Первобытные верования

Общие черты восточного типа культуры

Культуры, возникшие в государствах Древнего Востока, были традиционными. Традиционным называется общество, подчиняющееся традиции, воспроизводящее уже имеющиеся экономические, социально-политические и идеологические отношения на протяжении длительного времени. Востоку издавна присущи следующие черты традиционной культуры:

Место России в системе Восток-Запад

На рубеже XX – XXI вв. повысился интерес к истории России, к вопросам о месте российской цивилизации в мировой культуре, о возможных путях ее развития. Причиной стал трагичный опыт России в XX в. Сначала разрушалась Российская Империя, затем СССР. К проблеме самобытности истории России, ее праве называться цивилизацией наряду с Западом, обращались Чаадаев, Данилевский, Вл. Соловьев, Бердяев и др.

Факторы, которые обусловили специфику российской цивилизации:

§ географическое местоположение

Часть Евразийского материка, на которой сформировалось Древнерусское государство, являлось
одновременно периферией и Европы, и Азии. Славянские племена взаимодействовали с финно-угорскими и прибалтийскими племенами на севере и северо-западе, с иранскими племенами – на юге. Через славянские земли шли различные этнические потоки с запада на восток и наоборот. Древнерусские интересы (торгово-экономические, идейные, позднее – внешнеполитические) были
направлены на юг и восток. Отсюда вытекает такая особенность России, как бинарность – двойственность: самобытность с одной стороны, с другой – зависимость от других народов.

§


§4. Первобытная культура. Древний Египет. Месопотамия

Основные черты первобытной культуры:
религиозные верования, первобытное искусство

В истории культуры принято различать три глобальных периода:

§ дописьменный;

§ письменный;

§ экранный

Различаются эти периоды по способу передачи информации. В дописьменной культуре на протяжении десятков тысяч лет способом передачи информации служили устное слово и ритуал. Зарождение речи произошло в Палеолите с XX тысячелетия до н.э. Первыми получают названия животные (с XXV по XV тысячелетия до н.э.). Названия предметов, обозначение человека появляются позднее.

С рождением письменности способом передачи информации стала книга – сначала рукописная,
затем печатная. В настоящее время письменный способ передачи информации уступает место
экранной культуре.

Таким образом, дописьменная культура длится с XXXX по III тысячелетие до н.э.

В основе первобытного мировоззрения находится миф. Первобытный человек не отделял себя от мира. Мир – это единый живой организм. Все явления окружающего мира чувствуют, как человек. Происходит одушевление всего, а это и есть миф.

Основная черта первобытной культуры – синкретизм, т.е. нерасчлененность, слитность. В быту синкретизм проявился в неразделении сфер деятельности: первобытные люди вместе охотились, изготавливали орудия труда. Позже произошло разделение труда по признаку пола, затем – по признаку возраста. Выделилась первая профессия – колдун. Выделилась родовая знать. Еще в Палеолите имеется табу на эндогамию – брачные отношения между близкими родственниками. Это требовало упорядочения брачных отношений. Появились род и семья.

В первобытном сознании синкретизм выразился в мифе, в рассказах о том, как возникли Земля и Небо, Добро и Зло. Отсюда – еще одно определение мифа: миф – это ритуализованное, словесно-образное выражение мыслей и чувств древнего человека. Миф был универсальной моделью мира, способом его осмысления, объяснения и освоения. До нас дошли только те мифы, которые были записаны в письменную эпоху.

Существуют различные типы мифов:

1. Космологические – мифы о происхождении Вселенной, Солнца;

2. Антропологические – о происхождении человека;

3. Эсхатологические – о конце света и загробной жизни;

4. Брачно-родственные – описываются все родовые связи;

5. Этимологические – происхождение имен, географических названий;

6. Историко-героические – рассказывают о подвигах героев;

7. Календарные – связанные с земледельческими работами.

Специфика синкретичного мышления проявилась в четырех типах ранних верований:

1. Тотемизм;

2. Анимизм;

3. Магия;

4. Фетишизм.

Тотемизм – это возведение корней человеческого рода к животному предку. Тотем – это изображение животного, например, на камне, на одежде и пр. Род мог поклоняться своему тотему или нет.

Анимизм – это вера в одушевление растений, а также в существование сверхъестественного начала (в духов). Вера в духов сохраняется и в греческой мифологии – это мифы о демонах, которые являются силами природы.

Магия – вера в сверхъестественные способности человека воздействовать на окружающий мир, других людей.

Фетишизм – это одушевление предметов, вера в их сверхъестественные свойства. Иногда такие предметы изготавливали специально (амулеты, медальоны). Часто их изготавливали из костей
тотемного животного.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: