Содержание
Б 83
ББК 88.1
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
ЧАСТЬ 1
ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
М.В. БОРЦОВА
Славянск-на-Кубани
Рекомендовано к печати
редакционно-издательским советом СГПИ
Борцова М.В. История психологии. Часть 1: Конспект лекций. – Славянск-на-Кубани: Издательский центр СГПИ, 2008. – 135 с.
Конспект лекций по курсу «История психологии» подготовлен в соответствии с требованиями государственного стандарта, учебного плана и программы. Включает в себя темы и планы занятий, список рекомендуемой литературы, список терминов.
В издании компактно изложен материал всего курса, позволяющий познакомить студентов с систематизированным в хронологическом порядке изложением истории отечественной и зарубежной психологии как процесса изменения предмета, методов и основных проблем психологического познания, а также персональным вкладом отдельных учёных в развитие науки.
Адресуется студентам, обучающимся по специальности 031000 – «Педагогика и психология».
Рецензенты:
С.Д. Некрасов, кандидат психологических наук, доцент Кубанского государственного университета;
Л.Г. Юрченко, кандидат психологических наук, доцент Славянского-на-Кубани государственного педагогического института.
© Славянский-на-Кубани государственный педагогический институт, 2007
|
© Оформление. Издательский центр СГПИ, 2007
Введение ………………………………………………………..… | ||
Лекция 1 | Введение. Предмет истории психологии, его развитие и методологические принципы психологической науки …………………………….. | |
Раздел 1 | Развитие психологических знаний в рамках учения о душе | |
Лекция 2 | Античная психология ………………………………. | |
Лекция 3 | Проблемы психологии в Средние века и эпоху Возрождения ………………………………………….. | |
РАЗДЕЛ 2 | РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В РАМКАХ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИИ О СОЗНАНИИ | |
Лекция 4 | Выделение сознания как критерия психики ……… | |
Лекция 5 | Оформление эмпирической психологии в философских учениях xvii в. ……………………….. | |
Лекция 6 | Становление ассоциативной психологии ……….. | |
Лекция 7 | Становление эмпирического направления во французской психологии xviii в. ……………….. | |
Лекция 8 | Психологическая мысль в России в xviii в. ……… | |
Лекция 9 | Психологические идеи в немецкой классической философии конца xviii – первой половины xix в. … | |
Раздел 3 | Развитие психологии как науки о сознании в период до формирования экспериментальной психологии | |
Лекция 10 | Становление немецкой эмпирической психологии в первой половине xix в. ……………… | |
Лекция 11 | Развитие ассоциативной психологии в xix в. …… | |
Лекция 12 | Развитие психологии в России в xix в. ……………. | |
Раздел 4 | Развитие естествознания и формирование естественнонаучных предпосылок выделения психологии в самостоятельную науку | |
Лекция 13 | Развитие физиологии нервной системы и органов чувств в XIX в. ………………………………………... | |
Лекция 14 | Возникновение психофизики и психометрики …... | |
Лекция 15 | Развитие эволюционных идей в биологии и их значение для психологов …………………………… | |
Контрольные вопросы к экзамену ……………………………. | ||
Список рекомендуемой литературы …………………………. | ||
Список терминов ………………………………………………... | ||
Приложение ……………………………………………………… |
«История психологии» представляет собой одну из дисциплин, входящих в федеральный компонент государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 031000 – «Педагогика и психология».
Специфика научного труда предполагает необходимость иметь информацию о прошлом. Собственное исследование должно быть органически связано с историей изучаемого вопроса, ибо нет такой проблемы в современной науке, которая могла бы решаться без учета предшествующей истории. «История вопроса непосредственно переходит в постановку проблемы исследования. Последняя должна органически вытекать из первой. Глубина, фундаментальность этой части исследования является в настоящее время в психологической науке одним из необходимейших условий, определяющих научную ценность данной работы», — писал Б.М. Теплов[1].
Ближайшая история, охватывающая наше столетие, органически входит в современность: учение о целостности в гештальтпсихологии, о бессознательном в глубинной психологии, понимание мышления в Вюрцбургской школе и др. составляют основу современных исследований. Материал более отдаленной и даже совсем далекой истории «не отрицается полностью, понимание его ограниченности не препятствует частичному включению его в более широкую систему знаний»[2].
Владение историей, конечно, не ограничивается воспроизведением воззрений прошлого. В полной мере историческое прошлое может служить настоящему только в том случае, если оно используется в целях решения актуальных проблем.
Знание истории психологии необходимо для понимания различных теорий и направлений современной психологии, путей и тенденций ее развития. Только включение в исторический контекст позволяет понять их сущность, выявить их исходные позиции, оценить подлинную новизну и осознать их исторический смысл. Исторический подход необходим для понимания современной ситуации в психологической науке, для формирования новых точек зрения с учетом и на основе традиций и достижений прошлого[3].
Изучение истории психологии имеет большое образовательно-нравственное значение. «История более полезна, она полна мудрости», — писал итальянский философ-гуманист XV в. Лоренцо Балла. Она знакомит нас с жизнью людей науки, раскрывает полную драматизма борьбу во имя истины, вызывает разнообразные чувства: от почтительного восхищения до разочарования и недоумения.
Основная цель курса – познакомить слушателей с систематизированным в хронологическом порядке изложением истории отечественной и зарубежной психологии как процесса изменения предмета, методов и основных проблем психологического познания, а также персональным вкладом отдельных учёных в развитие науки.
Задачи курса: направлены на формирование психологического и научно-теоретического мышления у студентов, расширение их научного кругозора, умения работать с научной литературой, формирование навыков реферирования первоисточников, публичного выступления.
По итогам изучения курса «История психологии» слушатели должны:
1. Иметь представление об истории психологии как особой отрасли знания. Знать её предмет, объект, задачи.
2. Знать периодизацию истории психологии, движущие силы и причины развития психологических идей, принципы историко-психологического анализа, методы и источники истории психологии.
3. Владеть хронологией этапов развития психологии: от Античности до периода выделения психологии в самостоятельную науку.
4. Знать персоналии каждого направления, периода, их основные идеи.
Содержание разделов учебного материала, изложенного в конспектах лекций, полностью соответствует государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования Российской Федерации и может служит опорой при подготовке к экзаменам по истории психологии.
Список литературы поможет студентам углубить знания в процессе самообразования.
Конспект лекций раскрывает содержание следующих разделов курса «История психологии»:
· Введение. Предмет, объект истории психологии. Движущие силы и причины исторического развития психологических идей.
· Развитие психологических знаний в рамках учения о душе.
· Развитие психологии в рамках философских учений о сознании.
· Развитие психологии как науки о сознании в период до формирования экспериментальной психологии.
· Развитие естествознания и формирование естественно-научных предпосылок выделения психологии в самостоятельную науку.