Организация деятельности трудового коллектива. Стили управления

Для осуществления деятельности трудового коллектива необходимо выполнение ряда условий:

1) наличие человека, обладающего профессией, специально­стью и квалификацией в данной сфере деятельности;

2) наличие пред­мета и средств труда;

3) наличие рабочего места, где будет осуществ­иться сам труд;

4) наличие определенного порядка и правил для дан­ного предприятия, норм выработки и нормативов времени, правил со­блюдения техники безопасности, инструкций, распоряжений и указа­ний руководства;

5) наличие желания человека трудиться и брать на себя меру ответственности за результаты своего труда.

Кроме этого, в организации процесса труда следует учитывать климатические усло­вия, проблемы охраны окружающей среды, национальные традиции и особенности работников, их умелость, интенсивность и др.

В ходе создания необходимых условий для процесса труда менеджерами проводится работа, называемая науч­ной организацией труда. Рассмотрим современные требования к организации труда персонала на предприятии. НОТ – это деятельность высших орга­нов управления и персонала предприятия, направленная на дости­жение высокой эффективности производства, снижение затрат труда, рост производительности и увели­чение рентабельности, конкурентоспособности, обеспечение нор­мальных условий труда и отдыха людей.

Научной организацией труда занимаются не только специалисты в этой области. Надлежащий результат она может дать лишь тогда, ко­гда в ней участвует весь персонал предприятия. Менеджеры составляют конкретные планы по всем направлениям работы, устанавливают перечни мероприятий по НОТ, определяют необходимые для этого ма­териальные и финансовые ресурсы, подбирают и назначают ответст­венных и сроки исполнения.

План по НОТ должен содержать несколько разделов. Их количест­во зависит от специфики предприятия и деятельности менеджеров по организации труда персонала. Он составляется как на текущий период, так и на длительную стратегическую перспективу. Основными разде­лами плана НОТ могут быть:

1. Совершенствование организации рабочих мест (планировка, спе­циализация, оснащение, освещенность, контроль и т.д.).

2. Улучшение обслуживания рабочих мест (обеспечение сырьем, материалами, инструментами, наладка, транспортировка деталей, убор­ка и т.д.).

3. Совершенствование разделения и кооперации труда (выработка наиболее рациональных форм и методов труда, повышение квалифика­ции работников в условиях специализации или кооперации и т.д.).

4. Распространение передовых методов и приемов труда (рационализация трудовых движений, фиксирование на фото- и кинопленке хо­да работ, анализ и отбор лучшей организации труда и др.).

5. Совершенствование нормирования и оплаты труда (включение в процесс нормирования самих работников, совершенствование спосо­бов материального и морального стимулирования).

6. Укрепление дисциплины труда и преданности предприятию (упорядочение распорядка трудового дня, соблюдение требований технологических процессов, борьба с расточительством, взаимопомощь и поддержка в процессе труда).

7. Переподготовка работников на новые специальности (курсы переподготовки, учеба на рабочих местах, деловые игры и др.).

8. Улучшение условий труда и отдыха (применение научно обоснованных режимов труда, перерывы в работе, охрана здоровья, психологическая разгрузка, гигиена и т.д.).

9. Совершенствование организационной культуры (рост культур­ного уровня работников, культурные программы, экскурсии, кружки, этика и эстетика, язык делового общения и др.).

10. Повышение степени полезности использования рабочего време­ни (установление деловой атмосферы, устранение отвлечения работни­ков от своего дела, длительных и многолюдных собраний, совещаний и заседаний, нарушения ритмичности трудового процесса, соблюдение режима экономии и др.).

Таким образом, организация труда персонала является повседнев­ной работой руководителей.

В организации работы предприятия перед каждым руководителем стоит про­блема, как согласовать свои действия с действиями подчиненных. Это получило название стиля руководства.

Под стилем руководства понимается манера поведения руково­дителя по отношению к подчиненным, позволяющая влиять на них и заставлять делать то, что в данный момент необходимо.

К основным стилям управления относятся: авторитарный (директивный), демократический и либерально-попустительский (анархический).

Характеристика данных стилей управления представлена в таблице 4.2.

Таблица 4.2 – Стили руководства на предприятии

Параметры взаимодействия руководителя с подчиненными Авторитарный (директивный) стиль Демократический стиль Либеральный стиль
1. Приемы принятия решений Единолично решает все вопросы Принимая решение, советуется с коллективом Ждет указания руководства или отдает инициативу в руки подчиненных
2. Способ доведения решения до исполнителей Приказывает, распоряжается, командует Предлагает, просит, утверждает предложения подчиненных Просит, упрашивает
3. Принятие ответственности Берет на себя или перекладывает на конкретного исполнителя Распределяет ответственность в соответствии с переданными полномочиями Снимает с себя всякую ответственность
4. Отношение к инициативе Подавляет полностью Поощряет, использует в интересах дела Отдает инициативу в руки подчиненных
5. Отношение к подбору кадров Боится квалифицированных работников Подбирает деловых, грамотных работников Подбором кадров не занимается
6. Отношение к недостатку собственных знаний Все знает и умеет, гипертрофированное самосознание Постоянно повышает квалификацию Пополняет свои знания и поощряет эту черту у подчиненных
7. Стиль общения Жестко формальный, необщительный Дружески настро­ен, любит общаться Боится общения, общается с подчиненными только по их инициативе, допускает фамильярное обращение
8. Характер отношений с подчиненными Диктуется настрое­нием Ровная манера поведения. Постоянный самоконтроль Мягок, покладист, иногда легковерен
9. Отношение к дисциплине Приверженец формальной жесткой дис­циплины Сторонник разумной дисциплины, осуществляет дифференциро­ванный подход к людям Требует формальной дисциплины, не умея ее соблюдать
10. Отношение к моральному воздействию на подчиненных Считает наказание основным методом стимулирования, по­ощряет избранных только по праздникам Постоянно исполь­зует разные стимулы Использует поощрение чаще, чем на­казание
         

В международной практике менеджмента выработаны следующие правила, которыми должны руководствоваться менеджер при управлении:

1) уметь определить важность, очерёдность и последовательность выполнения задач и при этом выделять главное;

2) не поручать другим самые существенные вопросы, от решения которых зависит будущее, и решать эти вопросы самому;

3) быть требовательным к себе и к подчинённым, не допускать расхлябанности;

4) действовать быстро и решительно в критических и экстремальных ситуациях;

5) быть хорошо информированным по вопросам, которые входят в компетенцию руководителя;

6) лично не заниматься мелкими и второстепенными делами, а доверять их исполнителям;

7) действовать только в рамках возможного, достижимого и реального, избегать слишком рискованных, а тем более авантюрных действий;

8) уметь проигрывать, уступать в ситуации, когда это неизбежно;

9) быть справедливым, честным, последовательным и твёрдым в своих действиях;

10) находить удовлетворение в работе, уважать и любить её.

По отношению к подчиненным руководителю следует придерживаться нескольких правил (Дейл Карнеги).

Основные принципы обращения с людьми:

1) Вместо того чтобы обвинять людей, попытайтесь понять их.

2) Дайте человеку удовлетворить своё тщеславие. Пусть благодаря Вам, он почувствует себя значительным, нужным, интересным, уважаемым и т.д. Искренне цените и хвалите достоинства даже у самого маленького человека.

3) Желая убедить человека что-то сделать, постарайтесь прежде возбудить в нём желание делать это. Тот, кому это удаётся, пользуется всеми благами мира. Форд: «Секрет успеха во взаимоотношениях с людьми заключается в способности рассматривать вопрос с точки зрения другого человека и разрешать этот вопрос с учётом его интересов».

Шесть способов понравиться людям:

1) Проявляйте искренний интерес к людям и их проблемам. Римский поэт Сирус говорил: «Мы интересуемся людьми, когда они интересуются нами». Если Вы хотите получить добровольную помощь от человека, то сначала постарайтесь помочь ему в решении его проблем или хотя бы покажите свой интерес к ним.

2) Улыбайтесь.

3) Человек будет очень расположен к Вам, если Вы помните, как его зовут. Наполеон несмотря на занятость всегда запоминал фамилию и имя человека.

4) Ничего так не льстит собеседнику, как внимание.

5) Заводите разговор о том, что интересует Вашего собеседника.

6) Уважайте достоинства других людей. Ларош Фуко: «Если Вы хотите иметь врагов, старайтесь показать им, что Вы превзошли их, но если Вы хотите иметь друзей, давайте им возможность превзойти Вас». Мудрый не выставляет свою мудрость напоказ.

Как заставить человека стать на Вашу точку зрения:

1) Избегайте споров. В 99 случаях из 100 люди не любят себя критиковать или признавать неправыми. Критика заставляет человека встать на защиту своей чести и оправдать себя.

2) Не говори, что ты умнее. Воздерживайся от прямого высказывания своего мнения, противоречащего мнению других. Уважайте мнение других людей.

3) Если ты не прав, признайся в этом и в категоричной форме. Это настраивает собеседника на дружеский тон.

4) Заставляйте человека говорить «да» в самом начале разговора. Не давайте по возможности говорить «нет». Человек не любит менять мнение.

5) Дайте человеку возможность высказаться о своих успехах, а не выслушивать о ваших.

6) Начинайте беседу только с дружеского тона.

7) Дайте человеку почувствовать, что идея поданная Вами, принадлежит ему.

8) Смотрите на вещи глазами другого человека.

9) Относитесь с сочувствием к идеям и желаниям человека. Говорите: «Если бы я был на Вашем месте, я считал бы точно также».

10) Все люди хотят быть честными. Поэтому прибегайте к благородным мотивам, то есть покажите, что, став на вашу точку зрения, человек сделает что-то хорошее или поступит благородно.

11) Сказать правду недостаточно. Правда должна быть показана живо, интересно, наглядно.

12) Самый эффективный способ заставить людей что-либо сделать, вызвать у них стремлению к соревнованию.

8 способов изменить мнение людей, не вызывая негодование или обиды:

1) Начинайте беседу с похвалы и искреннего восхищения.

2) Не говорите прямо человеку об ошибках.

3) Прежде чем критиковать укажите на свои ошибки.

4) Никто не любит приказаний. Задавайте вопросы типа «Не считаете ли Вы, что так сделать лучше?»

5) Дайте человеку возможность сохранить свою репутацию. Не говорите, что он глуп, а скажите, что в этот раз он поступил опрометчиво.

6) Одобряйте даже незначительные успехи, хвалите человека за его малейшие достижения. Будьте щедры на похвалы.

7) Старайтесь создать человеку хорошую репутацию, даже приписывайте ему положительные черты, и человек будет стараться оправдать Ваше мнение.

8) Старайтесь показать, что недостаток может быть легко исправлен.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: