В соответствии с Федеральным законом от 20.08.04 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» во многом изменилась характеристика межбюджетных отношений.
Межбюджетные отношения определены как взаимоотношения между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.
Финансовая помощь бюджетам субъектов РФ определена как межбюджетные трансферты из федерального бюджета, которые предоставляются в форме:
• финансовой помощи бюджетам субъектов РФ, в том числе дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ;
• субвенций бюджетам субъектов РФ из Федерального фонда компенсаций;
• финансовой помощи бюджетам отдельных муниципальных образований, предоставляемой в случаях и в порядке, установленных федеральными законами;
|
|
• иных безвозмездных и безвозвратных перечислений;
• бюджетных кредитов бюджетам субъектов РФ.
Бюджетные кредитыиз федерального бюджета бюджетам субъектов РФ предоставляются при условии отсутствия просроченной задолженности соответствующих органов государственной власти субъектов РФ перед федеральным бюджетом. Использование бюджетных кредитов, полученных бюджетами субъектов РФ из федерального бюджета, для предоставления бюджетных кредитов юридическим лицам не допускается.
При несоблюдении органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления условий предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, определенных бюджетным законодательством, Минфин вправе приостановить предоставление межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций из Федерального фонда компенсаций) соответствующим субъектам РФ (муниципальным образованиям).
Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ образуется в составе федерального бюджета в целях выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ и распределяется между ними в соответствии с единой методикой, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Объем Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ, подлежащий утверждению на очередной финансовый год, определяется путем умножения объема указанного Фонда, подлежавшего утверждению на текущий финансовый год, на прогнозируемый в очередном финансовом году уровень инфляции (индекс потребительских цен).
Распределение дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ между субъектами РФ утверждается при рассмотрении проекта закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в третьем чтении. Дотации из указанного Фонда предоставляются субъектам РФ, уровень расчетной бюджетной обеспеченности которых не превышает уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ.
|
|
Этот уровень определяется соотношением между расчетными налоговыми доходами на одного жителя, которые могут быть получены консолидированным бюджетом субъекта РФ исходя из уровня развития и структуры экономики и (или) налоговой базы (налогового потенциала), и аналогичным показателем в среднем по консолидированным бюджетам субъектов РФ с учетом структуры населения, социально-экономических, географических, климатических и иных объективных факторов и условий, влияющих на стоимость предоставления одного и того же объема бюджетных услуг в расчете на одного жителя.
В составе дотаций могут быть выделены дотации, отражающие отдельные факторы и условия, учитываемые при определении уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Объем указанных дотаций не может превышать 10% объема Фонда.
В целях предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для долевого финансирования инвестиционных программ (проектов) развития общественной инфраструктуры регионального значения, а также для поддержки созданных субъектами РФ фондов муниципального развития в составе федерального бюджета может быть образован Федеральный фонд регионального развития. Отбор инвестиционных программ (проектов), федеральных целевых программ регионального развития для предоставления указанных субсидий и их распределение между субъектами РФ (группами субъектов РФ) осуществляются в порядке, установленном федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
В целях предоставления бюджетам субъектов РФ субсидий для долевого финансирования приоритетных социально значимых расходов консолидированных бюджетов субъектов РФ в составе федерального бюджета может быть образован Федеральный фонд софинансирования социальных расходов.
Федеральный фонд компенсаций образуется в составе федерального бюджета в целях предоставления субвенцийна исполнение расходных обязательств субъектов РФ и (или) муниципальных образований, финансовое обеспечение которых в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и (или) Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета.
Субвенции из Федерального фонда компенсаций распределяются между субъектами РФ в соответствии с методикой, утверждаемой Правительством Российской Федерации, пропорционально численности населения (отдельных групп населения), потребителей соответствующих бюджетных услуг, лиц, имеющих право на получение трансфертов населению, другим показателям с учетом объективных условий, влияющих на стоимость предоставления бюджетных услуг (объем выплат) в субъектах Российской Федерации. Субвенции из Федерального фонда компенсаций предоставляются местным бюджетам через образуемые в составе бюджетов субъектов РФ региональные фонды компенсаций.
Из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ могут предоставляться бюджетные кредиты на срок до 1 года в объеме, утвержденном федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Эти кредиты предоставляются по процентной ставке, устанавливаемой федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
|
|
Для оказания финансовой помощи местным бюджетам могут быть образованы на региональном уровне: фонд финансовой поддержки; фонд муниципального развития субъекта Российской Федерации; фонд софинансирования социальных расходов. Возможно предоставление бюджетных кредитов на срок до 1 года из региональных бюджетов.
Совершенно новым положением является введение в Бюджетный кодекс понятия «неплатежеспособность» (банкротство) субъектов Федерации или местных администраций,что должно повысить их ответственность при планировании и осуществлении бюджетных расходов, а также при планировании и сборе бюджетных доходов.
Временная финансовая администрация в субъекте РФ (муниципальном образовании) вводится на срок до 1 года решением арбитражного суда при осуществлении производства по делу о восстановлении платежеспособности субъекта РФ (муниципального образования) в порядке, установленном федеральным законом. Решение Высшего арбитражного суда Российской Федерации о ведении в субъекте РФ временной финансовой администрации принимается в случае, если на момент принятия его возникшая в результате решений, действий или бездействия органов власти просроченная задолженность по исполнению долговых и (или) бюджетных обязательств превышает 30% объема собственных доходов бюджета в последнем отчетном году.
Временная финансовая администрация осуществляет финансовый контроль за исполнением бюджета субъекта РФ (местного бюджета), включая контроль за использованием бюджетных редств главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, а также получателями государственных муниципальных) гарантий. Такой порядок позволяет повысить эффективность бюджетного регулирования в процессе исполнения бюджетов.
Вопросы для самоконтроля:
1. Что такое бюджетное регулирование?
|
|
2. Назовите формы оказания финансовой помощи из федерального бюджета региональным бюджетам.
3. В каких случаях могут предоставляться бюджетные ссуды?
4. Проанализируйте структуру Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ в 2004 г.
5. Проанализируйте структуру Фонда компенсаций в 2004 г.
6. Каковы последствия сокращения доходов бюджета в процессе исполнения бюджета?
7. Назовите основные направления совершенствования межбюджетных отношений.