Метод программированного обучения

Классификация методов обучения информатики.

План:

1) Общепринятая классификация.

2) Классификация методов в информатике.

Метод (от греч. Metodos- путь к чему-либо) означает способ достижения цели.

В дидактике под методами обучения понимаются способы совместной деятельности учителя и учащихся, и способы организации познавательной деятельности школьников. В решении проблемы методов обучения в информатике будем руководствоваться формулировкой известного дидакта Ю.К.Бабанского, определяющего методы обучения как способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования, воспитания и развития личности.

Метод обучения характеризуется тремя признаками. Он обозначает цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения. Следовательно, понятие метода обучения отражает:

1. Способы обучающей работы учителя и способы учебной работы учащихся в их взаимосвязи;

2. Специфику их работы по достижению различных целей обучения.

В педагогике накоплен большой арсенал методов обучения. Для приведения всех известных методов в определенную систему выявляютсяих общие черты, особенности и предлагаются разные классификации. В частности, методы подразделяют:

- по источникам получения знаний (словесные, наглядные, практические);

- в зависимости от основных дидактических задач, реализуемых на данном этапе обучения (методы приобретения знаний, методы формирования умений и навы­ков, методы применения знаний, методы закрепления, методы про­верки знаний, умений, навыков);

- по характеру руководства мыслительной деятельностью учащихся (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, исследовательский, программированный, модельный методы и метод проектов).

Ю. К. Бабанский выделяет три группы методов:

а) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

б) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

в) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Каждая из классификаций имеет определенное основание, однако в функциональном отношении в преподавании информатики наиболее практичной представляется классификация по характеру руководства мыслительной деятельностью учащихся.

Краткое содержание метода Деятельность обучающего Деятельность обучаемого
1.Объяснительно-иллюстративный методОсновное назначение метода — организация усвоения информации обучаемыми путем сообщения им учебного материала и обеспечение его успешного восприятия. Объяснительно-иллюстративный метод — один из наиболее экономных способов передачи обучаемым обобщенного и систематизированного опыта человечества 1. Сообщение учебной информации с использованием различных дидактических средств: слова, различных пособий, в том числе кино- и диафильмов и т.д. Обучающий широко использует беседу, демонстрацию опытов и т.д. 1. Деятельность обучаемых заключается в восприятии, осмыслении и запоминании сообщаемой информации
2. Репродуктивный метод.Основное назначение метода — формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний 2. Разработка и применение различных упражнений и задач, использование различных инструкций (алгоритмов) и программированного обучения 2. Деятельность обучаемых заключается в овладении приемами выполнения отдельных упражнений в решении различных видов задач, овладении алгоритмом практических действий
3. Проблемный метод (проблемное изложение).Основное назначение метода — раскрытие в изучаемом учебном материале различных проблем и показ способов их решения 3. Выявление иклассификация проблем, которые можно ставить перед обучаемым, формулировка гипотез и показ способов их проверки. Постановка проблем в процессе проведения опыта, наблюдений в природе, логического умозаключения. При этом обучаемый может пользоваться словом, логическим рассуждением, демонстрацией опыта, анализом наблюдений и т.д. 3. Деятельность обучаемых заключается не только в восприятии, осмыслении и запоминании готовых научных выводов, но и в прослеживании за логикой доказательств, за движением мыслей обучающего (проблема, гипотеза, доказательство достоверности или ложности выдвинутых предложений и т.д.)
4. Частично-поисковый метод, или эвристический метод.Основное назначение метода – постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем 4. Подведение обучаемых к постановке проблемы, показ им, как необходимо находить доказательства, делать выводы из приведенных фактов, построить план проверки фактов и т.д. Обучающий широко применяет эвристическую беседу, в процессе которой ставит систему взаимосвязанных вопросов, каждый из которых является шагом к решению проблемы 4. Деятельность обучаемого заключается в активном участии в эвристических беседах, в овладении приемами анализа учебного материала с целью постановки проблемы и нахождения путей ее решения и т.д.
5. Исследовательский метод.Основное содержание метода — обеспечить овладение обучаемыми методами научного познания, развить и сформировать у них черты творческой деятельности, обеспечить условия успешного формирования мотивов творческой деятельности, способствовать формированию осознанных, оперативно и гибко используемых знаний. Сущность метода — обеспечение организаций поисковой творческой деятельности обучаемых по решению новых для них проблем 5. Предъявление обучаемым новых для них проблем, постановка и разработка исследовательских заданий и т.д. 5. Деятельность обучаемых заключается в освоении ими приемов самостоятельной постановки проблем, нахождении способов их решения и т.д.

Программированный метод позволяет в значительной степени активизировать познавательную деятельность школьников, через электронные продукты в виде электронных учебников, обучающих программ идр. Он представляет собой особый вид самостоятельной работы учащихся над специально отобранным и построенным в определенном порядке учебным материалом.

Модельный метод. При его использовании учащимся предоставляется возможность организации самостоятельного творческого поиска. Моделирование – это методика исследования, в основе которой лежит построение моделей изучаемого явления. Модель представляет собой копию интересующего исследователя объекта или явления в каком – либо плане (аспекте). Модель всегда является упрощением исследуемого явления. Она предназначена для выделения самого главного в изучаемом объекте. Такое упрощение облегчает процесс качественного и количественного анализа. Модельный метод в информатике включает в себя построение некой модели. Далее для имеющейся модели строится компьютерная модель.

Метод проектов может использоваться как самостоятельный метод обучения. Метод проектов – создание какого – то результата, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Основными задачами базового школьного курса информатики являются: формирование званий о роли информационных процессов в природе, технике, обществе, о значении информатики и вычислительной техники в научно-техническом прогрессе и развитии общества, основных принципах работы компьютера, способах обработки информации; выработка умений моделирования, умений и навыков самостоятельного использования компьютера в качестве средства для решения практических задач.

В связи с этим становится очевидным, что в преподавании информатики должен присутствовать широкий спектр методов из различных групп путем их оптимального сочетания

При организации учебной деятельности учащихся сочетаются различные методы. При выборе и сочетании методов обучения учителю информатики необходимо руководствоваться соответствием выбранных методов, поставленным целям и задачам обучения и каждого конкретного урока, содержанию изучаемого материала, возрастным особенностям школьников, возможностям учителя и условиям, в которых протекает процесс обучения. При этом целесообразно учитывать и особенности самих методов. Одни из них позволяют систематизировать большой по объему материал и обеспечить высокий уровень его изложения, но не формируют практические умения и навыки (словесные методы). Другие методы, обеспечивая доступность восприятия учениками содержания материала, не развивают их речь, мышление (наглядные методы). Третьи – используются для формирования практических умений и навыков, но не решают должным образом задачу вооружения школьников теоретическими знаниями (практические методы).

Знания сравнительных возможностей методов являются важным условием их оптимального сочетания и эффективности современного урока.

План:

1) Общие понятия.

2) Требования к программированному обучению.

Программированное обучение направлено на повышение эффективности управления учебным процессом и подразумевает значительное увеличение доли самостоятельной работы учащихся при индивидуальном темпе усвоения знаний, умений и навыков, постоянном контроле их действий с помощью специальных средств.

Сущность программированного обучения заключается в том, что учебный материал адресуется непосредственно ученику. Содержание материала логически группируется и располагается вокруг главных основных понятий. Каждая тема разбивается на ряд элементарных заданий-порций, содержащих небольшое количество информации. Каждое задание — шаг в движении к усвоению материала. Выполнение каждого задания контролируется при помощи усложняющейся системы вопросов и заданий. Переход к новому заданию осуществляется только после полно­го освоения предыдущего, осмысливания его и исправления ошибок.

Применение программированного обучения и современных технических средств — один из основных путей повышения эффективности учебного процесса.

Метод программированного обучения заключается в использовании на уроках информатики обучающих программ, электронных учебников, презентаций. В используемых электронных продуктах изучаемый материал подается в строгой последовательности, от простого к сложному. Каждый кадр содержит порцию нового материала, контрольный вопрос или задание.

Программированное обучение в информатике предусматривает:

а) правильный отбор и деление учебного материала на небольшие порции;

б) контроль знаний и умений (каждая порция учебного материала заканчивается контрольным вопросом или заданием);

в) переход к следующей порции лишь после верного ответа или ознакомления учащегося с характером допущенной ошибки или правильным ответом;

г) обеспечение каждому ученику возможности работать со свойственной ему скоростью усвоения материала

В связи с тем, что ученики часто работают самостоятельно, учитель должен:

1) рассказать о назначении изучаемого программного продукта, об основных принципах его работы;

2) продемонстрировать возможности средства, показать работу с основными функциями и командами;

3) организовать выполнение учащимися тренировочного запуска и просмотра;

4) определить, как будет осуществляться контроль по пройденному материалу.

Чаще всего на уроках информатики используют электронные учебники. Обычно они представляют собой комплект обучающих, контролирующих и других программ. К преимуществам использования ЭСО в учебном процессе можно отнести:

- повышение мотивации изучения предметов;

- повышение доступности изучаемого материала;

- возможность адаптации;

- быстрый и эффективный контроль уровня усвоения знаний;

- возможность получения наиболее актуальной информации;

- в технологии мультимедиа создается обучающая среда с ярким и наглядным представлением информации;

- осуществляется интеграция значительных объемов информации на едином носителе;

- предоставляется возможность выбора индивидуальной траектории изучения материала;

- позволяет отслеживать и корректировать траекторию изучения материала, осуществляя, таким образом, обратную связь.

В настоящее время к учебникам предъявляются следующие требования:

1) Информация по выбранному курсу должна быть хорошо структурирована и представлять собою законченные фрагменты курса с ограниченным числом новых понятий.

2) Каждый фрагмент, наряду с текстом, должен представлять информацию в аудио- или видео виде. Обязательным элементом для живых лекций будет линейка прокрутки, позволяющая повторить лекцию с любого момента.

3) На иллюстрациях должна быть подсказка, синхронно появляющаяся и исчезающая при подведении курсора.

4) Текстовая часть должна сопровождаться многочисленными поисковыми ссылками, позволяющими сократить время поиска необходимой информации. Перспективным элементом может быть подключение словаря по данной предметной области.

5) Видеоинформация или анимация должны сопровождать разделы, которые трудно понять в обычном изложении.

6) Наличие аудиоинформации, должно быть чётким, легко воспринимающимся, не отвлекающим внимание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: