Педагогика. Роль личности обусловлена сетями межличностных отношений

ЧУВСТВА И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ РОЛИ

МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Роль личности обусловлена сетями межличностных отношений.

Мерило – описание и измерение этих сетей социометрическими методами. Участники групповых действий выступают в двух качествах:

· конвенциональная роль,

· неповторимая личность.

Конвенциональные роли стандартизированы, и следовательно, безличны (одинаковые права и обязанности).

Межличностные отношения полностью зависят от индивидуальных особенностей участников, чувств и т.д.

Педагогика (греч.) – деторождение, т.е. наука о воспитании, обучении и образовании человека.

Это совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию человека. Практика воспитания изначально понималась как передача опыта подрастающему поколению. С развитием цивилизации социальный опыт усложнялся, вслед за этим усложнялись цели и процесс воспитания.

Первоначально существовали следующие педагогические заповеди:

· правила поведения,

· отношения между родителями и детьми.

На Руси наиболее древний институт – это кормильство (10-12 в.). Кормильцем назывался воевод или боярин, который занимался воспитанием детей княжеской семьи. Он нес ответственность за умственное, правовое, военно – физическое воспитание княжичей.

Другие институты:

· «дядьки» (дети воспитывались у родного дяди),

· «кумовство» - «дядьки» превратились из воспитателя племянников в своей семье в духовного и нравственного наставника детей в семье родителей. С принятием христианства «кум» и «кума» стали крестными отцом и матерью,

· «мастера грамотности» - как правило, они основывали школы: в семье, в домах учителей, при монастырях и церквях. Обучали чтению и письму.

К 19 – 20 веку школы подразделялись на:

· церковно – приходские,

· государственные,

· общественные.

1657 год - «Великая дидактика» Я.А. Коменского.

1613 год –К. Хеллиг. Дидактика – это искусство обучения.

Дидактика сегодня – это самостоятельная отрасль общей педагогики.

18 век – основание специальных учебных заведений для педагогов (первые - в Германии).

Педагогика – это теория и практика обучения на всех этапах развития человека (личностного и профессионального развития). Современная система образования и воспитания касается всех людей, создана система непрерывного образования человека.

Педагогическая практика – деятельность людей, обеспечивающая развитие общества.

Педагогика – особенная сфера деятельности по обучению и воспитанию человека:

1. Профессиональная педагогика – человек, занимающийся педагогической деятельностью, осознает проблему или задачу.

2. Непрофессиональная - человек не осознает педагогическую проблему или задачу.

Педагогическая проблема – объективно возникающий в педагогической практике вопрос, который касается обучения и воспитания человека.

Педагогическая деятельность – процесс решения педагогических задач.

Педагогическая задача – результат осознания педагогом цели обучения и воспитания, целей и способов реализации на практике.

Педагогические задачи:

· по обучению,

· по воспитанию.

Педагогическая система – комплекс условий, при которых решается педагогическая задача, причем эти условия могут либо способствовать, либо препятствовать решению поставленной педагогической задачи.

Функции педагога:

1. Гностическая.

2. Конструктивная.

3. Организаторская.

4. Коммуникационная.

5. Диагностическая.

6. Корректирующая.

7. Контрольно – оценочная.

Виды педагогической деятельности:

· практическая деятельность по обучению и воспитанию человека,

· методическая деятельность специалистов по изложению учебных материалов,

· управленческая деятельность руководителей образовательной системы,

· исследовательская.

Структура педагогической деятельности:

· цель,

· средство ее достижения,

· ее результат,

· представление о субъекте и объекте.

Стили общения учителя и ученика:

· увлеченность совместной деятельностью,

· дружеское расположение,

· общение с соблюдением дистанции,

· устрашение,

· заигрывание.

Стили поведения:

· конфликтный,

· конфронтационный,

· сглаживающий,

· сотрудничество,

· компромиссный,

· приспособленческий,

· избегание,

· подавление,

· соперничество,

· защита.


[1] Феномен «фигуры и фона»: предметы моментально структурируются и приобретают определенную форму, при этом предмет, на котором сконцентрировано внимание, оказывается на переднем плане.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: