Тема 3. Правовое регулирование предпринимательской деятельности

1. Понятие предпринимательской деятельности, ее признаки и принципы.

2. Субъекты предпринимательства и организационно-правовые формы его осуществления.

3. Условия осуществления предпринимательской деятельности.

1. Предпринимательство стало темой анализа и дискуссий в XVIII столетии и начало привлекать интерес экономистов XIX столетия. В мире стали употребляться такие слова как «предпринимательство», «свободное предпринимательство», «капитализм». Ученые начали признавать, что предприниматели выступают проводниками прогрессивных изменений.

Переход к рыночным отношениям потребовал новой правовой основы хозяйственной деятельности. Конституция Украины впервые закрепила за каждым право на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом (ст.42). Будучи субъективным конституционным правом, право на осуществление предпринимательской деятельности представляет собой предоставленную лицу и обеспеченную законодательством меру возможного поведения, направленную на достижение преследуемых субъектом целей.

Кроме Конституции Украиныправовую основу предпринимательства составляют нормы хозяйственного, гражданского, финансового, административного, трудового и других отраслей права.

Центральное место в этой системе занимает законодательство, регулирующее осуществление предпринимательской деятельности. До 1 января 2004 года ядром этой системы был Закон Украины «О предпринимательстве», на сегодняшний день – это Хозяйственный кодекс от 16.01.03г.

Закон Украины “О предпринимательстве”, утративший в соответствии с Хозяйственным кодексом Украины силу с 1 января 2004 года, кроме статьи 4, определял предпринимательство как непосредственную самостоятельную, систематическую, на собственный риск деятельность по производству продукции, выполнению работ, оказанию услуг с целью получения прибыли, осуществляемая физическими и юридическими лицами, зарегистрированными как субъекты предпринимательской деятельности в порядке, установленном законодательством.

Почти аналогично определяет предпринимательство и Хозяйственный кодекс. Предпринимательство - это самостоятельная, инициативная, систематическая, на собственный риск хозяйственная деятельность, осуществляемая субъектами хозяйствования (предпринимателями) с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли.

Надо отметить, что такое содержание характерно для любой хозяйственной деятельности. Предпринимательская деятельность отличается признаками, которые позволяют понимать данную деятельность уже, чем хозяйственную.

Основными признаками предпринимательской деятельности являются:

1) инициативность и самостоятельность состоят в том, что предприниматели имеют право самостоятельно принимать решения и осуществлять самостоятельно любую деятельность, не противоречащую действующему законодательству. Вмешательство государственных органов в хозяйственную деятельность предпринимателей не допускается, если она не затрагивает предусмотренные законодательством права государственных органов по осуществлению контроля за предпринимательской деятельностью;

2) систематичность означает, что деятельность осуществляется непрерывно, регулярно;

3) деятельность на собственный риск означает, что предприниматель должен предвидеть неблагоприятные последствия (например, убытки и др.) и принимать меры по их недопущению и устранению.

4) получение прибыли является одним из основных признаков. Деятельность не может считаться предпринимательской, если ее целью не является получение прибыли.

К признакам предпринимательской деятельности также относятся самостоятельная юридическая ответственность, а также творческий, инновационный, социально ответственный характер.

Принципы предпринимательской деятельности – это основополагающие начала, пронизывающие весь массив правовых норм.

В числе основных можно назвать следующие:

1. Свободный выбор видов предпринимательской деятельности, самостоятельное формирование предпринимателем программы деятельности, выбор поставщиков и потребителей производимой продукции, привлечение материально-технических, финансовых и других видов ресурсов, использование которых не ограничивается законом, установление цен на продукцию и услуги согласно закону. Однако эта свобода не безгранична; она может быть ограничена в интересах общества в той или иной мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Законодательство устанавливает некоторые ограничения в осуществлении предпринимательской деятельности. Так, в соответствии со ст.4 Закона «О предпринимательстве» деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, изготовлением и реализацией военного оружия и боеприпасов к нему, взрывчатых веществ, добычей янтаря, охраной отдельных особо важных объектов и другая осуществляется только государственными предприятиями. Для осуществления некоторых видов предпринимательской деятельности требуется специальное разрешение (лицензия), выдаваемое Кабинетом Министров Украины или иным уполномоченным органом;

2. свободного найма предпринимателем работников;3. коммерческого расчета и собственного коммерческого риска;4. свободного распоряжения прибылью, которая остается у предпринимателя после уплаты налогов, сборов и других платежей, предусмотренных законом;

5. самостоятельного осуществления предпринимателем внешнеэкономической деятельности, использования предпринимателем принадлежащей ему части валютной выручки по своему усмотрению.

Кроме того, следует выделить межотраслевой принцип - принцип законности. Воплощение в жизнь этого принципа – основа построения правового государства. Что же касается законности в предпринимательской деятельности, то здесь необходимо обратить внимание на два аспекта. Во-первых, сама предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом соблюдении требований законодательства. Во-вторых, что не менее важно, государством должна быть обеспечена законность правовых актов, законность деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, регулирующих предпринимательство. Некоторые меры по обеспечению законности предусмотрены действующим законодательством. Например, в области нормативного регулирования укреплению законности способствует введение правила регистрации актов органов исполнительной власти в Министерстве юстиции Украины.

Виды предпринимательской деятельности можно классифицировать по различным основаниям – в зависимости от:

- формы собственности, на основе которой деятельность осуществляется (частная, коллективная, государственная, коммунальная);

- по количеству участников (индивидуальная, коллективная);

- по характеру деятельности (производство товаров, оказание услуг, выполнение работ и др.)

Предпринимательство выполняет важную общественную функцию и государство должно содействовать его развитию. Государственная поддержка предпринимательства может выражаться в различных формах: создании субъектам предпринимательства условий для эффективной внешнеэкономической деятельности, информационном обеспечении субъектов бизнеса, оказании помощи в материальном обеспечении и сбыте продукции предпринимателей, подготовке кадров для сферы предпринимательства и др.

Согласно законодательству Украины государственная поддержка предпринимательства выражается в:

- предоставлении предпринимателям земельных участков, передачи государственного имущества, необходимого для осуществления предпринимательской деятельности;

- способствовании предпринимателям в организации материально-технического обеспечения и информационного обслуживания их деятельности; подготовке кадров;

- осуществлении первичного обустройства неосвоенных территорий объектами производственной и социальной инфраструктуры с продажей или передачей их предприятиям в установленном законом порядке;

- стимулировании модернизации технологий, инновационной деятельности, освоения предпринимателями новых видов продукции и услуг;

- предоставлении иных видов помощи (ст. 48 Хозяйственного кодекса Украины).

Государство не вмешивается в предпринимательскую деятельность за исключением установления налогов, процентов по государственным кредитам, правил ценообразования, валютных курсов, экономических санкций. Если государственный или иной орган издает акт, нарушающий права предпринимателей и противоречащий законодательству, лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, вправе обратиться в суд с иском о признании такого акта недействительным.

Таким образом, право на осуществление предпринимательской деятельности не предоставляет субъекту безграничной свободы. Это право должно реализовываться в пределах, очерченных нормативно-правовыми актами. Совокупность правил, приемов и способов государственного регулирования предпринимательской деятельности представляет собой режим ее осуществления. При этом можно говорить как об общем правовом режиме, распространяющемся на всех субъектов (например, регистрационный режим), так и о специальном режиме, под действие которого попадает либо определенная часть субъектов предпринимательского права (например, банки, биржи), или субъекты, осуществляющие определенный вид деятельности (например, лицензионный режим).

2. Как отмечалось выше, предпринимательство – это хозяйственная деятельность, осуществляемая субъектами хозяйствования. Именно субъектов хозяйствования можно рассматривать в качестве субъектов предпринимательской деятельности.

В соответствии с ч.2 ст. 55 Хозяйственного кодекса от 16.01.03г. субъектами хозяйствования являются:

1) хозяйственные организации - юридические лица, созданные в соответствии с Гражданским кодексом Украины, государственные, коммунальные и прочие предприятия, созданные в соответствии с Кодексом, а также другие юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистрированные в установленному законом порядке;

2) граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства, осуществляющие хозяйственную деятельность и зарегистрированные согласно закону как предприниматели;

3) филиалы, представительства, другие подразделения хозяйственных организаций (структурные единицы), образованные ними для осуществления хозяйственной деятельности.

Что касается физических лиц, то согласно ст.50 Гражданского кодекса от 16.01.03г. право на осуществление предпринимательской деятельности, не запрещенной законом, имеет физическое лицо только с полной гражданской дееспособностью, то есть по достижению восемнадцати лет (совершеннолетия) или с момента регистрации брака.

Согласно ст.35 ГК полная гражданская дееспособность может быть предоставлена физическому лицу, достигшему шестнадцати лет и работающему по трудовому договору, несовершеннолетнему лицу, записанному матерью или отцом ребенка, а также - физическому лицу, достигшему шестнадцати лет и желающему заниматься предпринимательской деятельностью.

При наличии письменного согласия на это родителей (усыновителей), опекуна или органа опеки и попечительства такое лицо может быть зарегистрировано как предприниматель.

Таким образом, субъекты предпринимательской деятельности – отечественные и иностранные юридические лица всех форм собственности, а также физические лица-предприниматели без создания юридического лица, осуществляющие деятельность в Украине по производству продукции, предоставлению услуг и занятию торговлей.

Некоторым лицам (субъектам) занятие предпринимательской деятельностью прямо запрещено законом. К таким лицам относятся: военнослужащие, должностные лица прокуратуры, суда, государственной безопасности, внутренних дел, органов государственной власти и управления, осуществляющих контроль за деятельностью предприятий. Лица, которым по решению суда запрещено заниматься какой-либо деятельностью, могут быть зарегистрированы в качестве предпринимателей по истечении срока запрета, определенного судом.

Согласно ст. 45 Хозяйственного колекса от 16.01.03г. предпринимательство в Украине осуществляется в любых организационных формах, определенных законами Украины, по выбору предпринимателя.

Под организационно-правовой формой предпринимательской деятельности понимают совокупность имущественных и организационных отличий, способов формирования имущественной базы, особенностей взаимодействия собственников, учредителей, участников, их ответственности друг перед другом и контрагентами.

Для занятия предпринимательской деятельностью законом предоставляется выбор организационно-правовых форм. Предпринимательство может осуществляться физическим лицом без образования юридического лица (физическое лицо - предприниматель), а также путем создания юридического лица.

Статья 81 Гражданского кодекса выделяет такие виды юридических лиц:

1) в зависимости от цели их создания:

- юридическое лицо, созданное путем объединения лиц (благотворительные фонды, партии);

- юридическое лицо, созданное путем объединения капитала (хозяйственные общества);

- юридическое лицо, созданное путем объединения лиц и капитала (производственные кооперативы, члены которых формируют имущество кооператива из паевых взносов и одновременно своей работой принимают участие в деятельности кооператива).

2) в зависимости от порядка их создания:

- юридические лица частного права (создаются на основании учредительных документов);

- юридические лица публичного права (создаются распорядительным актом Президента Украины, органа государственной власти, органа власти Автономной Республики Крым или органа местного самоуправления).

Согласно ст. 83 ГК Украины юридические лица могут создаваться в форме обществ, учреждений и в других формах, установленных законом.

Обществом признается организация, созданная путем объединения лиц (участников), имеющих право участия в этом обществе. Общество может быть создано одним лицом, если иное не установлено законом.

Общества делятся на предпринимательские ( осуществляющие предпринимательскую деятельность с целью получения прибыли и последующего его распределения между участниками - хозяйственные общества (полное общество, коммандитное общество, общество с ограниченной или дополнительной ответственностью, акционерное общество) или производственные кооперативы ) и непредпринимательские (не имеющие целью получения прибыли для его следующего распределения между участниками ).

Учреждением признается организация, созданная одним или несколькими лицами (учредителями), которые не принимают участия в управлении им, путем объединения (выделения) их имущества для достижения цели, определенной учредителями, за счет этого имущества.

Хозяйственный кодекс выделяет такие виды юридических лиц, как предприятия и объединение.

Соответственно ст.62 ХК предприятие - самостоятельный субъект хозяйствования, созданный компетентным органом государственной власти или органом местного самоуправления, или другими субъектами для удовлетворения общественных и личных потребностей путем систематического осуществления производственной, научно-исследовательской, торговой, другой хозяйственной деятельности.

В зависимости от форм собственности, предусмотренных законом, в Украине могут действовать предприятия таких видов:

- частное предприятие, которое действует на основе частной собственности граждан или субъекта хозяйствования (юридического лица);

- предприятие, действующие на основе коллективной собственности (предприятие коллективной собственности);

- коммунальное предприятие, которое действует на основе коммунальной собственности территориальной громады;

- государственное предприятие, действующее на основе государственной собственности;

- предприятие, основанное на смешанной форме собственности (на базе объединения имущества разных форм собственности).

В Украине могут действовать также другие виды предприятий, предусмотренные законом.

В зависимости от способа образования (учреждения) и формирования уставного фонда в Украине действуют предприятия:

- унитарные (создается одним учредителем, который выделяет необходимое для этого имущество, формирует согласно закону уставный фонд, не разделенный на части (паи), утверждает устав, распределяет доходы, непосредственно или через руководителя, который им назначается, руководит предприятием и формирует его трудовой коллектив на основах трудового найму, решает вопрос реорганизации и ликвидаци предприятия - предприятия государственные, коммунальные, предприятия, основанные на собственности объединения граждан, религиозной организации или на частной собственности учредителя);

- корпоративные (создается, как правило, двумя или больше учредителями их общим решением (договором), действует на основе объединения имущества и/или предпринимательской или трудовой деятельности учредителей (участников), их общего управления делами, на основе корпоративных прав, в том числе через создаваемые ими органы, участия учредителей (участников) в распределении доходов и рисков предприятия – кооперативные предприятия, предприятия, создаваемые в форме хозяйственного общества, а также другие предприятия, в том числе основанные на частной собственности двух или более лиц).

В зависимости от количества работающих и объема валового дохода от реализации продукции за год предприятия могут быть отнесенные к:

- малым,

- средним,

- большим.

Объединением предприятий является хозяйственная организация, образованная из двух или более предприятий с целью координации их производственной, научной и другой деятельности для решения общих экономических и социальных задач.

В зависимости от порядка учреждения объединение предприятий могут быть в виде:

- хозяйственных объединений (ассоциации, корпорации, консорциумы, концерны, другие объединения предприятий, предусмотренные законом)

- государственные или коммунальные хозяйственные объединения.

Классификация всех субъектов предпринимательского права может быть проведена по различным основаниям. Например, в зависимости от характера их компетенции. Субъекты предпринимательского права не только ведут предпринимательскую деятельность, но и руководят ею, осуществляют государственное регулирование предпринимательской деятельностью. По соотношению этих сфер хозяйствования можно провести классификацию субъектов. Так, у индивидуальных предпринимателей компонент руководства отсутствует, тогда как у организаций он проявляется в отношении своих подразделений, однако основное в их работе – непосредственное ведение хозяйственной деятельности.

3. Условиями осуществления предпринимательской деятельности являются установленные государством и закрепленные законодательством требования прохождения определенных процедур: государственной регистрации, лицензирования и патентования некоторых видов предпринимательства. Наряду с указанными условиями закреплено право найма работников и социальные гарантии при использовании их труда; соблюдение законодательства о предпринимательстве; юридическая ответственность субъектов предпринимательской деятельности; право государства на прекращение предпринимательской деятельности.

Так, в качестве необходимого условия осуществления предпринимательской деятельности названа государственная регистрация предпринимательства независимо от видов деятельности. Действующее законодательство содержит около 100 нормативно-правовых актов, регулирующих процедуры государственной регистрации. Порядок регистрации субъектов предпринимательства отдельным законодательным актом не определен, а осуществляется она в соответствии с Положением о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденным Постановлением КМУ №740 о 25.05.1998г. Т.е. правовое регулирование такого важного направления осуществляется подзаконным нормативно-правовым актом.

Шагом вперед на пути совершенствования законодательства по этим вопросам стало четкое закрепление в статьях 50, 89 Гражданского кодекса положения о том, что государственная регистрация физических лиц и юридических лиц осуществляется в порядке, установленном законом.

С целью дальнейшего упорядочения системы государственной регистрации 15.05.03г. был принят Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц» (вступает в действие с 1 июля 2004г.).

Государственная регистрация преследует основные цели:

- осуществление государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности, в частности за выполнением условий для занятия определенными видами деятельности и для борьбы с незаконной практикой тайного предпринимательства;

- получение государственных сведений статистического учета для осуществления мер регулирования экономики;

- предоставление всем участникам хозяйственного оборота, государственным органам и органам местного самоуправления информации и субъектах предпринимательской деятельности.

Государственная регистрация осуществляется в исполнительном комитете городского, районного в городе совета или в районной городов Киева и Севастополя государственных администрациях по месту нахождения или месту проживания субъекта предпринимательской деятельности.

Необходимо отметить, что в новом Законе данные о местонахождении юридического лица и месте проживания физического лица определена как адрес, по которому осуществляется связь с соответствующими лицами. Т.е. физическое лицо, имеющее несколько мест проживания, самостоятельно определяет, по какому будет регистрироваться как предприниматель.

Для государственной регистрации предоставляются следующие документы:

1) учредительные документы, решение собственника или уполномоченного им органа об образовании юридического лица (кроме частного предпринимательства). Если собственников или уполномоченных им органов несколько, таким документом является учредительный договор, а также протокол учредительной конференции. Предоставляется также устав, если в соответствии с законодательством это необходимо для образования организационно-правовой формы субъекта предпринимательской деятельности;

2) регистрационная карта установленного образца, которая является одновременно заявлением о государственной регистрации;

3) документ, подтверждающий оплату за государственную регистрацию;

4) документ, подтверждающий внесение собственником взноса в уставный фонд субъекта предпринимательской деятельности.

Основными учредительными документами являются учредительный договор и устав.

Учредительный договор заключается учредителями юридического лица. В нем учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. К учредительному договору юридического лица предъявляются те же требования, что и к другим договорам. Он заключается в простой письменной форме путем составления единого документа. В договоре указываются: место и дата его заключения, срок действия, подписывается всеми учредителями лично, подпись представителя юридического лица-учредителя должна быть скреплена печатью этого юридического лица.

Устав – важнейший документ, устанавливающий правовой статус организации. Его назначение – информировать контрагентов и иных лиц, вступающих в отношения с коммерческой организацией, о круге ее деятельности, правах и обязанностях. В уставе определяется организационно-правовая форма (см. ниже) коммерческой организации, ее наименование, место нахождения, размер уставного капитала, цели и предмет деятельности, ответственность участников за нарушение обязанностей, состав и компетенция органов управления, порядок принятия ими решений и другое.

Следует обратить внимание на то, что новый Закон предоставляет право воспользоваться услугами представителя или почты при подачи документов.

В соответствии с Положением о государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности исполком обязан произвести государственную регистрацию в течение 5 рабочих дней со дня подачи документов и выдать свидетельство о государственной регистрации (при этом, Хозяйственный кодекс устанавливает срок – 10 дней, а новый Закон сокращает срок регистрации до 3 дней). Одновременно с этим, исполком представляет в налоговую администрацию и орган государственной статистики сведения о зарегистрированном субъекте предпринимательства. Порядок присвоения органами государственной статистики субъектам государственной регистрации идентификационных кодов регулируется Госкомстатом совместно с Лицензионной палатой.

Свидетельство о государственной регистрации и копия документа, подтверждающего взятие предпринимателя на учет в органы государственной налоговой службы, являются основанием для открытия счета в банке в установленном законом порядке. Кроме постановки на учет в налоговых органах, необходимо зарегистрироваться как предприниматель в органах статистики, пенсионном фонде и др.

Наиболее значительным нововведением Закона «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц» можно считать создание банка данных – Единого государственного реестра, который обеспечит третьих лиц достоверной информацией о юридических лицах и физических лицах – предпринимателях. Предусматривается открытый оперативный доступ к нему органам государственной власти, юридическим и физическим лицам, что позволит повысить деловую активность предпринимателей и создать условия для улучшения ведения прозрачного бизнеса в Украине за счет упрощения поиска партнеров и проверки их юридического и финансового положения.

Законодательством предусмотрены некоторые положения, способствующие осуществлению предпринимательской деятельности: ускоренная (в течение 1дня) регистрация (перерегистрация) за более высокую плату, уменьшение платы за выдачу дубликата свидетельства о государственной регистрации субъекта предпринимательской деятельности, уплата регистрирующим органом пени в размере 20 % регистрационного сбора за каждый день задержки регистрации, административная ответственность должностных лиц регистрирующего органа за нарушения порядка регистрации.

Следует иметь в виду, что некоторые субъекты предпринимательской деятельности (биржи, банки, организации с иностранными инвестициями и др.) регистрируются в особом порядке.

С момента регистрации возникают юридические лица либо индивидуальный предприниматель приобретает хозяйственную компетенцию, у него появляется возможность осуществлять предпринимательскую деятельность от своего имени. Предпринимательская деятельность без регистрации является правонарушением. Доходы, полученные от такой деятельности, подлежат изъятию в доход бюджета.

Следующим условием осуществления предпринимательской деятельности является ее лицензирование. Это означает, что предпринимателю необходимо получить документ (лицензию), выдаваемый Кабинетом Министров Украины или уполномоченными ими органами исполнительной власти. Перечень органов государственной исполнительной власти, которым предоставлено право выдачи лицензий на отдельные виды предпринимательской деятельности утвержден постановлением Кабинета Министров Украины «О порядке лицензирования предпринимательской деятельности» от 03.07.98г. №1020. Лицензия предоставляет субъекту право заниматься определенным видом предпринимательской деятельности, а также определяет условия его осуществления в течение определенного времени.

Отдельные виды предпринимательской деятельности требуют получения торгового патента – государственного свидетельства, которое удостоверяет право субъекта предпринимательской деятельности или его структурного подразделения заниматься ими. В соответствии со ст.1 Закона Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности», торговая деятельность за наличные средства, а также с использованием других форм расчетов и кредитных карточек на территории Украины, деятельность по обмену наличных валютных ценностей и других требуют получения торгового патента.

Интересно знать о том, что для вхождения в Европейскую систему обмена информацией о зарегистрированных юридических лицах в рамках Европейского бизнес-реестра (EPR) некоторые государства ведут параллельный Реестр юридических лиц в объеме стандартного перечня сведений «Compani Profile».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: