Понятие предложения. Закон предложения. Кривая предложения. Факторы предложения

Предложение – это объём товара, который его производители желают продать на рынке. В состав предложения включают: сырьё и ресурсы, товары производственного назначения, труд, капитал, товары потребительского назначения и все платные услуги. Огромное значение в составе предложения имеет рынок потребительских товаров, который классифицируется либо по характеристике покупателя, либо по типу продукции.

Классификация по характеристике покупателя включает такие критерии, как пол, возраст, национальность, социальное положение, регион проживания, приверженность к моде.

Классификация по типу продукции проводится в зависимости от вида и назначения товаров. Чаще всего в потребительском рынке выделяют рынок предметов первой необходимости и предметов роскоши, рынок товаров длительного пользования и рынок одноразовых товаров, рынок промышленных и сельскохозяйственных товаров, рынок скоропортящихся товаров и т. д.

 
 

Закон предложения характеризует прямую зависимость величины предложения от цены. Отложив на оси ординат цену (Р), а на оси абсцисс количество продаж (Qs), получим графическое отображение закона предложения (рис.1):

Рисунок 1 – Кривая предложения

Каждая точка на кривой предложения называется величиной предложения, зависящей только от цены. Изменения величины предложения отображаются продвижением от одной точки к другой по всей кривой S. Кривая S называется само предложение, изменения в котором проявляются сдвигом кривой S влево (уменьшение предложения) или вправо (увеличение предложения). Само предложение зависит от следующих неценовых факторов: издержек производства, уровня технологий, налоговых ставок, субсидий государства, рыночной конъюнктуры, политической обстановки, войн и стихийных бедствий.

Предложение товаров зависит также от жизненного цикла товара, проходящего четыре фазы:

1. «трудный ребёнок» – это товар-новинка с непредсказуемым спросом;

2. «звезда» – это товар, имеющий повышенный, но недостаточно долговременный спрос;

3. «дойная корова» – это товар, прочно занявший свою нишу на рынке;

4. «изгоняемая собака» – это товар, спрос на который начал падать.

Эластичность предложения по цене характеризует его реакцию на изменение цен. Коэффициент ценовой эластичности предложения определяется по формуле:

Если K > 1 – предложение эластично(рисунок 2), если K = 1 – имеет место единичная эластичность предложения, если K < 1 – предложение неэластично.

P S1 S S2

0 Qs

Рисунок 2 - Эластичность предложения

Как показывает рисунок 2, кривая S1 соответствует неэластичному предложению; кривая S характеризует единичную эластичность предложения; кривя S2 соответствуют эластичному предложению.

Предложение бывает также абсолютно эластичным и абсолютно неэластичным.

Абсолютно эластичное предложение представлено на рисунке 3 и имеет вид горизонтальной прямой.

Р

Р0 S ¦ ∞

0 Qs

Рисунок 3 – Абсолютно эластичное предложение

Абсолютно эластичное предложение наступает в ситуации, когда на рынке устанавливается цена Р0, выгодная прежде всего продавцу.

Ещё более выгодна для товаропроизводителя (продавца) ситуация с абсолютно неэластичным предложением, отображённая на рисунке 4:

Р

0 Qs

Рисунок 4 – Абсолютно неэластичное предложение

В подобной ситуации можно, не увеличивая объёмов производства, получать прибыль за счёт роста цен. Однако речь идет, скорее всего, о господстве монополии, которое не может быть долговременным и устраняется антимонопольным законодательством.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: