Тема 12: история российского законодательства в области охраны окружающей среды

Изучить систему государственной охраны природных территорий РФ для сохранения биологического разнообразия растительного и животного мира, среды обитания человека, требования к организации заповедных территорий.

СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЕ.

1.Загрязнение воды стоками животноводческих ферм и скотооткормочных комплексов.

2.Загрязнение пестицидами и их остатками.

3.Загрязнение почвы тяжелыми металлами (кадмия, кобальта, цинка, свинца) при внесении удобрений, вдоль дорог.

4.Загрязнение почвы и продуктов питания нитратами. Опасными нитраты становятся, когда на каждый килограмм веса человек потребляет более 5 мг нитратов в сутки. Нитраты вступают в сложные комплексные соединения, называемые нитрозными, являющиеся канцерогенами.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ:

1.Что включают в себя агроценозы?

2.Назовите основные компоненты сельскохозяйственных экологических систем.

3.Возможно ли в них экологическое равновесие?

4.От чего зависит плодородие почв?

5.Назовите основные загрязнители в сельском хозяйстве.

ТЕМА 11: " ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ МОНИТОРИНГА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ (ООПТ)».

ЦЕЛЬ: изучить определение мониторинга окружающей среды, его виды и значение,

МОНИТОРИНГ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ(ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ) -система наблюдений,оценки и прогнозирования состояния окружающей человека природной среды.Конечная цель экологического мониторинга- оптимизация отношений человека с природой, экологическая ориентация хозяйственной деятельности.

Экологический мониторинг включает три основных направления деятельности:

-наблюдения за факторами воздействия и состояния среды;

-оценку фактического состояния среды;

-прогноз состояния окружающей природной среды и оценку прогнозируемого состояния.

Следует различать понятия "экологический мониторинг" и "экологический контроль"

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ – деятельность государственных органов, предприятий и граждан по соблюдению экологических норм и правил. Различают государственный, производственный и общественный экологический контроль.

В природоохранительном законодательстве РФ государственная служба мониторинга определяется как часть системы экологического контроля.

ВЫДЕЛЯЮТ различные виды мониторинга в зависимости от критериев: БИОЭКОЛОГИЧЕСКИЙ (САНИТАРНО - ГИГИЕНИЧЕСКИЙ,), ГЕОЭКОЛОГИЧЕСКИЙ (ПРИРОДНО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ), БИОСФЕРНЫЙ(ГЛОБАЛЬНЫЙ), КОСМИЧЕСКИЙ, ГЕОФИЗИЧЕСКИЙ, КЛИМАТИЧЕСКИЙ, БИОЛОГИЧЕСКИЙ, ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ, СОЦИАЛЬНЫЙ И ДР.

В зависимости от степени выраженности антропогенного воздействия различают мониторинг импактный и фоновый. ФОНОВЫЙ (БАЗОВЫЙ) мониторинг -слежение за природными явлениями и процессами, протекающими в естественной обстановке, без антропогенного воздействия. Осуществляется на базе биосферных заповедников.

ИМПАКТНЫЙ МОНИТОРИНГ -слежение за антропогенными воздействиями в особо опасных зонах.

В ЗАВИСИМОСТИ ОТ МАСШТАБОВ наблюдения различают мониторинг ГЛОБАЛЬНЫЙ, РЕГИОНАЛЬНЫЙ И ЛОКАЛЬНЫЙ.

ГЛОБАЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ - слежение за развитием общемировых биосферных процессов и явлений (состояние озонового слоя, изменение климата).

РЕГИОНАЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ - слежение за природными процессами и явлениями в пределах какого - либо региона (состояние озера Байкал).

ЛОКАЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ - мониторинг в пределах небольшой территории(контроль за состоянием воздуха в городе).

На уровне ЛОКАЛЬНОГО (санитарно - гигиенического, биоэкологического, импактного) МОНИТОРИНГА наиболее важным является контроль следующих показателей:

1)концентрация загрязняющих веществ, наиболее опасных для природных экосистем и человека, в жизнеобеспечивающих средах:

-в атмосферном воздухе: оксиды углерода, азота, диоксид серы, пыль, аэрозоли, тяжелые металлы, пестициды, бензапирен, азот, фосфор, углеводороды;

-в поверхностных водах: радионуклеотиды, тяжелые металлы, пестициды, бензапирен, рН, минерализация, азот, нефтепродукты, фенолы, фосфор,;

- в почве: тяжелые металлы, пестициды, радионуклеиды, нефтепродукты,бензапирен, азот, фосфор;

2)уровень вредных физических воздействий: радиация, шум, вибрация, электромагнитные поля и др.;

3)динамика заболеваемости, вследствие загрязнения биосферы, в частности врожденных дефектов.

Пункты экологического мониторинга располагаются в крупных населенных пунктах, промышленных и сельскохозяйственных районах (города, автомагистрали, территории промышленно-энергетических центров, атомных электростанций, нефтепромыслов, агроэкосистем и пр.) Сотрудники Комитетов по гидрометеослужбе получают данные о состоянии атмосферы через систему специальных датчиков, постоянно отбирают пробы воды и почв для анализа.

На уровне РЕГИОНАЛЬНОГО (геосистемного, природно - хозяйственного) МОНИТОРИНГА ведутся наблюдения за состоянием экосистем крупных природно -территориальных комплексов(бассейнов рек, лесных экосистем, агроэкосистем т. д.), регистрируются отличия их параметров от фоновых территорий, вследствие антропогенных воздействий.

На уровне ГЛОБАЛЬНОГО (биосферного, фонового) МОНИТОРИНГА отслеживаются изменения в биосфере в целом. Объектами глобального мониторинга являются атмосфера, гидросфера, почвенный покров, растительный и животный мир и биосфера в целом как среда обитания жизни всего человечества. Разработка и координация глобального мониторинга осуществляется в рамках ЮНЕП (орган ООН) и Всемирной метеорологической организации (ВМО).

Основными целями этой программы являются:

-организация расширенной системы предупреждения об угрозе здоровью человека;

-оценка влияния глобального загрязнения атмосферы на климат;

-оценка количества и распределения загрязнений в биологических системах, особенно в пищевых цепочках;

-оценка критических проблем, возникающих в результате сельскохозяйственной деятельности и землепользования;

-оценка загрязнения океана и влияния загрязнения на морские экосистемы;

-создание системы предупреждений о стихийных бедствиях.

Особую роль в системе экологического мониторинга играет биологический мониторинг. БИОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ - это контроль состояния окружающей природной среды с помощью живых организмов. Главный метод биологического мониторинга - биоиндикация, которая заключается в регистрации любых изменений в биоте, вызванных антропогенными факторами. БИОИНДИКАЦИЯ - обнаружение и определение биологически и экологически значимых антропогенных нагрузок на основе реакции на них живых организмов и их сообществ. Живые организмы, по наличию, состоянию и поведению которых можно судить об изменениях в окружающей среды, называются биоиндикаторами.

Глобальная система мониторинга окружающей среды ЮНЕП в настоящее время включает 344 станции по мониторингу воды в 59 странах мира.

Громадное число видов и целых экосистем уже потеряно безвозвратно. За неполные 400 лет, в течение которых ведутся описания животного и растительного мира, полностью исчезли более 60 видов млекопитающих и более 90 видов птиц, а также множество видов растений и насекомых. Для регистрации и принятия экстренных мер по сохранению редких видов создаются международные национальные Красные книги. В 1983 г. вышло первое издание Красной книги РСФСРЮ. В нее были занесены 65 видов и подвидов млекопитающих, 109 видов птиц, 533 вида и подвида растений, а также многие насекомые, рыбы и рептилии.

Экологи различают два уровня охраны природы: ПОПУЛЯЦИОННО -ВИДОВОЙ и ЭКОСИСТЕМНЫЙ.

ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ - территории или акватории, в пределах которых запрещено их хозяйственное использование и поддерживается их естественное состояние в целях сохранения экологического равновесия, а также в научных, учебно - просветительных, культурно -эстетических целях. ООПТ предназначены для поддержания экологического баланса, сохранения генетического разнообразия природных ресурсов, наиболее полного отражения биогеоценотического разнообразия биомов страны, изучения эволюции экосистем и влияния на них антропогенных факторов, а также для решения различных хозяйственных и социальных задач.

Согласно Федеральному закону "Об особо охраняемых природных территориях"(1995) в зависимости от строгости охраны различают: государственные природные заповедники (в т.ч. биосферные), национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады.

В зависимости от назначения ООПТ могут находиться в федеральной, региональной или муниципальной собственности.

Еще Петр 1 издал указ о запрещении отстрела лосей в Санкт -Петербургской губернии. Однако современная система ООПТ берет начало с создания в США первого в мире национального парка "Йеллоустон"(1872).В России система охраняемых территорий формируется уже более 80 лет. Одним из первых был Баргузинский заповедник, основанный на Байкале в 1916г. К концу 1998 г. в эту систему входило 99 заповедников, 34 национальных парка, около 1600 государственных заказников и более 8000 памятников природы.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРИРОДНЫЕ ЗАПОВЕДНИКИ -территории или акватории, которые полностью изъяты из обычного хозяйственного использования с целью сохранения в естественном состоянии природного комплекса.Вокруг заповедников создают охранные зоны.

В заповедниках решают три главные задачи.

1.Они должны обеспечить охрану флоры и фауны в экосистемах.У каждого заповедника есть свои особенности. Так, в Астраханском государственном заповеднике главные объекты охраны - водоплавающие птицы и лотос, в Воронежском - бобр, в Хоперском -выхухоль, в Ильменском -минералы.

2.Заповедники -это научные учреждения, где работают биологи и экологи разного профиля, детально исследующие состояние экосистем. Это живые лаборатории, помогающие поддерживать стабильность популяций и экосистем и за пределами заповедников.

3.Заповедники служат очагами восстановления плотности популяций редких и исчезающих видов растений и животных, используемых в дальнейшем для акклиматизации и реакклиматизации.

БИОСФЕРНЫЕ ЗАПОВЕДНИКИ входят в состав ряда государственных природных заповедников и используются для фонового мониторинга биосферных процессов. В мире в настоящее время создана единая глобальная сеть из более 300 биосферных заповедников, которые работают по согласованной программе ЮНЕСКО и ведут постоянные наблюдения за изменением природы под влиянием антропогенной деятельности.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРКИ - относительно большие (от нескольких тысяч до нескольких млн. га) природные территории и акватории,где обеспечивается выполнение трех основных целей:

-экологической (поддержание экологического баланса и сохранение природных экосистем).;

-рекреационной (регулируемый туризм и отдых людей);

-научной (разработка и внедрение методов сохранения природного комплекса в условиях массового допуска посетителей).

В национальных парках существуют зоны хозяйственного использования.

Одним из известных национальных парков России является Лосиный Остров (Москва, 1982 г.)

ПРИРОДНЫЕ ПАРКИ - территории, отличающиеся особой экологической и эстетической ценностью, с относительно мягким охранным режимом и используемые преимущественно для организованного отдыха населения. ПО СВОЕЙ СТРУКТУРЕ ОНИ БОЛЕЕ ПРОСТЫ, ЧЕМ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПАРКИ.

ЗАКАЗНИКИ - территории, создаваемые на определенный срок (в ряде случаев постоянно) для сохранения и восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. В заказниках сохраняют и восстанавливают плотности популяций одного или нескольких видов животных или растений, а также природные ландшафты, водные объекты и др. Восстанавливаемые виды использовать запрещается, хотя на территории заказника возможна хозяйственная деятельность с использованием всех прочих видов растений и животных (охота, рыбная ловля, заготовка лекарственного сырья, сбор грибов и ягод и т.д.) Особый вид заказника - лесосады. Их создают в пойменных лесах: вырубают деревья и кустарники, не имеющие ресурсного значения, и на их месте разрастаются боярышник, калина, черемуха, шиповник.

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ - уникальные, невоспроизводимые природные объекты, имеющие научную, экологическую, культурную и эстетическую ценность (пещеры, вековые деревья, скалы,водопады и др.) На территории, где они расположены, запрещена любая деятельность, нарушающая их сохранность.

