Философия Марксизма

Возникает в середине 18 века. Маркс и Энгельс вначале являлись учениками и сторонниками Гегеля. Они входят в кружок младогегельянцев, являлись поклонниками идей Гегеля, идеологии Гегеля, испытывают на себе огромное влияние. Они не сразу стали материалистами. Со временем и в том числе под влиянием Фейербаха происходит несогласие с Гегелем. И постепенно на позиции материализма переходят. Но этому предшествовали различные предпосылки, присущие этому времени. Принято выделять три предпосылки естественнонаучные, социально-политические, философские.

К разряду первых относятся 3 великих открытия.

Открытия закона сохранения и превращения энергии материи. Впервые было показано, что материя не исчезает, не переходит в ни что. А переходит из одного состояния в другое. То есть мир материален.

Немецкими зоологами Шейденом и Шваном клеточное строение животных и организмов было открыто. Стало ясно, всё имеет свою единую природную основу. Живая клетка является важнейшим структурным элементом всего живого.

И третье – дарвиновская гипотеза о происхождении человека от обезьяноподобных существ. Опять была поколеблена идея о божественном происхождении человека. Естествознание превратилось из науки о явлениях, в науку о процессах.

Социальные предпосылки и развитие капиталистического общества. Первые выступления против капитализма в виде восстания леонских ткачей, восстания селесских ткачей в Германии и чартистское движение в Англии. Первые пролетарские движения. Буржуазия в своих изменениях без рабочих не добилась бы ничего. Пролетариат таскал кафтаны из огня. Буржуазные революции под лозунгом свобода, равенство и братство. Под этими лозунгами они вместе с буржуазией шли. А потом возник вопрос о том, что пролетариат нуждается в собственной теории, мировоззрении, политики, философии. Потребность в отделении интересов буржуазии от пролетариата.

Теоретическими предпосылками помимо философии Гегеля и Фейербах явились учения французских утопистов. Сенсемон в их числе.

Самые значительные результаты.

1) Маркс и Энгельс создали принципиально новую философию. Диалектически и исторический материализм. Самая распространённая ошибка мол идеализм от Гегеля и материализм от Фейербаха взяли, соединили и получили, что получили. Это была диалектика идей. Поэтому Энгельс и затевает работу диалектика природы. Материализм, что был у Фейербаха, лишенный диалектического содержания тоже не годился. Прежде чем взять положительное оттуда и от другого. Идеология в значении идеализма употребляют. Переработали всю немецкую философию.

Философия №6 11.11.2011

Марксизм представлял собой оригинальное самостоятельное философское течение, возникшее на базе и на основе неудовлетворённости философским подходом и объяснением событий с позиции гегелевской философии. На почве неудовлетворённости гегельянщины возникли два направления: марксизм и позитивизм.

Рассмотрим суть того, чтобы было ими сделано. Критически переработана и переосмыслена философия Гегеля, Фейербаха и других немецких философов. Это нашло выражение, прежде всего в совместной работе Маркса и Энгельса «Немецкая идеология». Под идеологией они понимали идеализм. По существу это критическая разборка немецкого идеализма. В первую очередь гегелевского идеализма. Прежде всего, в собственных целях они выполняли эту работу. Второй важной работой Маркса этого периода были философско-экономические рукописи 40-х годов. 1842 и 1844. Вот тут уже было сформировано собственное мировоззрение.

В третьей работе уже идеология марксизма формируется. В 1846 году работа «Манифест коммунистической партии». Это программный документ, в котором отражена идея неизбежности смены капиталистического строя на более передовой, в силу присущему ему внутренних противоречий. Обусловлена передовая роль рабочего класса в решении этих и других проблем.

Конечно фундаментальная работа Маркса – «Капитал» – большую роль играет. Конечно Капитал это не философская, а скорее экономическая работа. Подобно гегелевой Логике, он настаивал на логике капитала. В методологическом отношении она замечательна.

Анти-дюринг. Многие работы философские и политические пишутся так. Берется концепция, с которой автор не согласен, и в критическом, полемическом стиле пишется работа. Это вообще характерно для многих научных работ. Был такой философ Дюринг.

Следующая видная работа – Диалектика природы. Она является реакцией на то, что недоделал Гегель. Для него, мы помним, природа в стороне. Она реализовала себя и все. Видя ущербность и недостаточность, Энгельс хочет восполнить этот пробел. Сама природа дает нам образец диалектического существования и развития. К сожалению, работа не закончена и не обобщена. Состоит из отдельных глав. Гносеологическая, онтологическая представлены. Некоторые, лучше некоторые полно.

Интересная ещё одна работа. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Дана оценка философии Гегеля, и указаны положительные стороны и недостатки философии Фейербаха. Маркс и Энгельс шли от младогегельянства, через Фейербаха к собственному мировоззрению. Не сразу они стали сторонниками своей позиции.

Еще работа – Критика готской программы. Ещё – письма Энгельса об историческом материализме. Это письма Энгельса некоторым видным авторам и мыслителям. В том числе русскому философу Анненкову. Он излагал взгляды на общества и т.д.

Что же характерно для их философии?

1) Последовательный материализм. Т.е. поиск материальных причин, материальных основ, лежащих в основе любых природных и социальных явлений.

2) Решение проблемы единства мира, основы бытия. В чем состоит единство мира? Платон утверждал, что в способности человека мысленно охватить разные события и объединить их силой своего мышления. Маркс и Энгельс утверждали, что единство мира в его материальности. Материя бесконечна и разнообразна в своих формах и проявлениях. Неуничтожима и несотворима. Везде куда бы мы ни проникали, обнаружим новые формы материи.

3) Диалектика. Но какая диалектика? Идею развития Маркс и Энгельс подхватили у Гегеля и других диалектиков. Но та диалектика, которая была у Гегеля, для Маркса и Энгельса была неприемлема. Она была на идеалистической основе. Диалектика у Гегеля отсутствовала в самом объективном – в мире, в природе. Потому-то Маркс и Энгельс пишут работу Диалектика Природы. Гегелевскую диалектику коренным образом переработали. Особенно принципы взаимосвязи, развития в ведущие диалектические принципы обратили.

4) Они не только переработали трактовку диалектики. Методологическая функция – применение метода познания в анализе события. Маркс и Энгельс применили диалектику, как метод познания, как метод анализа и в природе и в обществе. То есть показали гносеологическую познавательную роль диалектики. Это является наиболее сложной задачей.

5) Создание исторического материализма. Распространение материалистического и диалектического подхода на область общественной истории, общественной жизни и самого человека. Что наиболее важно в рамках общественной истории?

a) Это доказательство того, что в системе общественных отношений определяющая роль принадлежит материальным отношений. Т.е. производственные, материалистические отношения составляют базу основу всех отношений. А в рамках производственных отношений наличие отношения собственности является основой развития общества. Прежде чем заниматься философией, религией искусством, он должен есть, пить, а для этого он производит материальные благи. Вот схема. Сторонники просвещения полагали, что движущая сила развития общества – просвещение людей. Но не только оно одно не движет людей.

b) Общество развивается. Не стихийно не по воле отдельных личностей. Не по воле Бога по своим законам. Законы общественного развития отличаются от законов природы. Но, тем не менее, они существуют, действуют. Стало быть, развитие истории – закономерный процесс.

c) Коль общество развивается, значит должны быть ступени развития общества. И Маркс предложил ступени общественного развития – общественные формации

d) Введение понятия общественно-экономической формации позволило анализировать анатомию общества, выделять его важнейшие структурные, содержательные элементы.

6) Маркс и Энгельс напирали на то, что классовая борьба играет роль движущей силы в развитии общества. Каждый класс имеет свои интересы. Каждый класс отстаивает свои интересы. Отсюда возникает противоречие интересов. Борьба классов за свои интересы, и это движет классы вперед.

7) Взяли эту проблему у Гегеля. Проблема отчуждения человека в экономической, политической, духовной сферах общественной жизни. Получается так, что продукты произведенные человеком не принадлежат ему, а противостоят ему.

8) Проблема человеческой личности. Рассмотрение личности как продукта общественных отношений. Общество в определяющей мере формирует человеческую личность. Личность – это не борода, не кровь человека. А это совокупность всех общественных отношений.

9) Маркс и Энгельс отстаивали изменение роли философии в обществе. Сформулировал Маркс её (роль) так. Философы до последнего времени лишь объясняли мир, а задача заключается в том, чтобы изменить его. Объяснительная функция остается. Марксизм не догма, а руководство к действию. Это учение должно применяться. Должно действовать на людей во имя изменения общественных отношений.

Таким образом, новая философская система была создана - диалектический материализм. Основная идея – идея построения справедливого общества. И идея эта неуничтожима. Вывод – ничто не нужно догматизировать. Не нужно ничто возводить в абсолют.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: