Власть – это способность одного человека влиять на поведение другого; основу власти составляет зависимость.
Менеджеры пользуются властью над подчиненными для достижения целей организации.
Руководители должны отчетливо представлять себе взаимозависимость своих властных отношений к персоналу, который может проявить неповиновение и продемонстрировать собственную власть в той или иной форме противодействия приказам руководства. А такое противодействие приводит к неэффективной деятельности фирмы и повышению издержек.
Существует несколько подходов к анализу власти.
С правовой точки зрения власть рассматривается как нормативная и дисциплинарная. Нормативная власть представляет собой право собственника или наемного руководителя, действующего в рамках законодательных норм устанавливать условия труда и его оплату. Дисциплинарная власть представляет собой непосредственное право управлять действиями работника, определяя в рамках действующего законодательства режим дисциплины труда и изменение карательных санкций в случае его нарушения.
С экономической точки зрения власть определяется как способность того или иного хозяйствующего субъекта использовать в своих интересах ограниченные материальные, финансовые и человеческие ресурсы, необходимые для достижения целей, стоящих перед организацией, а объем власти оценивается пропорционально доле этих ресурсов, находящихся в распоряжении данного хозяйствующего субъекта.
С психологической точки зрения власть раскрывается через влияние на других людей. Инструментами влияния являются слова, жесты, мимика и символы – особые знаки, в которых с помощью условного обозначения подразумевается значимая ценность (например, царские регалии – корона, скипетр, держава, вызывающие у людей желание повиноваться). Сила влияния определяется степенью внушаемости людей, их склонностью принимать точку зрения других людей или терпимостью к точке зрения других людей, а также традициями, принятыми в данной организации и особенностями формирования организационной культуры. Особенностью психологической власти является то обстоятельство, что она не всегда отчетливо осознается людьми в отличие от власти правовой. Часто психологическая власть реализуется через лидерство того или иного лица.
Источники власти достаточно многообразны. Проанализируем некоторые из них.
1. Собственность. Это основной и исходный источник власти в любой организации, начиная от государства и заканчивая фирмой. Она содержит права владения, пользования, распоряжения и предполагает возможность передачи любого из этих прав другим лицам. Существуют разнообразные формы собственности. В рамках частной собственности, являющейся основой рыночной экономики имущество может принадлежать как физическому, так и юридическому лицу. Юридические лица организуют различные организационно-правовые формы предприятий, в которых и складываются свои механизмы реализации прав собственности. Они зафиксированы учредительными документами предприятия, которые являются организующей основой построения властной структуры;
2. Трудовой договор. Это источник власти, фиксирующий одновременно и легальный характер отношений подчинения, и согласие подчиняться. При заключении договора фиксируются права и обязанности обеих сторон – работника и работодателя. Трудовой договор закрепляет власть руководителя над подчиненным;
3. Полномочия. Этот источник власти реализуется посредством механизма делегирования полномочий, определяемого иерархической структурой фирмы. При делегировании полномочий происходит передача части прав и обязанностей в принятии решений и в осуществлении тех или иных действий из сферы деятельности руководителя подчиненному, который принимает на себя ответственность за них;
4. Квалификация и компетентность. Высококвалифицированный труд трудно регламентировать и контролировать. Поэтому компетентность квалифицированного работника также может являться источником серьезной власти на предприятии;
5. Неформальные структуры. Они возникают на общности интересов работников, имеют собственную властную иерархию, которая может оказаться в противоречии с интересами фирмы;
6. Доступ к информации. Возможности такого доступа на предприятии формируют неравноценную возможность получения информации сотрудниками и ее использования. Однако существуют такие формы как «утечка» информации и получение ее с использованием служебного положения. Такие формы также могут рассматриваться как источник власти в организации.
Существуют следующие типы власти, позволяющие влиять на поведение людей:
1) власть, основанная на страхе (например, боязнь увольнения или разглашения личной тайны);
2) власть, основанная на убеждении (например, успешная презентация нового товара может повлиять на заключение договоров на производство этого товара);
3) власть, основанная на вознаграждениях (повышение заработной платы, распределение премий и вознаграждений по итогам года, присвоение титулов и званий);
4) власть, основанная на владении важной информацией (особенно если эта информация необходима для принятия решений);
Различают 7 основных тактических способов власти:
1) убеждение (использование цифр, фактов, а также тщательно продуманная презентация идей и материалов);
2) дружелюбие (создание благоприятной атмосферы, проявление дружеского расположения до того, как предстоит обратиться к человеку с просьбой);
3) создание коалиции (объединение усилий, получение поддержки со стороны людей);
4) соглашение (использование переговоров для достижения согласия и получения желаемых результатов);
5) требование считаться с установленными правилами (напоминание об инструкциях, приказах, ранее сделанных распоряжениях и принятых решениях);
6) обращение к авторитетам (получение поддержки на более высоком уровне управления, а также обращение к примерам из практики известных преуспевающих компаний);
7) применение санкций (использование системы поощрений и мер дисциплинарного воздействия).