ДЕНДРОЛОГИЧЕСКИЕ ПАРКИ И БОТАНИЧЕСКИЕ САДЫ -коллекции деревьев, кустарников и трав, созданные человеком с целью сохранения биоразнообразия и обогащения растительного мира, а также в научных, учебных и культурно -просветительных целях.В них осуществляются роботы по интродукции и акклиматизации новых для данного региона растений.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ:

1.Что такое мониторинг окружающей среды?

2.Назовите основные направления мониторинга.

3.Назовите виды мониторинга.

4.Назовите показатели локального, регионального и глобального мониторинга.

5.Приведите примеры биоиндикации, в чем ее достоинства и недостатки?

6.Для чего создаются ООПТ.?

7.Назовите законодательные акты, регламентирующие работу ООПТ.

8.Какие ООПТ вы знаете?

9.Назовите ООПТ в Тульской области.

10.Какие охраняемые виды растений и животных вам известны?

ЦЕЛЬ: изучить этапы развития российского законодательства в области охраны окружающей среды.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ движение в России имеет свои исторические корни. Еще во времена ЯРОСЛАВА МУДРОГО в первом законодательном сборнике" Русская Правда" предусматривалось наказание за порчу охотничьих угодий и воровство ловчих птиц. В 18 В.ПЕТР 1своими указами предписывал оберегать уникальные памятники природы, природные лечебные источники, особенно ценные лесные массивы.

ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ представляет собой сложную и многоплановую проблему

Решение ее сопряжено с регулированием взаимоотношений человека и природы, подчинением их определенной системе законоположений, инструкций и правил. В нашей стране такая система установлена в определенном порядке.

ПРАВОВАЯ ОХРАНА ПРИРОДЫ представляет собой совокупность установленных государством правовых норм и возникающих в результате их реализации правоотношений, направленных на выполнение мероприятий по сохранению естественной среды, ее оздоровлению в интересах настоящего и будущего поколению.

В систему правовой охраны природы России входят четыре группы юридических мероприятий.

1.Правовое регулирование отношений по использованию, сохранению и возобновлению природных ресурсов.

2.Организацмя воспитания и обучения кадров, финансирование и материально- техническое обеспечение природоохранных действий.

3.Государственный и общественный контроль за выполнением требований охраны природы.

4.Юридическая ответственность правонарушителей. Правовые нормы экологии отражены в законах, указах, постановлениях и распоряжениях, нормативных актах министерств и ведомств, субъектах РФ.

В СССР, а затем в России было шесть периодов развития экологического законодательства.

1.1918- 1922- возникновение и становление законодательных актов об охране и использовании природных ресурсов.

2.1922- 1957- активное развитие союзного природоресурсного законодательства.

3.1953 -1963 -принятие во всех республиках бывшего СССР законов об охране природы

4.1968 -1980 -проведение кодификации союзного и республиканского законодательства о земле, недрах, водах, лесах, животном мире, атмосферном воздухе. ПРИНЯТИЕ ПО ЭТИМ

объектам соответствующих Основ законодательства СССР и союзных республик, кодексов в союзных республиках

5.1985 -1990 -попытка перестроить общественные отношения в охране природы и рациональном использовании природных ресурсов, разработать закон об охране природы СССР и

создать специальные органы управления в СССР и республиках.

6.С 1991 г. и до настоящего времени -суверенизация России, распад СССР, пересмотр законодательства РФ, в том числе экологического, принятие нового Закона " ОБ охране окружающей природной среды"(2001), нового Земельного кодекса(2001), нового Кодекса об административных правонарушениях(2001) и др. актов экологического направления.

Система экологического законодательства включает в себя две подсистемы: природоохранное и природоресурсное законодательство.

В подсистему природоресурсного законодательства входят Земельный кодекс РФ, Закон РФ " О недрах", "Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, а также др. законодательные и нормативные акты.

Центральное место среди экологических норм Конституции РФ занимает ст.9,ч.1, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в РФ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ И ОХРАНЯЮТСЯ КАК ОСНОВА ЖИЗНИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАРОДОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ТЕРРИТОРИИ.

Ст. 42 Конституции закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу в результате экологического правонарушения.

Ст.9.,ч.2 Конституции ПРОВОЗГЛАШАЕТ право граждан и юридических лиц на частную собственность на землю и другие природные ресурсы.

Ст. 28 закрепляет права граждан на охрану здоровья в экологически неблагополучных районах.

10января 2002 г. вступил в силу новый Закон "Об охране окружающей природной среды" вместо утратившего силу Федерального закона от 19 декабря 1991 г.

Федеральный закон "Об охране окружающей среды"(2002 г.) лежит в основе природоохранного законодательства РФ. Задачами природоохранительного законодательства РФ являются регулирование отношений в сфере взаимодействия общества и природы с целью сохранения природных богатств и естественной среды обитания человека, предотвращения экологически вредного воздействия хозяйственной или иной деятельности, оздоровления и улучшения качества окружающей природной среды, укрепления законности и правопорядка в интересах настоящего и будущего поколений людей.

Настоящий закон охватывает все аспекты природопользования и охраны окружающей среды и нормы других законов в области охраны окружающей среды не должны противоречить Конституции РФ и Федеральному закону РФ "Об охране окружающей природной среды".

ЗАКОН включает 16 глав:

1 общие положения;

2. основы управления в области охраны окружающей среды;

3. права и обязанности граждан, общественных и иных некоммерческих организаций;

4. экономическое регулирование;

5.нормирование;

6. оценка воздействий на окружающую среду и экологическая экспертиза;

7.требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности;

8.зоныэкологического бедствия, зоны чрезвычайных ситуаций;

9. природные объекты, находящиеся под особой охраной;

10.государственный мониторинг окружающей среды;

11.контроль в области охраны окружающей среды (экологический);

12.научные исследования;

13.основы формирования экологической культуры;

14.ответственность за нарушение законодательства;

15.международное сотрудничество;

16.заключительные положения.

Другим источником экологического права служат Основы законодательства РФ об охране здоровья (август 1993 г.) В целом они относятся к источникам административного права,т. к. регулируют административные отношения

Федеральный закон " Об экологической экспертизе"(1995г) направлен на предупреждение негативного воздействия хозяйственной деятельности.

Федеральный закон" Об особо охраняемых природных территориях"(1995 г.) регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния и т. д.

ЗАКОН РФ" Об охране атмосферного воздуха"(1999 г. устанавливает правовые основы охраны атмосферного воздуха.

ЗАКОН РФ "О радиационной безопасности населения"(1995 г.) гарантирует возмещение ущерба и имуществу граждан в случае радиационной аварии.

Экологические права ПРИРОДОРЕСУРСНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА отражены в Земельном кодексе РФ, принятом Государственной Думой в октябре 2001г., который принципиально отличается от своих предшественников - ЗЕМЕЛЬНЫХ кодексов 1922, 1970 и 1991 г.г. От него во многом будут зависеть судьбы наших детей и будущее каждого гражданина.

Согласно Конституции РФ - ст. 9,п.2 земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Земля стала объектом гражданского оборота - купли - продажи, наследования, залога, аренда и т. д.

Решается вопрос о доработке ЗАКОНА РФ" О недрах" принятом в1992г. Недра являются природным объектом, охраняемым государством.

ПОСТАНОВЛЕНИЯ Правительства по вопросам экологии можно разбить на три группы

К первой относятся те, которые принимаются во исполнение закона для конкретизации отдельных положений.

Вторая группа постановлений предназначена для определения компетентных органов управления и контроля

Третья группа включает нормативно - правовые акты дальнейшего правового регулирования экологических отношений.

ПРИРОДООХРАННЫЕ МИНИСТЕРСТВА И ВЕДОМСТВА наделяются правом издавать нормативные акты в рамках своей компетентности. Они предназначены для обязательного исполнения другими министерствами и ведомствами, физическими и юридическими лицами (М П Р).

ВОПРОСЫ для закрепления:

1.В чем заключается государственная политика защиты окружающей среды?

2.Назовите основные периоды в развитии природоохранного законодательства РФ

3 Система правовой охраны природы в России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: