Вопрос 1. Методология общественного выбора
Теория общественного выбора - составная часть экономической теории (новая политическая экономия), изучает политический механизм формирования экономических решений. Экономика и политика взаимодействуют друг с другом. Если рынок выявляет индивидуальные предпочтения относительно частных благ, то государство выявляет предпочтения относительно производства общественных благ. ТОВ объясняет 1) взаимосвязь между политикой и экономикой, 2) специфику принятия политических решений и 3) методы вмешательства в рыночную экономику.
Общественный выбор - это процесс нерыночного принятия решений по поводу производства и распределения общественных благ. ОВ осуществляется через систему политических институтов (гос-во; партии; общественные организации, преследующие политические цели).
Общественный выбор основан на следующих концепциях (концепция – определенный способ понимания явления, точка зрения, основная идея):
1) Концепция экономического человека. В ходе общественного выбора поведение людей является рациональным: граждане преследуют личные выгоды и представляют свои предпочтения как товары. В роли избирателя они оценивают все предложения и останавливаются на наилучшем для себя варианте. В роли политика люди создают свои программы с целью максимизации голосов. В отличие от товарного рынка потребители ОБ не обладают полной информацией о политической деятельности,т.к. ее получение такой связано с большими затратами (время, изучение состояния проблем, законов и т.д.). Издержки на получение такой информации меньше предельных выгод.
2) – Индивидуализм. Отрицается коллективная рациональность. Политики и избиратели преследуют индивидуальные цели. Политик стремится к успеху, чтобы добиться популярности быть избранным на новый срок. Коллективные действия – это действия отдельных людей в составе коллектива. Поиск общественного интереса вне интересов отдельных людей считается несбыточным.
Политика рассматривается как сфера взаимовыгодного обмена, рынок товаров представляется как аналог политического рынка.
Политика – это система обмена, в которой люди коллективно стремятся к достижению своих частных интересов. Не все потребности могут реализоваться через рыночный обмен. На рынке люди меняют товары на деньги и деньги на товары, а в политике – соглашаются платить налоги в обмен на общественные блага.
На рынке действуют покупатели и продавцы. Участники политического процесса:
1) Избиратели. Потребители общественных благ выражают свои интересы (спрос)через механизм голосования. Избиратели более ограничены в выборе, чем покупатели товаров на рынке, т.к. не обладают всей информацией об общественном благе.
2) Политики определяют цели развития и средства их достижения, пытаются добиться одобрения своих программ (формируют спрос). Политики – это своего рода предприниматели, которые заинтересованы в спросе на их продукцию со стороны избирателей, действуют не по принципу самоокупаемости, а из-за необходимости переизбрания, максимизируют они не прибыль, а престиж.
3) Бюрократия – это рациональная деятельность профессиональных государственных служащих.
В результате взаимодействия участников политического процесса образуется политико-экономический кругооборот аналогичный кругообороту товаров: вместо домашних хозяйств и фирм участвуют избиратели и политики, а вместо рынков товаров и ресурсов используются политический рынок и рынок общественных благ.