, нормы дружеских взаимоотношений, нормы этикета.

4. Эталонные нормы. Служат в качестве образца для подражания. Чаще всего так создаются религиозные или художественные нормы.

Коротко охарактеризуем некоторые культурные нормы:

Обычаи – это отобранные обществом массовые образцы действий, которым рекомендуется следовать. Обычаи не требуют обязательного выполнения (например, римские полководцы в большинстве случаев обращались к жрецам накануне битвы и начинали ее, только получив благоприятное предсказание). Обычай чаще всего проявляется на бытовом уровне поведения людей – это распределение ролей и функций в семье, отношение к старшему поколению. К обычаям относятся бытовой этикет, обрядово-ритуальные (посещение могил родственников). Отменить или изменить обычай с помощью власти практически невозможно. Зарождение обычаев связано с особенностями природной среды, хозяйственной деятельностью, историческими условиями существования.

Традиция – это установившаяся норма поведения, остающаяся неизменной в течение веков. Традиции, в отличие от обычаев, обязательно пополняются. Так, звучание национального гимна и поднятие национального флага на международных спортивных соревнованиях в честь победителя является традицией. Как правило, соблюдение традиций не требует понимания того, почему это надо делать именно так, а не иначе. Традиции очень устойчивы: на их изменение также нельзя повлиять «сверху». Так, в советское время не удалось отменить традицию празднования религиозных праздников (особенно Пасхи). Православная религия, в свою очередь, не смогла запретить некоторые языческие праздники (масленица, день Ивана Купала).

Обряды всегда связаны с верой и носят религиозный характер.

Нравы общества – понятие, близкое к обычаям; они регулируют не столько поведенческую сторону обыденной культуры людей, сколько их обыденный уровень нравственности, ценностные ориентации.

Совокупность обычаев, нравов, культурных традиций, наряду с ментальностью общества (психологическими особенностями, лежащими в основе поведения людей) составляет образ жизни. Также образ жизни зависит от природных условий существования общества, его материально-технической базы, системы социальных институтов. Благодаря изучению образа жизни людей можно прогнозировать пути изменения конкретной культуры в целом.


§3. Классификация культуры. Культура Востока и Запада

Проблема классификации культур в культурологии

Весь окружающий человека мир неоднороден и разнообразен. Для того чтобы упорядочить представления о нем, в культурологии используют метод классификации. Для этого исследуют отдельные культурные явления, сопоставляют их и группируют по какому-либо основанию. Существует множество классификаций:

§ Археологическая

В ней культурные типы различаются по использованию конкретного материала.

§ Культурно-историческая

В ее основе лежат культурные различия.

§ Формационная

В ее основе производственные силы и производственные отношения

§ Расово-национальная

Она основана на принадлежности человека к разным расам и разным народам.

§ Коммуникационная

Означает, что смена типа коммуникации влечет за собой изменение культуры. Типы:

- дописьменная (безписьменная) культура;

- письменная культура;

- экранная культура (с 1895 г.);

- информационные технологии (сотовый телефон, Интернет);

§ Религиозная

Сюда относится языческая культура, Библейская культура, атеистическая культура.

§ Социальная классификация

Рассмотрим некоторые виды, типы и формы данной классификации. Виды культуры – это совокупность правил, норм, моделей поведения людей, которые являются разновидностями более общей культуры. Т.е. виды культуры являются частями одного целого. Сюда относятся этническая, национальная культуры, субкультуры, контркультура, официальная культура, маргинальная культура.

Этническая культура (коротко). Этнос формируется на основе совместного проживания большой группы людей на единой территории, необходимости обороны от общих врагов, а также схожести хозяйственной деятельности. На этой базе складываются общий язык, обычаи, нравы, способы хозяйствования, религиозные представления, что и формирует единую этническую культуру.

Национальный тип культуры представляет собой преобразованный вариант этнической культуры. Национальная культура выступает синтезом культур различных социальных слоев и групп соответствующего этнически однородного общества. В основе национальной культуры, помимо этнических признаков, экономический интерес и стремление к государственному объединению.

Субкультура – культура определенной части общества, имеющая специфические черты и особенности, но не противоречащая развитию доминирующей культуры общества. Отличия могут быть
конфессиональными, возрастными, профессиональными и т.д., но по основной массе элементов культура субкультуры очень близка к базовой. Примеры субкультур: культура интеллигенции в XIX в., старообрядцы, культура молодежи.

Контркультура – это культура определенной части общества, имеющая специфические черты и явно противостоящая культуре общества в целом. Пример: контркультура уголовного мира, движение хиппи в 60 гг. XX в. Культура хиппи была контркультурой, пока правительство европейских стран боролись с этим течением молодежи. После того, как государственные структуры перестали преследовать хиппи, смягчили политику по отношению к ним, исчезла агрессивность этого молодежного движения. Сейчас хиппи можно определить как субкультуру.

Важным понятием, формирующим представление о структуре культуры является понятие официальной культуры. Официальной называется культура, которая передается сверху и признается (чаще всего молчаливо) большинством общества в качестве определенного стандарта.

Маргиналы – это та часть общества, которая утратила свои социальные связи, оторвалась от культурных корней (обычаев, традиций), избавилась от особенностей речи собственной культуры, однако не приобщилась и не освоила культуру другого слоя общества, не вписалась в новую социокультурную ситуацию (например, житель деревни приезжает в Москву на работу).

Типологическая характеристика Запада и Востока

Региональная классификация:

§ Запад (в настоящее время: Европа, Северная Америка, прошлое: Древняя Греция и Древний Рим);

§ Восток (в настоящее время: Китай, страны арабо-исламского и индо-буддийского мира);

§ Север (Запад);

§ Юг (африканский континент, Океания, Меланезия).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: