Показатели | 2000г. | 2001г. | 2002г. | |||
доходы | расходы | доходы | расходы | доходы | Расходы | |
Все виды транспорта: | ||||||
Автобусный | ||||||
Легковой таксомотор | 325,9 | 315,6 | 315,8 | 305,9 | 311,6 | 303,4 |
Троллейбусный | 475,4 | 968,7 | 788,6 | 1074,0 | 974,0 | 1035,4 |
Железнодорожный | ||||||
Трамвайный | 119,3 | 403,9 | 328,1 | 449,8 | 560,7 | 677,7 |
Внутренний водный | 8,8 | 30,7 | 12,0 | 28,1 | 10,7 | 29,7 |
Авиационный | ||||||
Все виды транспорта: | ||||||
Автобусный | ||||||
Легковой таксомотор | 379,6 | 336,1 | ||||
Троллейбусный | 909,3 | 1035,8 | ||||
Железнодорожный | ||||||
Трамвайный | 562,0 | 695,7 | ||||
Внутренний водный | 6,9 | 10,1 | 4,9 | 5,5 | ||
авиационный |
По данным краткого статистического сборника Казахстана.
В отношении железнодорожного транспорта предусмотрены меры по финансовому оздоровлению отрасли.
На первом этапе намечено ввести новый порядок государственного регулирования тарифов на перевозки грузов и ставок сборов за погрузочно-разгрузочные работы с учетом ценообразующих факторов и обеспечения финансовой сбалансированности отрасли. Необходимо сократить перекрестное субсидирование пассажирских перевозок, снизить тарифы на грузовые железнодорожные перевозки и ставку сборов на 5%. В области тарифной политики предусмотрено осуществить индексацию тарифов на пассажирские перевозки дальнего следования.
На втором этапе реструктуризации в 2003г. в целях дальнейшего снижения тарифов предполагается снижение эксплутационных изжержек, сокращение малодеятельных железнодорожных линий (путем продажи, полного закрытия, передачи органам управления).
В 2003г. предусматривается либерализация государственного регулирования тарифов в условиях развития конкуренции на транспорте и переход на контрактные взаимоотношения железных дорог с органами исполнительной власти. К 2005г. тарифы на грузовые перевозки предполагается снизить вдвое.
Автомобильный транспорт и дорожное хозяйство. По протяжённости и качеству автомобильных дорог Казахстан до настоящего времени находится на одном из последних мест в мире. Почти 40% сельских населенных пунктов не имеют выхода к дорогам с твердым покрытием. Около 7% районных центров не соеденены дорогами с твердым покрытием с областными центрами.
Сужение в условиях спада производства доходной базы спадет к недостаточному выделению средств для текущего содержания и ремонта дорог. По оценкам экспертов около 40% автомобильных дорог находится на неудовлетворительном уровне и требуют ремонта или реконструкции.
Одна из форм государственного регулирования в области автомобильного транспорта и дорожного хозяйства - введение платы за провоз тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам. Средства, получаемые от взимания данного вида платы, полностью зачисляются в бюджеты соответствующего уровня и используются на ремонт дорог в целях возмещения ущерба, наносимого тяжеловесными грузами, а также на финансирование затрат, связанных с осуществлением надзора за состоянием автомобильных дорог.
В целях развития народного хозяйства правительством РК разработаны целевые программу
воздушный транспорт. Авиационная промышленность и воздушный транспорт имеют исключительно важное значение для страны с низкой плотностью наземной транспортной сети в большинстве регионов. Пассажирооборот воздушного транспорта составляет 34% от общего пассажирооборота.
Государственное регулирование деятельности воздушного транспорта Казахстана возложено на государственную авиационную службу, которая действует в соответствии с Законом РК «о государственном регулировании развития авиации», В соответствии с законом частью государственного регулирования развития авации является его государственная поддержка, которая должна осуществляться путем проведения соответствующей бюджетной политики: предоставления налоговых и иных льгот инвесторам и авиационным организациям.
Финансирование развития авиации путем выделения средств из республиканского бюджета. Развитие авиационного транспорта во многом зависит от состояния аэропарка. Сегодня создание гражданской авиационной техники производится в рамках «Программы развития гражданской авиационной техники Казахстана до 2030г.». Однако реализация программы затруднена из-за крайней низкого уровня финансирования.
Городской транспорт. Пассажирские перевозки в пределах населенных пунктов осуществляется различными видами транспорта: автобусами, наземным электротранспортом. Городской пассажирский транспорт, выполняя важные социальные функции, традиционно является нерентабельным, убытки которого в соответствии с законодательством РК покрываются из средств бюджетов соответствующих уровней.
Республиканский бюджет предусматривает финансирование ряда инвестиционных программ: программы развития пассажирской транспортной системы на период до 2005г. Отдельные инвестиционные программы, имеющие большую экономичность и социальную значимость в масштабах страны, финансируются за счет республиканского бюджета.
Наиболее перспективное направление развития транспорта - создание системы так называемых комплексных интермодальных перевозок. Интермодальный вариант -наивысшая форма организации транспортировки грузов. В системе интермодальных перевозок отрасли транспорта развиваются дополняя друг друга. Переходы с одного вида транспорта на другой заставляют развиваться сопутствующие структуры, коммуникации, учавствующие в программе модулей. Развивая интермодальные перевозки, государство
получает рычаг для регулирования важных аспектов: ценовой, инвестиционной политики на транспорте.