Совершенствование межбюджетных отношений в процессе исполнения бюджетов

В соответствии с Федеральным законом от 20.08.04 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Фе­дерации в части регулирования межбюджетных отношений» во многом изменилась характеристика межбюджетных отношений.

Межбюджетные отношения определены как взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного само­управления по вопросам регулирования бюджетных правоотноше­ний, организации и осуществления бюджетного процесса.

Финансовая помощь бюджетам субъектов РФ определена как межбюджетные трансферты из федерального бюджета, которые предоставляются в форме:

• финансовой помощи бюджетам субъектов РФ, в том числе до­таций из Федерального фонда финансовой поддержки субъек­тов РФ;

• субвенций бюджетам субъектов РФ из Федерального фонда компенсаций;

• финансовой помощи бюджетам отдельных муниципальных образований, предоставляемой в случаях и в порядке, установ­ленных федеральными законами;

• иных безвозмездных и безвозвратных перечислений;

• бюджетных кредитов бюджетам субъектов РФ.

Бюджетные кредитыиз федерального бюджета бюджетам субъектов РФ предоставляются при условии отсутствия просроченной задолженности соответствующих органов государственной власти субъектов РФ перед федеральным бюджетом. Использование бюд­жетных кредитов, полученных бюджетами субъектов РФ из феде­рального бюджета, для предоставления бюджетных кредитов юри­дическим лицам не допускается.

При несоблюдении органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, определен­ных бюджетным законодательством, Минфин вправе приостано­вить предоставление межбюджетных трансфертов (за исключени­ем субвенций из Федерального фонда компенсаций) соответству­ющим субъектам РФ (муниципальным образованиям).

Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ образу­ется в составе федерального бюджета в целях выравнивания бюд­жетной обеспеченности субъектов РФ и распределяется между ними в соответствии с единой методикой, утверждаемой Прави­тельством Российской Федерации.

Объем Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, подлежащий утверждению на очередной финансовый год, определяется путем умножения объема указанного Фонда, подле­жавшего утверждению на текущий финансовый год, на прогнозируемый в очередном финансовом году уровень инфляции (индекс потребительских цен).

Распределение дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ между субъектами РФ утверждается при рассмотрении проекта закона о федеральном бюджете на очеред­ной финансовый год в третьем чтении. Дотации из указанного Фонда предоставляются субъектам РФ, уровень расчетной бюд­жетной обеспеченности которых не превышает уровня, установ­ленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ.

Этот уровень определяется соотношением между расчетными налоговыми доходами на одного жителя, которые могут быть по­лучены консолидированным бюджетом субъекта РФ исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичным показателем в среднем по консолидированным бюджетам субъектов РФ с учетом струк­туры населения, социально-экономических, географических, кли­матических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объема бюджетных услуг в расчете на одного жителя.

В составе дотаций могут быть выделены дотации, отражающие отдельные факторы и условия, учитываемые при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Объ­ем указанных дотаций не может превышать 10% объема Фонда.

В целях предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для долевого финансирования инвестиционных программ (проектов) развития общественной инфраструктуры регионального значения, а также для поддержки созданных субъектами РФ фондов муни­ципального развития в составе федерального бюджета может быть образован Федеральный фонд регионального развития. Отбор инвес­тиционных программ (проектов), федеральных целевых программ регионального развития для предоставления указанных субсидий и их распределение между субъектами РФ (группами субъектов РФ) осуществляются в порядке, установленном федеральными за­конами, нормативными правовыми актами Президента Россий­ской Федерации и Правительства Российской Федерации.

В целях предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для долевого финансирования приоритетных социально значимых рас­ходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в составе фе­дерального бюджета может быть образован Федеральный фонд софинансирования социальных расходов.

Федеральный фонд компенсаций образуется в составе федераль­ного бюджета в целях предоставления субвенцийна исполнение расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных об­разований, финансовое обеспечение которых в соответствии с Фе­деральным законом «Об общих принципах организации законода­тельных (представительных) и исполнительных органов государ­ственной власти субъектов Российской Федерации» и (или) Федеральным законом «Об общих принципах организации мест­ного самоуправления в Российской Федерации» осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.

Субвенции из Федерального фонда компенсаций распределя­ются между субъектами РФ в соответствии с методикой, утверж­даемой Правительством Российской Федерации, пропорциональ­но численности населения (отдельных групп населения), потреби­телей соответствующих бюджетных услуг, лиц, имеющих право на получение трансфертов населению, другим показателям с учетом объективных условий, влияющих на стоимость предоставления бюджетных услуг (объем выплат) в субъектах Российской Федера­ции. Субвенции из Федерального фонда компенсаций предостав­ляются местным бюджетам через образуемые в составе бюджетов субъектов РФ региональные фонды компенсаций.

Из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до 1 года в объеме, утвержденном федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Эти кредиты предоставляются по про­центной ставке, устанавливаемой федеральным законом о феде­ральном бюджете на очередной финансовый год.

Для оказания финансовой помощи местным бюджетам могут быть образованы на региональном уровне: фонд финансовой под­держки; фонд муниципального развития субъекта Российской Фе­дерации; фонд софинансирования социальных расходов. Возмож­но предоставление бюджетных кредитов на срок до 1 года из реги­ональных бюджетов.

Совершенно новым положением является введение в Бюджет­ный кодекс понятия «неплатежеспособность» (банкротство) субъек­тов Федерации или местных администраций,что должно повысить их ответственность при планировании и осуществлении бюджет­ных расходов, а также при планировании и сборе бюджетных до­ходов.

Временная финансовая администрация в субъекте РФ (муниципальном образовании) вводится на срок до 1 года решением арбитражного суда при осуществлении производства по делу о вос­становлении платежеспособности субъекта РФ (муниципального образования) в порядке, установленном федеральным законом. Решение Высшего арбитражного суда Российской Федерации о ведении в субъекте РФ временной финансовой администрации принимается в случае, если на момент принятия его возникшая в результате решений, действий или бездействия органов власти просроченная задолженность по исполнению долговых и (или) бюджетных обязательств превышает 30% объема собственных доходов бюджета в последнем отчетном году.

Временная финансовая администрация осуществляет финансовый контроль за исполнением бюджета субъекта РФ (местного бюджета), включая контроль за использованием бюджетных редств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, а также получателями государственных муниципальных) гарантий. Такой порядок позволяет повысить эффективность бюджетного регулирования в процессе исполнения бюджетов.

Вопросы для самоконтроля:

1. Что такое бюджетное регулирование?

2. Назовите формы оказания финансовой помощи из федерального бюдже­та региональным бюджетам.

3. В каких случаях могут предоставляться бюджетные ссуды?

4. Проанализируйте структуру Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ в 2004 г.

5. Проанализируйте структуру Фонда компенсаций в 2004 г.

6. Каковы последствия сокращения доходов бюджета в процессе исполне­ния бюджета?

7. Назовите основные направления совершенствования межбюджетных от­ношений.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: