Компоненты ИТ
Уровни ИТ
Зафиксированные на материальных носителях знания, предназначенные для социального использования в обществе.
Уникальность информационных ресурсов в том, что это единственный вид ресурсов, который не расходуется в процессе производства.
Подвергаясь целенаправленной обработке и различного рода преобразованиям, информационный ресурс превращается в информационный продукт. Под информационным продуктом понимается
совокупность данных и знаний, сформированная производителем для распространения в вещественной или иной форме и обладающая определенной рыночной стоимостью.
Получение и предоставление в распоряжение пользователя информационного продукта называется информационной услугой
Две формы представления ИТ:
- в виде спецификаций ИТ (ИТ- спецификаций), например, в виде описаний функциональных возможностей и поведения систем ИТ, задокументированных в строго регламентированной форме;
- в виде систем ИТ (ИТ- систем), т.е. реализаций спецификаций ИТ.
|
|
Такая двойная сущность ИТ обусловливается существованием двух сфер деятельности:
· научно-методическую деятельность (разработка глобальных концепций, методов и моделей, парадигм и языков программирования, а также процесс стандартизации спецификаций ИТ).
· производство продуктов ИТ (систем ИТ) и их маркетинг.
Различают глобальную, базовую и конкретную информационные технологии.
· Глобальная ИТ включает модели, методы и средства формирования и использования информационных ресурсов в обществе.
· Базовая ИТ ориентируется на определенную область применения (производство, научные исследования, проектирование, обучение и т.д.). Базовая технология должна задавать модели, методы и средства решения информационных задач в своей предметной области.
· Конкретные ИТ задают обработку конкретных видов данных в задачах пользователей.
Технические средства (hardware) | Программно-алгоритмическое обеспечение (software) | Организационное обеспечение (orgware) |
ЭВМ и переферийное оборудование Средства передачи данных Средства связи Организационная техника | Математические. модели и алгоритмы Стандарты и эталонные модели Общесистемное ПО Прикладное ПО Базы данных Документация | Орг. структура системы Кадровое обеспечение Административно-правовые регуляторы Нормативы, инструкции Диспетчеризация работ Учеба кадров |
Истоки ИТ можно проследить, начиная с древнейшей истории человечества.
На ранних этапах развития общества профессиональные навыки передавались в основном личным примером по принципу "делай как я". В качестве форм передачи информации использовались ритуальные танцы, обрядовые песни, устные предания и т.д.
|
|
Важнейшая предпосылка развития ИТ ‑ открытие способов длительного хранения информации на материальном носителе.
Пещерная живопись (сохраняет наиболее характерные зрительные образы, связанные с охотой и ремеслами) - выполнена 25 - 30 тыс. лет назад; гравировка по кости (лунный календарь, числовые нарезки для измерения) - выполнена 20 – 25 тыс. лет назад.
Первый этап развития ИТ связан с появлением письменности (около 6 тыс. лет назад)
Он характеризуется появлением способов регистрации на материальных носителях символьной информации. Применение этих технологий позволяет осуществлять накопление, длительное хранение и распространение знаний.
Древнейший способ письма - это пиктография: фиксация и передача мыслей с помощью картинок, изображения предметов. Следующий по времени способ - идеография: передача мыслей с помощью условных знаков. Так, в китайской письменности насчитывается до 40000 иероглифов.
Алфавит - это набор письменных знаков - букв - для передачи звуков речи на данном языке. (33 буквы – русский алфавит, 26 букв – английский алфавит)
Второй этап развития ИТ начался с изобретения книгопечатания.
Изобретение книгопечатания позволило придать массовый характер процессу накопления и распространения информации.
Книгопечатание было изобретено дважды: в Китае и в средневековой Европе
Иоганн Гутенберг (между 1397 и 1400 – 1468) г. Майнц
1440 год считается годом окончательного изобретения книгопечатания.
Библия Гутенберга
Книгопечатание стимулировало развитие наук, ускоряло темпы накопления профессиональных знаний. Знания, овеществленные через технологии в станки, машины, новые технологии, становились источниками новых идей.
Возник цикл: