Сибирь (Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский экономические районы)
Урал
Стратегическая роль Урала исторически связана с развитием черной и цветной металлургии, тяжелого машиностроения и военно-промышленного комплекса. В регионе сконцентрирован громадный промышленный потенциал. Однако его производственная структура нуждается в коренном обновлении, вследствие значительной степени износа основных фондов. В перспективе регион должен стать одним из лидеров во внедрении наукоемких технологий, в развитии прогрессивных производств на уровне передовых стран. Для этого имеются такие предпосылки, как крупнейшая научная и проектная база, высококвалифицированные кадры, большой массив передовых технологий в институтах и предприятиях ВПК. Близость нефте- и газодобывающих районов создает условия для расширения производства соответствующей техники, расширяется внутренний рынок черных металлов. Использование потенциала оборонных предприятий дает возможность создать в отраслях специализации производственно-экономические корпорации, гибко реагирующие на изменения конъюнктуры рынка и выпускающие конкурентоспособную продукцию.
|
|
Реализация перспективных задач предполагает:
-реструктурирование и технологическое обновление имеющегося промышленного потенциала, прежде всего машиностроительного и металлургического комплексов на основе ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий;
-выпуск конкурентоспособного оборудования для добывающих отраслей с целью повышения их технического уровня и расширения их экспортных возможностей;
-реализацию комплекса мер по охране окружающей среды и по переработке техногенных отходов.
Урал сохранит роль одного из основных производителей (и экспортеров) черных и цветных металлов, продукции топливной промышленности. Развитие металлургической промышленности будет происходить по пути перехода на энерго- и материалосберегающие технологии, выпуск продукции из высококачественных металлов и сплавов.
Дальнейшее развитие получит также горнодобывающая промышленность. В частности, в связи с сокращением поставок медных концентратов из других регионов России и зарубежья, ставится задача ускоренного освоения разведанных медных месторождений в Свердловской области (Тарньерского, Валенторского), расширение добычи на Сафьяновском месторождении. Кардинальное решение проблем снабжения предприятий Урала алюминиевым сырьем связано с освоением Средне-Тиманского месторождения в Республике Коми.
Большое влияние на развитие региона будет оказывать повышение его роли в межрегиональной интеграции по направлениям: Урал-Сибирь-Дальний Восток, Урал-Крайний Север, Урал-Казахстан-Средняя Азия.
|
|
Одним из первоочередных мероприятий, направленных на развитие железнодорожной сети региона, является строительство дороги Григорьевская - Кудымкар - Сыктывкар - Архангельск, которая обеспечит кратчайший выход к одному из основных портов России. В будущем, в условиях заметной истощенности собственных ресурсов, нефтегазохимический, металлургический, лесопромышленный комплексы Урала не смогут успешно развиваться без привлечения ресурсов Европейского Севера. Существует потребность в улучшении меридиональных связей внутри региона (например, между Пермской областью и республикой Башкортостан).
Место Сибири в экономике страны в первую очередь определяется ее уникальными природно-сырьевыми ресурсами. Региону принадлежит решающая роль в формировании общероссийского баланса топлива и электроэнергии, в производстве цветных металлов и лесопродукции. Все возрастающее значение планетарного характера приобретают водные ресурсы. Сибирь занимает срединное положение на карте России, что создает условия для включения региона, как в европейский, так и в азиатский рынки. Сибирь при любых вариантах развития останется основным поставщиком топливно-энергетических, минерально-сырьевых и лесных ресурсов, как на внутренний рынок, так и на экспорт.
Приоритеты среди других отраслей будут определяться возможностями развития высокотехнологичных и наукоемких производств в наиболее развитых промышленных узлах и увеличения выпуска продукции потребительского назначения в районах концентрации населения. Предполагается, что начавшаяся реструктуризация машиностроения, оборонной, пищевой промышленности в сочетании с увеличением доли высокотехнологичных и наукоемких производств в нефтехимии, лесопереработке, металлургии позволит в отдаленной перспективе смягчить чрезмерную сырьевую направленность в развитии экономики Западной Сибири.
Приоритетными будут следующие задачи:
- обновление производственного аппарата ТЭК и усиление межрегиональной кооперации;
- освоение новых месторождений нефти и газа в Восточной Сибири, Республике Саха (Якутия), создание единой трубопроводной и энергетической системы с Северным Китаем, Кореей, Японией;
развитие и повышение эффективности нефтепереработки и нефтехимии, газопереработки, газохимии и гелиевой промышленности;
развитие угольной промышленности, углубленной переработки угля, углехимии;
- поддержание высоких объемов добычи и обеспечение комплексной переработки минерально-сырьевых и лесных ресурсов;
- наращивание геологоразведочных работ и внедрение прогрессивных методов добычи углеводородного сырья, а также реструктуризация угольной отрасли;
- государственная поддержка развития высокотехнологичных и наукоемких производств машиностроения в наиболее развитых индустриальных регионах, прилегающих к Транссибирской магистрали;
- модернизация обрабатывающих производств потребительского назначения в южных районах;
- использование потенциала ВПК в части применения высоких технологий для модернизации и развития других отраслей промышленности (в частности, разработка технологий и производство импортозамещающего оборудования для добычи и переработки минерального сырья).
Перспективным направлением развития транспортной системы Сибири является сооружение второго транссибирского железнодорожного хода - Северо-Сибирской магистрали, восточным участком которой станет БАМ, а также модернизация существующей линии Транссиба с параллельным завершением автомагистрали Дальний Восток Западная Европа. Продолжится модернизация и развитие системы нефте- и газопроводов, связывающих добывающие районы с потребителями, в числе которых должны появиться Монголия, Китай, Южная Корея. Важным направлением станет реконструкция и реорганизация Северного морского пути.
|
|
Из геостратегических проблем, влияющих на региональное развитие, выделяется своим масштабом и значением для сохранения территориальной целостности российской экономики проблемы Дальнего Востока. Дальний Восток выполняет особые геостратегические функции, являясь форпостом России в Азиатско-Тихоокеанском регионе, который в XXI веке может занять ведущее положение в мировой экономике. Отношения России с этим экономическим сообществом во многом зависят от социально-экономического развития Дальнего Востока.
Дальний Восток, будучи самым редконаселенным и самым удаленным регионом страны, отличается наибольшей спецификой условий хозяйствования и социально-экономического развития. Однако реформирование его экономики проходило при господстве унифицированных для всей страны экономических нормативов и процедур. Явно недостаточный учет особых условий функционирования экономики Дальнего Востока привел к обострению прежних и появлению новых сложных проблем в регионе.
Устойчивое функционирование хозяйственного комплекса района и решение его социальных проблем в сильнейшей степени зависят от проведения такой государственной политики, которая исходит из учета особой роли Дальнего Востока в обеспечении экономических и стратегических интересов России, что требует реализации на федеральном и региональном уровнях комплекса мероприятий по преодолению дезинтеграционных процессов и выводу экономики региона из кризиса.
Главными направлениями развития региона, определенными в программе, остаются: структурная перестройка экономики и усиление взаимовыгодного сотpyдничества со стpанами АТР. В перспективе продолжится реализация федеральной целевой программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья. Основные ресурсы будут сконцентрированы на приоритетных направлениях развития хозяйства региона:
|
|
решение энергетической проблемы и ослабление зависимости района от ввоза топлива;
развитие транспортной инфраструктуры для создания условий активизации деловой активности и усиления интеграции регионов Дальнего Востока с другими регионами России;
совершенствование деятельности рыбохозяйственного комплекса с развитием промышленной марикультуры и обеспечением охраны и воспроизводства водных биологических ресурсов;
развитие нефтегазового комплекса на шельфе о.Сахалин и в Республике Якутия;
повышение конкурентоспособности продукции и интенсивное вхождение на рынки сбыта Азиатско-Тихоокеанского региона.
Необходимо осуществление государственной политики в области взаимовыгодного приграничного сотрудничества на Дальнем Востоке.
Основными направлениями развития топливно-энергетического комплекса в настоящее время являются: стабилизация и снижение размеров тарифов на тепловую и электрическую энергию, ликвидация чрезмерной разницы цены оплаты производителей и потребителей за энергию, для чего необходимо завершение строительства важнейших объектов энерго- и газоснабжения, которые сделают реальными принципиальные сдвиги в структуре всего топливно-энеpгетического баланса pегиона: ввод первых агрегатов, а затем и завершение сооружения Бypейской ГЭС, осуществление крупномасштабных проектов освоения нефтегазовых ресурсов Сахалинского шельфа (на условиях соглашений о разделе продукции) и реализации программы газификации Сахалинской области, Хабаровского и Приморского краев, освоение газовых и газоконденсатных месторождений в Республике Саха (Якутия), строительство Вилюйской и Усть-Сpеднеканской ГЭС, развитие геотермальной электроэнергетики на Камчатке и Курильских островах.
Для привлечения инвестиций необходимо гораздо более активное использование таких экономических инструментов, как соглашения о разделе продукции.
В транспортном комплексе основными направлениями развития являются: создание конкурентоспособного и эффективного сквозного транспортного коридора Европа - Азия, увеличение объема перевозок грузов (в т.ч. транзита контейнеров), реконструкция и строительство объектов транспортной инфраструктуры и совершенствование транспортных тарифов. Важное значение имеет формирование свободной экономической зоны в Находке, реализация проекта соединения железных дорог материка, о.Сахалин, а в будущем и Японии. Основными задачами развития рыбохозяйственного комплекса являются: развитие береговых предприятий, модернизация промыслового флота, изменение системы управления рыбохозяйственным комплексом.
Решение проблем несанкционированной миграции на Дальнем Востоке может быть осуществлено за счет закрепления местных россиян, в том числе российских корейцев, в местах своего проживания; регулирования миграционных потоков в интересах роста численности российского населения в Дальневосточном регионе; усиления контроля за пребыванием иностранных граждан в Российской Федерации и принятия дополнительных мер к нарушителям паспортно-визового режима на территории России.
Решение названных выше ключевых для региона проблем- энергетической, транспортной, реализации природно-сырьевого и производственного потенциала, улучшения инвестиционного климата, развития внешнеэкономических связей, повышения жизненного уровня- будет способствовать структурной перестройке экономики Дальнего Востока, придаст ей современный облик, поможет региону занять достойное место в российской экономике и в АТР.