Сознание, как философская проблема

1) Проблема происхождения сознания

2) Идеальное и материальное. Их соотношение

3) Структура и функции сознания

4) Сознательное и бессознательное

5) Сознание и язык

6) Активность сознания

Проблема сознания.

Это важнейшая и наиболее трудная проблема. Почему?

1) Во-первых проблема сознания исключительно многоаспектна. Её изучают в физиологи, психологи, медики, философы, историки. Кто только ее не изучает. Поэтому аспекты следует отличать. Не валить все в кучу. Философия имеет свой аспект.

2) Трудность изучения сознания заключается в том, что человеческая мысль должна изучать саму себя. Объектом нашего сознания становится наше собственное сознание. Господствует рефлексия, а это очень трудно. Иногда человек другого понять может, а себя нет.

3) Трудность заключается в том, что как нигде и как ни по отношении к какому-либо другому вопросу, точки зрения на природу сознания очень сильно разняться. И отсюда интерпретации того, чтомы называем сознанием очень различны. Чисто в мировоззренческом отношении. Отсюда как никакая другая проблема эта являетсяпредметом спекуляций. В этом вопросе четких ответов гораздо меньше чем самих вопросов. Но, тем не менее, это не значит что к ней не стоит подступать. Этобыло бы слишком разоруженческим подходом.

Проблема происхождения сознания. Выделим три основные точки зрения.

1) Религиозная. Человека создал Бог и вложил в него способность к сознанию. Всё очень просто – принимай собственное сознание, как дар божий. Чем хороша? Психологически успокаивается человек.Она-то хороша, но снимается вообще вопрос о происхождении сознания, о его природе. Двери для исследования сознания закрываются. Нужно принимать как данность. Или принимаем или нет.

2) Точка зрения панспермии. Сознание – продуктвнесенный на нашу землю какими-то пришельцами. А какие основания этой точки зрения? Обнаруживаются какие-то вещи, которые с точки зрения современной науки необъяснимы. Откуда взялись аэродромы в Мексике и Чили, НЛО. В различных структурах академий наук есть отделы по поискувнеземных цивилизаций.

3) Человеческое сознание есть продолжение и более высокая ступень психической деятельности животных. Сугубо натуралистический подход. Поэтому мы часто ищем что-то человеческое в животных, удивляемся их хитрости, способности приспосабливаться. Ищем то, что насроднит.

4) Диалектико-материалистическая точка зрения. Сознание есть продукт длительной эволюции природы. И имеет вполне естественное происхождение. В связи с этим различают два вида предпосылок возникновения сознания. Естественные предпосылки и социальные предпосылки. Что относится к естественным?

Начинают отталкивать со свойства отражения. Было названо свойство отражение как свойство материи.

Биологическая форма отражения прошла длительный этап эволюции, в результате которой совершенствовались механизмы реакции, аппараты оценивающие воздействие и качественная способность реагировать на эти воздействия. Если говорить о механизмах реакции на окружающую среду, то это, прежде всего, образование нервных клеток. Их мы уже у простейших живых организмов замечаем. Потом образование нервных узлов, которые пока не локализованы, а разлиты по всему организму. Затем происходит локализация нервных клеток в нервных узлах. Затем локализация в головном мозге. В результате возникает система условных и безусловных рефлексов. Безусловные рефлексы– это рефлексы самосохранения, пищевой рефлекс, рефлекс продолжения рода. Сообразно этим рефлексам животное ведет себя в окружающей среде, но высокоразвитые животные способны условные рефлексы вырабатывать. Наиболее далеко в их изучении Павлов продвинулся. Больше всего опыты на собаках ставили. Мы продолжали эту традицию. И собак запустили в космос.

Но нет инструмента передачи условных рефлексов у животных. Так вот согласно диалектико-материалистической концепции возможность возникновения сознания основывается на развитии дифференциации усложнения свойства отражения. На физиологическом совершенствовании организмов вплоть до появления человекообразным пращуров.

Это гипотеза, но опирающаяся не на домыслы, а на изучение, рассмотрение в исторической перспективе.

Какаяже роль социальных предпосылок? Энгельс в работе «Роль труда в преобразовании обезьяны в человека» указывает на три важнейшие предпосылки социального характера, приведших к возникновению человека и образованию его сознания.

1) Труд, в основе которого лежит создание простейших, не имеющихся в природе орудий труда и в преобразовании природы в интересах человека. Различают два вида человеческой деятельности: Приспособительная (она характерна и является общей и для человека, и животных) И вторая функция – преобразовательная. Так вот в основе человеческого сознания лежит приспособительная функция.

2) Совместный характер деятельности. Человек мог выжить только взаимодействуя друг с другом. В одиночку он противостоять природе не мог. В ходе этой совместной деятельности складывалось разделение функций. Уже даже в процессе элементарной охоты. Кто всё-таки был прав? Гоббс – в основе человеческой природы эгоизм? Или Руссо – который про коллективизм говорил.

3) В силу дифференциации труда возникала потребность общения. И эта потребность привела к образованию языка. Кот служило инструментом общения. Но и инструментом передачи информации. Вот именно этого инструмента не было у животных.

Под влиянием этих факторов мозг человека изменялся. И конституция изменяться стала. Становление на задние конечности освободило передние конечности. И мозг стал изменяться. Вот с точки зрения ДМ-гипотезы связано возникновение человеческого сознания.

Она конечно не всё объясняет, но по крайней мере без чертей, без бобов, без гуманоидов – нормальный научный подход. Сколько потребовалось времени трудно сказать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: