ТЕМА: Компетенция и сферы деятельности ЕС

1.Общие вопросы компетенции

2.внутренние вопросы компетенции

3.внешняя компетенция ЕС

4.Дополнительная компетенция ЕС

1.Общие вопросы компетенции

Компетенция - это юр границы деятельности любого органа или организации, в т.ч. ЕС.

Компетенция это совокупность предметов ведения (сфера общественной жизни, в отношении которой ЕС может принимать НПА) и полномочий (права и обязанности в подведомственных сферах).

Сущность компетенции

По своей сущности компетенция Союза является властной, так как включает в себя полномочия издавать нормативные и индивидуальные акты, обладающие юридически обязательной силой на его территории.

Осуществляемые Союзом властные прерогативы появились за счет добровольной уступки государствами-членами своих суверенных прав во многих областях (в западной доктрине пишут также о "слиянии суверенитетов"). По своему происхождению компетенция Европейского Союза, таким образом, является производной, или делегированной, т.е. полученной от государств-членов.

Особенности компетенции ЕС

· По происхождению: Делегированная (передача государствами-членами части своих суверенных прав наднациональным органам путем подписания договора).

· По сущности: Властная компетенция – предполагает издание правовых норм органами ЕС обязательных для исполнения

· По динамике: постепенное возрастание компетенции ЕС

· По структуре: компетенция носит комплексный характер (вопросы внешней политики, вопросы защиты прав граждан, сотрудничество полиции, судебных органов…)

Категории компетенции

š Исключительная (ст. 2,3 договора о функционировании ЕС) – вопросы, изъятые из ведения государств (для поддержания внутреннего рынка):

a) Таможенный союз

b) Установление правил конкуренции

c) Денежная политика в рамках зоны евро

d) Сохранение морских ресурсов в рамках политики рыболовства

e) Общая торговая политика

š Совместная компетенция (круг вопросов, в которых государства-члены и ЕС могут принимать акты совместно)

a) Внутренний рынок

b) Экономическая политика

c) с/х и рыболовство

d) защита потребителей

e) транспорт

f) окружающая среда

g) энергия

h) проблемы безопасности в сфере здравоохранения

š по осуществлению мер поддержки, координации и дополнительной деятельности (финансовая поддержка, осуществление программ…) (вспомогательная компетенция)

š по определению и осуществлению общей внешней политики и политики безопасности.

š Дополнительная компетенция:

Способы осуществления дополнительной компетенции:

J Подразумеваемые полномочия (есть статьи лазейки – нормы, которые позволяют ЕС издавать акты по вопросам прямо не отнесенным к его ведению)

J Механизм продвинутого сотрудничества (не менее 8 государств могут подписать соглашение и делегировать союзу определенные полномочия).

Содержание компетенции

Учение о функциях – внутренние (внутренняя компетенция ЕС) и внешние функции (внешняя компетенция ЕС)

Принципы:

Принципы, положенные в основу распределения компетенции ЕС государствами-членами и осуществления компетенции Союзом:

1) принцип передачи полномочий – ЕС обладает только той компетенцией, которая ему передана государствами-членами. Все иные полномочия, прямо не переданные учредительными актами ЕС, сохраняются за государствами членами;

2) принцип субсидиарности и пропорциональности – определяет условия и порядок осуществления компетенции ЕС. Субсидиарность означает, что за пределами исключительной компетенции все предусмотренные полномочия осуществляются ЕС, если они не могут быть должным образом осуществлены государствами-членами. Пропорциональность предполагает, что при осуществлении деятельности ЕС его действия ни по содержанию, ни по форме не должны выходить за пределы, требуемые для достижения целей ЕС.

2.внутренние вопросы компетенции

Источник – договор о функционировании ЕС раздел 1 (сферы деятельности ЕС).

Сферы общественной жизни:

C Внутренний рынок

C Секторная политика

C Экономическая и денежная политика

Внутренний рынок

Ст 26 договора о функционировании ЕС.

Это пространство, где действуют 4 свободы.

Единый таможенный тариф.

Метод негативной интеграции – запрет на установление препятствий движения товаров и услуг.

Секторная политика

Комплекс мер, проводимых ЕС в отношении определенных сфер общественной жизни.

Пространство безопасности и правосудия

Экономическая и денежная политика

Эмиссия евро и поддержание его на должном уровне.

Полномочия:

v Законодательные

v Финансовые

v Исполнительно-распорядительные (текущее управление в сферах общ жизни) реализуются в форме решений

v Юрисдикционные – разрешение споров

v Контрольные полномочия

v По принятию рекомендательных и поощрительных мер

3.внешняя компетенция ЕС

T Ассоциации с заморскими странами и территориями 198 договора о функционировании ЕС

T Отношения с 3ми странами, общая торговая политика с 3 странами (206 ст дог о функционировании)

T Отношения с международными организациями

T Общая оборонная политика

Органы, институты Европейского Союза

Источники – часть 6 соглашения «о функционировании…», раздел 3 договора «о ЕС»

К политическим институтам Союза принято относить те из них, которые разрабатывают и осуществляют политику Союза: Европейский парламент, Совет и Комиссию. В этом качестве их противопоставляют "неполитическим" институтам (Суд, Счетная палата), которые в ходе принятия решений должны руководствоваться нормами права, стоять "вне политики".

1. Организационный механизм

Система институтов и других органов ЕС. Институты – руководящие, наиболее важные органы ЕС, другие органы выполняют вспомогательные функции.

По Учредительному договору: Европейский Совет, Совет ЕС, Европейский Парламент, Европейская Комиссия, Суд ЕС, Счетная палата, Европейский центральный банк.

Другие органы: Европол, Евроюст, Экономический и социальный комитет, комитет регионов.

Генеральный секретариат, комитет постоянных представителей.

Учреждения имеют свою право субъектность, функции.

Элементы разделения властей:

- Законодательная власть – Совет ЕС, Европейский парламент

- Исполнительная власть – Европейская комиссия

- Судебная власть – Суд ЕС

Теория сбалансированного распределения полномочий – каждый орган выполняет полномочия как законодательные, так и исполнительные в рамках договора.

2. Европейский парламент – ст 223, 224, акт «об избрании членов ЕП всеобщим прямым голосованием» в Брюсселе, Люксембурге и Страсбурге.

Состоит из представителей граждан ЕС, 751 депутат (Германия – 96, Франция – 74, Италия, Великобритания – 73, Испания – 54, Польша – 51 и т.д., минимально - 6). Срок полномочий – 5 лет, последние выборы в 2009 году.

Принципы – путем выборов, которые осуществляются по средством прямого, свободного, всеобщего и тайного голосования. По пропорциональной системе, партии на Европейском уровне.

Выборы в день и часы, устанавливаемые каждым государством, в рамках одного периода – утром в четверг до воскресенья

Членство в парламенте не совместимо с должностями ЕС и членством в национальном парламенте

Внутренняя организация – политическая структура – фракции.

административная структура – председатель, бюро (коллегиальный) для решения организационных, финансовых, технических вопросов, конференция председателей (фракций), парламентские комиссии, квесторы – должностные лица, генеральный секретариат

Председатель на 2,5 года из числа членов - шульц

Проводит одну ежегодную сессию, без специального решения во второй вторник марта

Способы принятия решений – простое или квалифицированное большинство – см. договоры

Полномочия ЕП:

- Законодательные полномочия и бюджетные (совместно с Советом)

- Контрольные

- В сфере исполнительной власти

- В формировании других органов и должностных лиц

- Внешнеполитические полномочия

Ответственность депутатов – акт можно оспорить в суде ЕС

3.Совет Европейского союза – Договор о ЕС (ст 16), о функционировании – ст 237 – до конца.

Ранее были министры – наиболее компетентные

Заседают в разных формациях

Внутренняя организация:

- Председатель – ГОСУДАРСТВО (6 мес, начиная с 1 янв по 1 июня, с 1 июня по 1 янв. Задача – организовать работу совета

- Комитет постоянных представителей. Состоит из постоянных представителей государств в ранге послов. Задача: подготовка законопроектов

- Рабочие группы. Включают экспертов и специалистов которые готовят законодательный акт на начальном этапе.

- Генеральный секретариат

Способы принятия решения в совете

4.Европейский совет – ст 235 и 236 получи статус по Лиссабонскому договору

Председатель совета и комиссии + главы государств

Собираются 2 раза в полугодие

Это руководящий институт. Не является законодательным или исполнительным.

5.Европейская комиссия

Ст 17 договора о ЕС, ст 244-250 договора о функционировании ЕС.

Это исполнительный орган ЕС. Находится в Брюсселе.

Состав еврокомиссии:

По одному гражданину от каждго государства-члена ЕС (всего их 27 чел). В 2014 будет другое формирование. 2/3 от государств-членов (18 чел), если Евросовет не решит изменить это число. Но многие гос-ва хотят сохранить прежнее количество – 27 чел.

Срок полномочий еврокомиссии 5 лет.

3 этапа формирования комиссии:

· Формирование должности председателья. Евросовет предлагает кандидатуру европарламенту, а он либо соглашается либо нет. Парламент избирает большинством голосов. Если кандидат не набирает большинство голосов, то в течение месяца предлагается новая кандидатура. Но таких случаев небыло – парламент всегда соглашался с кандидатурой.

· Формирование состава комиссии (остальные 26 человек)

Совет+председатель комиссии предлагают кандидата на пост, эти кандидаты утверждаются европарламентом

· Назначение комиссии европейским советом.

Требования к кандидатам на пост комиссара:

ü Общая компетентность (государство заранее ставится в известность в каком направлении они ищут комиссара, например если он должен курировать транспорт, то выбирается человек компетентный в этой сфере)

ü Европейская преданность (этого договор не разъясняет). Человек, который не будет противодействовать интеграции государств.

ü Независимость. Комиссия формируется из числа лиц, обеспечивающих гарантии независимости. Члены комиссии независимы. Они не отстаивают интересы собственных государств, действуют в интересах всех лиц. Члены комиссии не могут заниматься НИКАКОЙ ПРФЕССИОНАЛЬНОЙ деятельностью. Если они ушли в отставку – они должны аккуратно относиться к выбору работы, им пожизненно выплачивается достойная пенсия, если они будут работать и получать зарплату соразмерную с пенсией – пенсия отменяется.

Внутренняя организация Еврокомиссии:

ü Председатель и его заместители (вице-председатели). Председатель организует работу комиссии. Жозе Мануэлу Баррозу

Вице-председателей 7 человек.

1й вице-председатель - Верховный представитель по иностранным делам и полит безопасности (Кэтрин Эштон)

ü Комиссары

ü Генеральные директораты это органы спец компетенции, которые осуществляют управление в определенных сферах общественной жизни. Возглавляются генеральными директорами. А они в свою очередь подчиняются комиссарам. Директораты делятся на отделы. (Отделы=>директораты=>директоры=>комиссары)

ü Генеральный секретариат

Решения принимаются большинством голосов. Есть 2 доп порядка принятия решений.

T Писменная форма. Комиссарам в писм форме присылается вопрос. Если в течение определенного срока он не возражает – значит согласен

T Внутреннее делегирование полномочий. Если вопрос может решить 1 комиссар, то решение вопроса делегируется ему.

Полномочия Еврокомиссии

Ø В сфере исполнительной власти. (Комиссия должна исполнить бюджет)

Ø В сфере законодательной власти (только комиссия обладает правом законодательной инициативы). Совет и европарламент могут делегировать комиссии принять какой-либо акт. Комиссия достаточно часто принимает такие акты делигированного законодательства – «Комитология»).

Ø Контрольные полномочия. Комиссия – надзорная инстанция по выполнению законодательства ЕС. Имеет полномочия по наложению штрафов в случае невыполнения антимонопольного законодательства (предварительно комиссия проводит проверку). Она накладывает санкции напрямую без решения суда, потом предприятие вправе подать на комиссию в суд за наложение штрафа.

Ø Консультативные полномочия. Комиссия дает консультации странам, как выйти из кризисной ситуации.

Ø Внешнеполитические полномочия. Председатель еврокомиссии и 1й председатель представляют евросовет на международной арене.

Ответственность комиссии

v Индивидуальная ответственность комиссаров (член комиссии подает в отставку по требованию председателя или по собственной инициативе или может быть отправлен в отставку судом по ходатайству совета или комиссии, если он совершил проступок).

v Коллегиальная ответственность. Ответственность перед европарламентом. Он может выразить вотум недоверия. Члены должны уйти в отставку. Возможна добровольная отставка всех членов комиссии.

6.Суд ЕС

Ст 19 договора о ЕС в ред лиссаб договора. Договор о функционировании ЕС 251-281 ст.

Инстанции:

· Суд – высшая инстанция (в Люксембурге)

· Трибунал

· Специализированные трибуналы (низшее звено). Но сейчас он один только.

Состав суда:

· Судьи (по 1му судье от каждого государства-члена) Председатель суда – Василиос Скурис

· Генеральные адвокаты – оказывают помощь. Это специалисты, которые готовят материалы по делу и представляют суду свое мотивированное заключение по делу. Он ни на чьей стороне, он как эксперт. Их 8 человек. Есть идея увеличить это число, т.к. они не справляются с объемом работы.

Формирование суда:

Судьи назначаются по общему согласию правительств государств-членов. Срок полномочий 6 лет. Через каждые 3 года половина состава суда – частичное обновление.

Новелла – правительства государств проходят консультацию со специальным комитетом, чтоб назначить судью. В составе комитета 7 чел из бывших членов суда, известные юристы.

Кто может быть судьей (критерии):

o Независимость.

o Условия, требуемые для занятия высших судебных должностей в своих странах, или являются знатоками права с общепризнанной компетентностью.

o Председатель выбирается на 3 года. Он может переизбираться. Суд назначает своего секретаря.

Принципы деятельности судей:

v Независимость судей (иммунитет от уголовной и админ отв-ти), не могут осуществлять другую проф деятельность. Запрет на участие в делах, к которым у судьи может быть личный интерес. Финансирование деятельности суда осуществляется из бюджета ЕС.

v Тайна совещательной комнаты. Знание французского языка – т.к. судьи в тайной комнате совещаются на французском языке. Судьи выносят решение большинством голосов, но подписывают его все судьи, независимо от голосования. Особое мнение не выносится, чтобы избежать преследований со стороны государства.

v Коллегиальность. Суд заседает палатами по 5-7 чел. 8 палат. Есть большая палата в 13 чел. Палаты не имеют специализации – могут рассматривать любое дело.

Юрисдикция (полномочия суда)

Ø Дела искового производства (прямая юрисдикция). Судьи решают вопрос о праве. Суд это доп гарантия от нарушения прав самими органами ЕС. Подает в суд тот субъект, которого обидел ЕС или 2 спорящих государства-члена ЕС.

Ø Преюдициальный порядок. Суд отвечает на запросы национальных судов. Он толкует нормы (как конституционный суд).

Ø Иные случаи, предусмотренные договором. Суд выступает как апелляционная инстанция трибунала.Или суд может рассмотреть вопрос о соответсвии международного договора, планируемого принять ЕСом нормам права ЕС. Могут быть иные случаи.

Трибунал

В состав входят судьи. Могут входить ген адвокаты но не входят сейчас. Принципы, критерии теже самые.

Профессура только не может входить в состав (судья не может быть теоретиком, а только практиком)

Он рассматривает споры с участием юр и физ лиц (исковое производство). Суд может передать трибуналу и забрать у него любое дело. Решение трибунала может быть пересмотрено вышестоящим судом.

Специализированные трибуналы

Он один - по делам гражданской службы.

7. Счетная палата, омбудсман, специализированные органы.

Счетная палата:285 ст договора о функционировании ЕС

Лекция: Правовое положение человека в ЕС.

1. Понятие, система и источники основ правого положения человека и гр-на в ЕС

2. Гражданство в ЕС: основание

3. Принципы пр положения гр-а

4. Система пр положения гр-на в ЕС.

Козенян «хартия моск

Кониниченко П. А. «О гражданстве ЕС» М журнал межд права 2000г. № 3

Смирнова Ес., Смирнов «Е гр-во и решение? национ и кул политики в рамках коммуникативных структру»// Мж меж пра 2000г. № 3

Мстрежнева «Азбука евр гр-ва» //Ж Европа 2002г. № 1

1.Понятие, система и источники основ правового положения человека и гр-на в ЕС.

Основы пр положения человека и гр-на – институт права ЕС, содержащий норма, закрепляющие наиболее важные и единые для всего союза стандарты поведения человека и гр в оществе. А также принципы взаимоотношения органов власти.

Система состоит из 3х элемента:

1. Гражданство ЕС

2. Принципы правового положения гр-на

3. Основные права и свободы

Источники основ пр положения чел и гр-на – это международные договоры, в кот участвует ЕС:

1). Европейская конвенция о правах человека 1950г. (ЕСовет) – создратся права человека первого поколения. Существует 14 протоколов. 1 протокол 1951г. посвящен защите собственности. 1963 – право выбора место жительства и свобода передвижения, протоколы 6 и 13 – запрет смертной казни и т.д.

2). Женевская конвенция от 28.07. 1951г. «О статусе беженцев» ЕС ссылается на данную конвенцию

3). Учредительные договоры – ДЕС и ДФЕС (ст. 2 ДЕС – базовые ценности, на кот базируется ЕС), ст. 3 ДЕС – цели – союз предоставляет своим гражданам пространство, и поставлена задача – бороться с дискриминацией, цель главная – содействие равенства женщин и мужчин, ст. 6 о ЕС закрепляется статус хартии ЕС, и Лиссабонский договор прировнял Хартию к обычным договора. Ст. 7 о ЕС вводит санкции к нарушителю, сначала гос-во предупреждается – как не допускать нарушение прав и свобод (лишение права голоса в Совете, или отказ от выдачи определенных кредитов, субсидий, гос дотаций и т.д.), раздел 2 «положение о демократических принципов» и ДФЕС – внутренний рынок (объективные права).

4). Специальные акты ЕС, кот относим к актам особого рода. Всегда с момента создания ЕС они хотели иметь свою систему, для того, чтобы не было разногласий отдельно внутри одного государства и гос-тв.

1989г. «декларация основных прав и свобод» (преамбула и 28 статей, в кот прописаны пол права и общественные пр гра-н, + гарантии и принципы) хартия «об основных правах работников» состоит из 38 статей. В этих документах содержатся основные начала, на кот д ориентироваться гос-ва. В данных законах (работников) был закреплен механизм контроля. Контроль ведется за выполнением прав. Хартия «об основных правах» провозглашается. Хартия состоит из 7 глав, 54 статьи и преамбула.

В соответствии с ценностями, кот защищает Хартия. Достоинство, солидарность, свобода, солидарность, правосудие – основные ценности Хартии.

Комплексы актов вторичного права – регламент 2001г. Совета и парламента «о защите физ лиц в отношении обработки персональных данных». 2004г. директива «о праве гр-н союзах и членов их семьи свободно передвигаться и проживать на территории». Дирек 2003г. «О праве на воссоединении семьи».

5). Прецедентное право (защищать права человека – суд. Решение 1969г. «по делу Штаудер» решение суда 1975, 1979г. о равной оплате за труд.

2.Гражданство ЕС.

Институт гражданства появляется в 1993г. Положения гр-ва регулируется разделом 2. Легитимность принятия решения в глазах рядовых граждан – требовались единые цели, кот способствовали интеграции. Т.е. создание не только гос-тв, но и народа. В 1974г. на Парижской встрече была создана специальная компания, кот д б создать особые прав гр-н ЕС.

1). Право участвовать в мун выборах

2). Право для лиц, кот не занимаются трудовой деятельностью

3). Создание единого паспорта для лиц ЕС

1 января 1985г. было принятие этого паспорта. 1984г. – Европа для граждан. Гражданство вытекало из принципов прямого действия – непосредственную норму. Понятие Гр-во ЕС более правильнее, чем

Гр-ном явл каждое лицо, явл гр-вом члена. Гр-во дополняет и не подменяет его. Все граж-не гос-тв явл гр-нами ЕС.

Право:

· Свободно передвигаться и выбирать место жительства

· Избирательные права (участвовать в мун выборах и право участвовать в выборах Е парламента)

· Право на дипломатическую и консульскую защиту

· Право пятиции в Е парламент

· Право обращения с жалобой к омбуцману Е парламента

· Право направлять обращения органам

· Право на доступ к документам Е парламента, комиссии

· Право законодательной инициативы

· Необходимость воздерживаться от негативного характера (получить бесплатное образование, запрет клонирования)

Найти доп права!!!!

3.

Принципы – основополагающие начала. М разделить:

1). Общие

2). Специальные:

ü Равенства (равенство формальное, т.е. равенство перед законом, второе – равноправие (равенство в правах) делится на социальное право, политическое равенство (независимо от гос принадлежности), гендерное равенство (равенство полов).

ü Уважения прав и свобод человека (ст. 2 важнейший принцип, кот влечет санкции к нарушениям)

ü Гарантированности (они дб реальными, способы обеспечения прав)

Выделяют 3 группы гарантии:

ü Институционализации (по защите работников). Омбуцман – разбираться с жалобами. Европейский контролер по защите данных

ü Процессуальные (применяются при разрешении гажданских дел)

ü Метриальные 9компенсация ущерба либо др убытков) устанавливается имущественная от-ть

4.

Классификация:

1. Политические (избирательные права, свобода слова – смежные права вместе с личными правами)

2. Социальные

3. Экономические

4. Культурные

5. Гражданские (уважение чел достоинства)

В зависимости от ценностей:

1. Достоинства (право на психическую и физ целостность личности – запрет на медицинские исследования, запрет клонирования)

2. Свободы (частной, семейной жизни, творчества, профессиональной деятельности)

3. Равенство (запрет на дискриминацию по любому основанию – дети, пожилые люди. С ограниченной отв-ю)

4. Солидарность

5. Гражданство (адресуется гр-ам ЕС)

6. Правосудие

1. Права человека

2. Права гражданина

Способы закрепления прав:

1). Позитивные

2). Негативные (запрет любым гражданам)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: