double arrow

Основные требования к ведению бухгалтерского учета

Ведение бухгалтерского учета только на основании первичных учетных документов, оформляемых при проведении хозяйственных операций. Эти документы должны составляться по унифицированным стандартным формам, утвержденным Госкомстатом РФ (при их отсутствии - разрабатываться самой организацией), и иметь ряд обязательных реквизитов

Использование стандартного плана счетов бухгалтерского учета (организация может на его основе сформировать свой рабочий план счетов)

Проверка и документальное подтверждение данных бухгалтерского учета и отчетности путем проведения обязательной инвентаризации

Ведение учета имущества, обязательств и хозяйственных операций организации:

-непрерывно с момента ее регистрации в качестве юридического лица до реорганизации или ликвидации

- путем двойной записи на взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета в хронологической последовательности

-без каких-либо пропусков и изъятий со своевременной регистрацией на счетах всех операций и результатов инвентаризации

Соответствие данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета

Раздельный учет:

- имущества, находящегося в собственности данной организации, и имущества других юридических лиц, находящегося у нее

текущих затрат на производство продукции и капитальных вложений

Формирование учетной политики организации осуществляется в соответствии с допущениями и требованиями, установленными Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика предприятия

Бухгалтерский учет ведется в рублях. Записи по валютным счетам и операциям в иностранной валюте производятся в рублях с пересчетом по курсу ЦБ РФ на дату совершения операции. Одновременно эти записи производятся в валюте расчетов и платежей

Особенности регулирования бухгалтерского учета для отдельных видов организаций

Кредитные организации руководствуются правилами ведения бухгалтерского учета и планом счетов, установленными ЦБ РФ

Страховые организации, а также бюджетные учреждения имеют свои планы счетов и правила ведения бухгалтерского учета. Методическое руководство ведением бухгалтерского учета для них осуществляет Минфин РФ

Особенности применения общего плана счетов и порядка ведения бухгалтерского учета и отчетности установлены для:

- негосударственных пенсионных фондов

- паевых инвестиционных фондов

1.4 Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятель­ность организации, а его объектами, или составными частями предмета, -имущество (хозяйственные средства) организации, источники его фор­мирования и хозяйственные процессы, вызывающие изменение иму­щества и источников их формирования.

По составу и функциональной роли (характеру использования) имущество организации подразделяют на две группы: внеоборотные активы и оборотные средства. Внеоборотные активы включают в себя основные средства, оборудование к установке, нематериальные активы, незавершенные капитальные вложения, долгосрочные финансовые вложения и др.

Оборотные средства состоят из оборотных фондов и фондов обращения. Они характеризуются сравнительной быстротой обращения.

Оборотные фонды целиком потребляются в течение одного периода производственного процесса. Их стоимость полностью входит в затраты на производство продукции. В состав оборотных фондов входят сырье и материалы, топливо, полуфабрикаты, незавершенное производство, животные на выращивании и откорме, расходы будущих периодов. Отражаются они во втором разделе актива баланса.

Фонды обращения - это предметы обращения, денежные средства и средства в расчетах. Предметы обращения - готовая продукция, пред­назначенная для реализации, т.е. находящаяся на складе и отгруженная покупателям; денежные средства - остатки наличных денег в кассе пред­приятия, на расчетном счете и других счетах в банках; средства в расче­тах - различные виды дебиторской задолженности, под которой понима­ются долги других организаций или лиц данной организации. Должники называются дебиторами. Дебиторская задолженность состоит из задолжен­ности покупателей за купленную у данной организации продукцию, под­отчетных лиц за выданные им под отчет денежные суммы и пр.

По источникам образования и целевому назначению имущество организаций подразделяют на собственное (собственный капитал) и заемное (созданное за счет обязательств).

Собственный капитал может состоять из уставного, добавочного и резервного капитала, фондов специального назначения, накоплений нераспределенной прибыли, целевых финансировании и поступлений.

В заемный капитал входят краткосрочные и долгосрочные обязательства. к которым относятся кратко- и долгосрочные кредиты банка, кредиторская задолженность, займы и обязательства по распределению.

Краткосрочные ссуды организация получает на срок до 1 года под запасы товарно-материальных ценностей, расчетные документы в пути и другие нужды, а долгосрочные - на срок от 1 года на внедрение новой техники, организацию и расширение производства, механизацию производства и другие цели.

Под кредиторской понимают задолженность данной организации другим организациям, которые называются кредиторами. Кредиторов, задолженность которым возникла в связи с покупкой у них материальных ценностей, называют поставщиками, а кредиторов, которым предприятие должно по нетоварным операциям, - прочими кредиторами.

Обязательства по распределению включают в себя задолженности рабочим и служащим по заработной плате, а органам социального страхования и налоговым органам - по платежам в бюджет в связи с тем, что момент возникновения долга предприятия не совпадает со временем его уплаты. Обязательства по распределению по своему экономическому содержанию существенно отличаются от других привлеченных средств, так как образуются путем начисления, а не поступают со стороны.

1.5 В бухгалтерском учете используют специальные приёмы и способы, совокупность которых составляет метод бухгалтерского учета. Основными его элементами являются: документация и инвентаризация; оценка и калькуляция; счета и двойная запись; бухгалтерский баланс и отчетность.

Совершаемые на предприятиях хозяйственные операции оформляются определенной формы документами, на основе которых они получают отражение в бухгалтерском учете. Способ оформления хозяйственных операций документами называется документацией. Он обеспечивает тщательный контроль за наличием и движением хозяйственных средств предприятия и хозяйственных процессов.

Проверка соответствия данных учета и фактического наличия хозяйственных средств предприятия называется инвентаризацией. Она особенно важна по продовольственным товарам, подверженным изменениям в результате проявления физико-химических свойств.

Оценка. представляет собой способ выражения в денежном измерителе объектов бухгалтерского учета.

Калькуляция - способ исчисления (калькулирования) себестоимости произведенной продукции, выполненных работ или оказанных услуг.

Счета представляют собой способ наблюдения и группировки отдельных видов средств, источников их образования и совершаемых хозяйственных процессов.

Двойная запись — способ учета хозяйственных операций на экономически взаимосвязанных счетах бухгалтерского учета.

Баланс - это способ обобщения и группировки хозяйственных средств предприятия и их источников на определенную дату.

Бухгалтерская отчетность - единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам;

Тема 2. Балансовое обобщение, система бухгалтерских счетов и двойная запись

1 Баланс и его структура.

2 Строение счетов и структура счетов. Сущность двойной записи.

3 Синтетические и аналитические счета.

2.1 Для управления хозяйственно-финансовой деятельностью предприятия необходимо располагать определенной информацией о составе, размере, размещении хозяйственных средств, а также источниках их образования. Эти сведения обеспечивает бухгалтерский баланс. Бухгалтерский баланс составляется на основе итоговых квартальных данных по состоянию на первое число следующего за отчетным периодом.

Следовательно, бухгалтерский баланс является способом группировки и отражения состава и размещения хозяйственных средств предприятия или организации, а также источников образования и целевого назначения средств в денежном измерении на определенную дату.

Содержание бухгалтерского баланса определено ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации".

Упрощенную схему баланса предприятия можно пред­ставить в следующем виде:

Актив на н.п. на к.п. Пассив на н.п. на к.п.
1.Внеоборотные активы 2.Оборотные активы     3.Капитал и резервы 4.Долгосрочные обязательства 5.Красткосрочные обязательства    
Баланс     Баланс    

Графически баланс представляет двустороннюю таблицу. Левая часть таблицы называется актив, правая — пассив. В активе баланса размещаются хозяйственные средства предприятия по их составу, в пассиве — источники образования и целевое назначение этих средств.

Актив и пассив баланса состоят из целого ряда статей, итоги по которым в связи с применением в учете способа двойной записи хозяйственных операций должны быть равны, что является обязательным условием правильности составления баланса. Общий итог всех статей баланса называется валютой баланса. Как в активе так и в пассиве указываются две отчетные даты: На начало периода и на конец.

Отчетный бухгалтерский баланс составляют на основе данных об остатках по дебету и кредиту синтетических счетов и субсчетов на начало и конец периода, взятых из главной книги.

Важным этапом подготовительной работы для составления бухгалтерского баланса является закрытие в конце отчетного периода всех операционных счетов: калькуляционных, собирательно-распределительных, сопоставляющих, финансово-результативных. До начала этой работы должны быть осуществлены все бухгалтерские записи на синтетических и аналитических счетах (включая результаты инвентаризации), проверена правильность этих записей. Закрытие счетов производится в следующей последовательности:

В первую очередь исчисляют себестоимость услуг вспомогательных производств и закрывают счет 23 "Вспомогательные производства". Далее распределяются расходы будущих периодов, общепроизводственные и общехозяйственные расходы и закрываются следующие счета: 97 "Расходы будущих периодов", 25 "Общепроизводственные расходы", 26 "Общехозяйственные расходы". Затем калькулируют себестоимость продукции основных отраслей производства и списывают затраты со счета 20 "Основное производство". После этого осуществляют списание затрат со счета 29 "Обслуживание производства и хозяйства". В порядке последующей очередности производятся записи на счетах по учету капитальных вложений, определяется финансовый результат от деятельности организации и закрываются счета 90 "Продажи", 91 "Прочие доходы и расходы" и сопоставлением дебетового и кредитового оборотов по счету 99 "Прибыли и убытки" определяется конечный финансовый результат отчетного периода.

Перед составлением годового отчетного баланса осуществляют следующие процедуры:

проводят инвентаризацию всех видов имущества, обязательств и расчетов и ее результаты отражают на счетах главной книги и аналитических счетах;

осуществляют уточнение оценки всех видов имущественных статей баланса;

создают оценочные резервы (заключительными записями декабря);

проверяют правильность распределения доходов, расходов, прибыли и убытков между смежными отчетными периодами;

осуществляют закрытие счетов бухгалтерского учета, в том числе счета 99 "Прибыли и убытки" (заключительной записью декабря);

вносят уточнения в главную книгу или отражают эти уточнения в пояснительной записке к годовому отчету с учетом событий после отчетной даты (ПБУ 7/98) или условных фактов хозяйственной деятельности (ПБУ 8/01);

составляют приложение к годовому бухгалтерскому балансу (форма N 5) и пояснения к отчетному бухгалтерскому балансу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: