ЧУВСТВА И МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ РОЛИ
МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Роль личности обусловлена сетями межличностных отношений.
Мерило – описание и измерение этих сетей социометрическими методами. Участники групповых действий выступают в двух качествах:
· конвенциональная роль,
· неповторимая личность.
Конвенциональные роли стандартизированы, и следовательно, безличны (одинаковые права и обязанности).
Межличностные отношения полностью зависят от индивидуальных особенностей участников, чувств и т.д.
Педагогика (греч.) – деторождение, т.е. наука о воспитании, обучении и образовании человека.
Это совокупность знаний и умений по обучению и воспитанию человека. Практика воспитания изначально понималась как передача опыта подрастающему поколению. С развитием цивилизации социальный опыт усложнялся, вслед за этим усложнялись цели и процесс воспитания.
Первоначально существовали следующие педагогические заповеди:
· правила поведения,
· отношения между родителями и детьми.
|
|
На Руси наиболее древний институт – это кормильство (10-12 в.). Кормильцем назывался воевод или боярин, который занимался воспитанием детей княжеской семьи. Он нес ответственность за умственное, правовое, военно – физическое воспитание княжичей.
Другие институты:
· «дядьки» (дети воспитывались у родного дяди),
· «кумовство» - «дядьки» превратились из воспитателя племянников в своей семье в духовного и нравственного наставника детей в семье родителей. С принятием христианства «кум» и «кума» стали крестными отцом и матерью,
· «мастера грамотности» - как правило, они основывали школы: в семье, в домах учителей, при монастырях и церквях. Обучали чтению и письму.
К 19 – 20 веку школы подразделялись на:
· церковно – приходские,
· государственные,
· общественные.
1657 год - «Великая дидактика» Я.А. Коменского.
1613 год –К. Хеллиг. Дидактика – это искусство обучения.
Дидактика сегодня – это самостоятельная отрасль общей педагогики.
18 век – основание специальных учебных заведений для педагогов (первые - в Германии).
Педагогика – это теория и практика обучения на всех этапах развития человека (личностного и профессионального развития). Современная система образования и воспитания касается всех людей, создана система непрерывного образования человека.
Педагогическая практика – деятельность людей, обеспечивающая развитие общества.
Педагогика – особенная сфера деятельности по обучению и воспитанию человека:
1. Профессиональная педагогика – человек, занимающийся педагогической деятельностью, осознает проблему или задачу.
2. Непрофессиональная - человек не осознает педагогическую проблему или задачу.
|
|
Педагогическая проблема – объективно возникающий в педагогической практике вопрос, который касается обучения и воспитания человека.
Педагогическая деятельность – процесс решения педагогических задач.
Педагогическая задача – результат осознания педагогом цели обучения и воспитания, целей и способов реализации на практике.
Педагогические задачи:
· по обучению,
· по воспитанию.
Педагогическая система – комплекс условий, при которых решается педагогическая задача, причем эти условия могут либо способствовать, либо препятствовать решению поставленной педагогической задачи.
Функции педагога:
1. Гностическая.
2. Конструктивная.
3. Организаторская.
4. Коммуникационная.
5. Диагностическая.
6. Корректирующая.
7. Контрольно – оценочная.
Виды педагогической деятельности:
· практическая деятельность по обучению и воспитанию человека,
· методическая деятельность специалистов по изложению учебных материалов,
· управленческая деятельность руководителей образовательной системы,
· исследовательская.
Структура педагогической деятельности:
· цель,
· средство ее достижения,
· ее результат,
· представление о субъекте и объекте.
Стили общения учителя и ученика:
· увлеченность совместной деятельностью,
· дружеское расположение,
· общение с соблюдением дистанции,
· устрашение,
· заигрывание.
Стили поведения:
· конфликтный,
· конфронтационный,
· сглаживающий,
· сотрудничество,
· компромиссный,
· приспособленческий,
· избегание,
· подавление,
· соперничество,
· защита.
[1] Феномен «фигуры и фона»: предметы моментально структурируются и приобретают определенную форму, при этом предмет, на котором сконцентрировано внимание, оказывается на переднем плане.