Структурный функционализм в социологических системах
Толкотт Парсонс (13.12.1902 - 8.05.1979). Образование в Лондоне, Гейдельберге. С 1927 - преп. в Гарвардском ун-те. 1949: президент Амер. социол. ассоциации. Осн. Работы: "Структура соц. действия" (1937), "Соц. система" (1951). Создатель теории действия и системно-функциональной школы в социологии (влиян. работ М.Вебера, Дюркгейма, Парето и др.: стремление выявить в них новые подходы в условиях кризиса позитивизма и утилитаризма). -> к пониманию чел-ского действия как самоорганизующейся системы; специфика (отличие от физ. и биол. действия): 1) символичность (= наличие мех-змов регуляции: язык, ценности и пр.); 2) нормативность (= зависимость инд. действия от общепринятых ценностей и норм); 3) волюнтаристичность (= изв. иррациональность и независимость от условий среды + зависимость от субъективных "определений ситуаций") /изл. в колл. монографии "К созданию общей теории действия", где исходн. понятия: "деятель", "ситуация", "ориентация деятеля на ситуацию". [3,257-258]
|
|
Система = совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность, единство [5,584]
Целостность = принципиальная несмводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее эл-тов и невыводимость из последних свойств целого; зависимость каждого эл-та, свойства и отношения системы от его места, функций и т.д. внутри целого.
Структурность = обладание структурой, т.е. сетью связей и отношений системы /обусловленность поведения системы не столько поведением ее отд. эл-тов, ск. свойствами структуры/.
Взаимозависимость системы и среды (системы формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой, являясь при этом ведущим активным компонентом взаимодействия).
Иерархичность (каждый компонент системы может рассматриваться как система, а вся система - как подсистема системы более высокого уровня). [5,584-585]
Уровни организации социальной структуры. 4 уровня структурной организации: 1) первичный (= технический), 2) менеджериальный (= управленческий), 3) институциональный, 4) социетальный. Все соц. системы распределяются вокруг двух основных осей дифференциации: 1-я = ось между внешними и внутренними элементами ориентаций; 2-я = "инструментально-консуматорная" ось ориентации: осн. на "разделении труда" по Дюркгейму, на базе к-рого происходит дифференциация частей и сопутствующая их интеграция (в рез. установления "органического единства" между ними) [4,29]: /=инвариантный набор функциональных проблем, решение к-рых обязательно, если система действия действительно сохраняет свои границы [3,258-259]/
|
|
Инструментальный Консуматорный
Ось внешней ориен- Функция приспособле- Функция достижения тации ния <адаптация> целей
Ось внутренней ори- Функция сохранения Функция интеграции ентации форм и управление напряжением
"Поскольку общество состоит обычно из многих миллионов конкретных индивидов, оно должно быть чрезвычайно дифференцировано и раздроблено на более низких уровнях. Но если оно должно представлять собой единство как систему, следовательно, оно должно также иметь общую культуру, в высшей степени обобщенную институциональную систему и некоторую конкретную коллективную организацию как целое" [4,30].
Проблема ценностей (функциональная теория ценностей - против утилитарной теории ценностей Рейтера и Харта: взаимодействие людей не аналогично биол. конкуренции, поиск ч-ком культурных целей ведет к ценн. ограничениям, присущим ограничениям целей). Ориентирование: всегда 2 аспекта - 1) познавательный, 2) конативный. Редко - изолир. действия, обычно - образуют цепи и системы, развивающиеся во времени. Упорядоченность обеспечивается оценочной ориентацией (оценочные ценности = стандарты для суждений). Моральные ценности обеспечивают интеграцию личности.
Ценности и социетальные типы. Описание ценностей 5 парами альтернатив (дилемм действия), из к-рых любой актер выбирает действие в отношении др. актера и к-рые лежат в основе классификации об-ва:
Аффективность - аффективная нейтральность (непосредств. удовлетворение потребности без оглядки на ценности инструментальные или моральные /единственная ценность - немедл. удовлетворение/ vs принятие во внимание ценностных суждений).
Самоориентация - коллективная ориентация.
Универсализм - партикуляризм (частное отношение к объекту или как члену универсального класса объектов).
Приписывание - достижение (ориентация на атрибут объекта - пол, возраст, положение в об-ве vs ориентация на действие оъекта).
Диффузность - конкретность (затронутость соц. объектом: многочисл. ожидания от объекта, тотальная ориентация н него vs ориентация в конкретном случае)
Парсонс: это полный перечень типовых переменных, достаточный для описания соц. действия на высшем уровне обобщения.
Отс. классификация об-в (взяты 2 пары: припис-достиж, универс-парт: 4 типа:
Партикуляристски-аскриптивный тип (родство, локальн. структура, традиц. об-во)
Партикуляристски-достижительный тип (появление харизматического пророка, пророчество примером, аскетизм, мистицизм, отс. - новые виды соц. интеграции). Пример - Китай.
Универсалистски-достижительный тип (кап. об-во: этическое пророчество). Эти 3 типа фактич. заимствованы у Вебера.
Универсалистически-аскриптивный тип (в консервативн. форме - старая Германия, а радикальной - фашист. Германия). 6,136-149]
Процесс социализации и структура референтных групп [4]
Роберт Кинг Мертон (5.07.1910), почетный проф. Колумбийск. ун-та., 1957: президент Амер. социол. ассоциации. Учителя: П.Сорокин, Т.Парсонс. 1938: монография "Наука, техника и общество Англии XVII в." (ист.социол. хар-тер,); 40-е г.: содиректор (с Лазарсфельдом) Бюро прикл. иссл. Колумб. ун-та. [3,184-185].
1947: впервые (на сессии Амер. социол. об-ва) заявил о необходимости разработки теорий "среднего уровня" (в ответ на выст. Парсонса о роли общей теории) [4,25] Критика тезисов: 1) функционального единства общества; 2) универсального функционализма (полезности любых соц. систем); 3) необходимости (каждого эл-та в системе) [2,198-204]. Изучение дисфункциональных явлений, возникающих вследствие напряжений и противоречий в социальной структуре: "Социальная структура и аномия": типы поведенческих реакций на деформации и напряжения соц. структуры: "конформизм", "инновация", "ритуализм", "мятеж". [3,185]
|
|
1957: кн. "Социальная теория и социальная структура", раздел "Явные и латентные функции": в основе разграничения - явные функции относятся к объективным и преднамеренным последствиям социального действия, к-рые способствуют приспособлению или адаптации соц. единицы (индивидуум, подгруппа, соц. или культ. ситема), латентные (термин заимствован у Фрейда, есть ссылка на Ф.Бэкона [7,425]) - непреднамер., неосозн. последствия того же порядка. Взаимоотношения между ними подвижны: латентные функции могут быть осознаны и перестают быть латентными. Цель разделения: оно "позволяет понять стандарты социального поведения, которые на первый взгляд кажутся иррациональными" <предрассудки, инерция традиции и т.д.; пример: вызов дождя племенем, "это поведение может выполнять функцию для группы, совершенно отличную от явной его цели" - групповое единство [7,429]> [7,428]. Идея: иррациональное поведение важно для положительного функционирования об-ва.
Р.Мертон: "Есть основание полагать, что именно в том пункте, где исследовательское внимание социологов смещается с плоскости явных в плоскость скрытых функций, социологи вносят свой специфический и главный вклад в исследование общества" [7,431]. Ограничение явными функциями ведет социолога к ограничению исследования практиками, а не теорией: "Социолог превращается в искусного регистратора уже известных систем поведения". [7,430] Вывод Мертона: "...мы полагаем, что специфический интеллектуальный вклад социолога состоит прежде всего в изучении непреднамеренных последствий (к которым относятся скрытые функции) социальной практики, также как и в изучении ожидаемых последствий (среди которых находятся явные функции)" [7,430-431, есть отсылка к кн.: VMerton R.K., Fiske M., Curtis A. Mass Persuasion. - N. Y., 1946. - P. 185-189.]
Примеры Мертона: из Томаса и Знанецкого (главная функция ассоциации неофициально служит удовлетворению и многих других интересов); Хоторнские эксперименты (переход от понятия контролируемого эксперимента к понятию социальной ситуации - системе взаимозависимых элементов; отс. - новая концептуальная схема изменила характер и типы собираемых данных); исследования Т.Веблена по стандарту демонстративного потребления. Парадокс Веблена: люди покупают дорогие товары не только потому, что они превосходят по качеству другие товары, но именно потому, что они дороги [7,435]: латентное уравнение "высокая стоимость - признак более высокого социального статуса" (а не обычная тогда трактовка: люди едят икру, потому что голодны).
|
|
"Различение между явными и скрытыми функциями предотвращает замену социологического анализа наивными моральными оценками". [7,436] (оценка функциональности рэкета [7,443]).