Структура метода активного обучения

Выделяют четыре структурные группы элементов игровой деятельности, которые имеют место при реализации всех форм и методов активного обучения.

1. Проблемное содержание. Имитационная модель - это основной, центральный элемент деловой игры. Если рассматривать весь комплекс методов активного обучения, то в основе других игровых форм, вместо нее, могут использоваться творческие (или проблемные) задачи, ситуационные задачи, проблемные вопросы. Вторым элементом реализации проблемного содержания выступает игровая среда.

2. Организация участников игрового действия. Этот элемент игры отражается в способах формировании команд, определении и распределении ролей.

3. Игровое взаимодействие. Порядок, вид и способы действий участников определяют правила, которые описываются отдельно или в сценарии игры. Условия, в которых осуществляется игровое взаимодействие, называют игровой обстановкой.

4. Методическое обеспечение. Требование формирования дидактической модели игрового действия, реализации принципа двуплановости выполняется при осуществлении всех перечисляемых выше игровых элементов, но только дидактическим целям служат такие игровые элементы как погружение, рефлексия и система оценивания. Они обеспечивают успешность игрового действия и поэтому в наибольшей степени отвечают дидактическим целям игры. Совокупность всех игровых элементов в части их дидактической направленности трактуется как игровая модель.

34. Инновационные методы и формы обучения: метод мозгового штурма, кейс- стади, метод проекта, «swot-анализ», «матрица идей»идр

Под активными методами обучения имеются в виду те методы, которые реализуют установку на большую активность субъекта в учебном процессе, в противоположность так называемым традиционным подходам, где ученик играет гораздо более пассивную роль.,

Еще с начала XX века мировая педагогическая наука работает над тем, чтобы в образовании как школьном, так и вузовском применялись инновационные методы обучения. Результатом такой работы стало появление школ нового типа – профильные, национальные школы, лицеи, гимназии, колледжи. Изменения коснулись и структуры высшей школы. Сложилась многоуровневая система, которая объединяет заведения послевузовского образования, а также те, которые дают высшее и среднее профессиональное образование. Начали действовать международные университеты и частные вузы, основными высшими заведениями стали академии и университеты. В педагогическом процессе инновационные методы обучения предусматривают введение новшеств в цели, методы, содержание и формы обучения и воспитания, в совместную деятельность преподавателя и учащегося. Эти инновации могут быть специально спроектированными, уже разработанными или вновь появившимися благодаря педагогической инициативе. Методы инновации обучения в школе Сегодня многими учителями с целью достижения результативности обучения применяются современные технологии и инновационные методы обучения в школе. Эти методы включают активные и интерактивные формы, применяющиеся в обучении.

Кейс-стади (Case study) - система обучения, базирующаяся на анализе, решении и обсуждении ситуаций, как смоделированных, так и реальных.

Игровые методы. Выделяют разные виды игр, используемых как в учебных целях, так и для решения реальных проблем (научных, производственных, организационных и т.п.), - это учебные, имитационные, ролевые, организационно-деятелъностные, операционные, деловые, управленческие, военные, рутинные, инновационные и др. Они не поддаются строгой классификации, так как выделяются часто по разным основаниям и в значительной степени перекрывают друг друга. В. С. Дудченко [1989] относит традиционные деловые и имитационные игры к рутинным, противопоставляя их инновационным по нескольким критериям.

Мозговой штурм (мозговая атака, брейнсторминг) - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель - организация коллективной мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения проблем.

Использование метода мозгового штурма в учебном процессе позволяет решить следующие задачи:

* творческое усвоение школьниками учебного материала;

* связь теоретических знаний с практикой;

* активизация учебно-познавательной деятельности обучаемых;

* формирование способности концентрировать внимание и мыслительные усилия на решении актуальной задачи;

* формирование опыта коллективной мыслительной деятельности. Проблема, формулируемая на занятии по методике мозгового штурма, должна иметь теоретическую или практическую актуальность и вызывать активный интерес учащихся. Общим требованием, которое необходимо учитывать при выборе проблемы для мозгового штурма - возможность многих неоднозначных вариантов решения проблемы, которая выдвигается перед учащимися как учебная задача.

Деловая игра - метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путем игры, по заданным правилам.

К деловым играм нельзя относить все появляющиеся новые приемы и методы обучения и любую учебную игру, как это иногда делается как в педагогической практике, так и в отдельных выступлениях в печати. Поэтому такие формы проведения уроков, как урок-концерт, урок-экзамен и т.н.; урок-соревнование, урок-викторина, имитация познавательно-развлекательных телепередач на уроках, не относятся не только к деловой игре, но и к технологии активного обучения, да и вообще к новым формам и методам. Эти методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся, оживление учебного процесса с помощью всевозможных игровых ситуаций не отвечают тем особенностям и условиям организации, которые определяют технологию активного обучения. В викторине, соревновании ученик может принимать участие, может и не принимать, но останется пассивным участником-зрителем.

Дидактическая игра - это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. Дидактическая игра - это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов.

35. Основные направления воспитательной деятельности.

Духовно-нравственное. Духовно-нравственную культуру специалиста можно охарактеризовать как выражение зрелости и развитости всей системы социально-значимых личностных качеств, продуктивно реализуемой в индивидуальной деятельности. Вузы должны ориентировать свои усилия в этом направлении на организацию целенаправленной и планомерной работы по формированию и развитию духовной культуры, нравственного облика будущего специалиста и его мировоззренческой подготовке.

Общественно-политическое и правовое. Общественно-политичес­кая и правовая культура специалиста подразумевает наличие у него активной жизненной позиции, зрелых идейно-политических взглядов и убеждений, знание основных законов и законодательных актов Республики Казахстан. С этой целью необходима организация лекций, бесед и других форм работы со студентами, направленных на оказание им помощи в осмыслении состояния и динамики общественной жизни, глобальных проблем современности, на воспитание политической зрелости, демократизма, политической культуры, на развитие способности принимать деятельное участие в преобразовательных процессах в Казахстане.

Патриотическое и межнациональное. В плане развития межэтни­ческой интеграции и формирования общенационального самосознания граждан Республики Казахстан важное место занимает формирование у молодежи казахстанского патриотизма, интегрированного с патриотиз­мом других народов Казахстана. Укрепление чувства патриотизма и гражданского долга у молодых людей, любовь к своей родине, гордость за свою страну, основанные на стремлении к сохранению мира и межэтнического согласия, способствуют единению народов Казахстана и объединению всех этнических групп, проживающих в стране.

Особое внимание следует уделить изучению государственного языка и разработке новых эффективных методик его изучения. Наряду с изучением казахского и русского, немаловажно изучение других европейских и восточных языков.

Культурно-эстетическое и этнокультурное. Необходимо напра­вить усилия на развитие и материальное обеспечение инфраструктуры культуры в вузах - средства массовой информации (печатные издания, учебное телевидение и ТСО), с привлечением ведущих ученых, философов, культурологов и др. на дальнейшее развитие библиотек, способствующих развитию самостоятельности студентов; выпуск учебных пособий, художественной и методической литературы по данному направлению. Необходимо во всем: учебе, досуге, профессио­нальной деятельности формировать идеалы добра, красоты и уважения к народным традициям.

Профессиональное. Важнейшей закономерностью работы по данному направлению является единство по конечным целям и задачам административного, педагогического, научного, семейного и общественного воздействия на личность студента как будущего специалиста. Для проявления этой закономерности очень важна координация действий педагогов в ходе учебного процесса и внеаудиторных мероприятий.

В процессе общения принципиальную важность приобретает т. пользование новых образовательных технологий, делающих акцент Ш самостоятельности и активности молодежи, привлечении практико-ориентированного учебного материала, усиление роли всех видов производственной практики.

Внеучебные мероприятия должны предусматривать возможность демонстрации мировоззренческих ценностей состоявшихся профессио­налов различных сфер жизнедеятельности общества, а также исполь­зование полученных профессиональных знаний.

Для развития этого направления воспитательной работы особенно активно используется потенциал научной школы, функционирующий с широким участием студенчества, а также возможности подработок и дальнейшего трудоустройства в выбранной сфере. Предусматривается также проведение конкурсов на лучшего профессионала, организация проектов по использованию профессиональных знаний будущих спе­циалистов в жизнедеятельности факультетов и взаимному предоставле­нию профессиональных услуг (например, социологические опросы, психологическая и педагогическая взаимопомощь, организация турис­тических маршрутов силами студентов), активная деятельность объе­динений выпускников, творческие встречи с ветеранами и известными специалистами и др.

Интеллектуапьное. В содержание интеллектуального воспитания входит развитие интеллекта посредством развития всех познавательных функций человека: психических процессов ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи; формирование механизма самоорганизации умственной деятельности; развитие индивидуальных интеллектуальных способностей и познавательных возможностей воспитанников; развитие сознания и самосознания студентов, их творческого потенциала; формирование профессионального мышления. Умственное воспитание осуществляется, прежде всего, через образование и обучение, предусматривающее организацию занятий проблемного, дискуссионного, игрового плана.

Научно-исследовательское. При осуществлении данного направле­ния, в первую очередь, необходимо воспитание потребности студентов в непрерывном пополнении запаса знаний и применении их на практике, интереса к научно-исследовательским работам, проводимым в вузе, и на фоне этого - формирование научно-исследовательской культуры будущих специалистов. Для этого необходимо привлечь студентов к научно-исследовательской работе, совершенствуя систему мер морального и материального поощрения, организовать цикл встреч студентов с представителями производства, учеными и педагогами, уделить более пристальное внимание подбору мест прохождения производственной практики, провести ряд научно-практических конференций по проблемам научных исследований, конкурсов, фестивалей и др.

Экологическое. В области экологического воспитания вместе с общим информированием и приобретением студентами технических знаний, основной упор необходимо делать на реализацию различных типов обучения в области управления охраной окружающей среды и активного участия в разработке и осуществлении экологической поли­тики. Элементы экологического образования могли бы также быть включены в учебные программы по множеству предметов, таких как экономика и управление, государственное финансирование и налого­обложение, программы приватизации и экономическая перестройка и др. для обеспечения роста информированности студенчества в вопросах данного направления и приверженности активной политике охраны окружающей среды, необходимо широкое вовлечение ученых, профес­сиональных преподавателей, НПО и СМИ.

Экономическое. Система экономического воспитания включает в себя содействие обеспечению вторичной занятости студентов, в том числе за счет выявления рабочих мест в службах университета, развитие предпринимательской и коммерческой деятельности отдельных струк­турных подразделений университета, создание молодежных коммер­ческих объединений в соответствии со специализацией студентов на базе помещений и оборудования лабораторий университета в свободное от занятий время, развитие системы социальной защиты материальной поддержки малоимущих, изыскание дополнительных возможностей для поощрения особо одаренных студентов.

Физического и здорового образа жизни. В целях развития массовых видов спорта и пропаганды здорового образа жизни необходима разра­ботка конкретного комплекса мер, направленных на вовлечение студен­тов и сотрудников в регулярные занятия физической культурой и спортом, повышение доступности этих занятий, утверждение принци­пов здорового образа жизни, усиление информационно-образовательной и пропагандистской деятельности по формированию здорового образа жизни, укрепление и развитие материально-технической базы физиической культуры и спорта, организация спортивно-оздоровительной работы среди студентов и преподавателей вуза.

36. Закономерности и принципы воспитания в высшей школе.

Воспитательный процесс вуза - специально организуемое взаимо­действие педагогов и студентов, в ходе которого происходит стимулирование их активной и духовной деятельности, овладение социальным и морально-нравственным опытом, ценностями и отношениями, становление гражданина и профессионала [99].

При этом эффективность воспитания как сфера социального значения исключительно зависит от активности самого субъекта воспитательной деятельности, его стремления к диалогу, интеграции коллективных воспитательных усилий и обмена достижениями.

Цели воспитания определяют его содержание, методы и средства, оптимальное взаимодействие которых должно обеспечивать искомый результат. Воспитание - многофакторный процесс, зависящий от ряда объективных и субъективных факторов. К объективным факторам сле­дует отнести социально-исторические особенности, культурные тради­ции страны, принятые в ней систему образования, к субъективным -личностные качества педагогов, уровень их педагогического мастер­ства, психологические особенности и ценностные ориентации участни­ков воспитательного процесса.

37. Развитие потенциала воспитательной деятельности

Развитие потенциала воспитательной деятельности (духовно-нравственной, общественно-политической и правовой, патриотической и межнациональной, культурно-эстетической и этнокультурной, физической и здорового образа жизни и др.)

Основные направления воспитательной деятельности.

Духовно-нравственное. Духовно-нравственную культуру специалиста можно охарактеризовать как выражение зрелости и развитости всей системы социально-значимых личностных качеств, продуктивно реализуемой в индивидуальной деятельности. Вузы должны ориентировать свои усилия в этом направлении на организацию целенаправленной и планомерной работы по формированию и развитию духовной культуры, нравственного облика будущего специалиста и его мировоззренческой подготовке.

Общественно-политическое и правовое. Общественно-политичес­кая и правовая культура специалиста подразумевает наличие у него активной жизненной позиции, зрелых идейно-политических взглядов и убеждений, знание основных законов и законодательных актов Республики Казахстан. С этой целью необходима организация лекций, бесед и других форм работы со студентами, направленных на оказание им помощи в осмыслении состояния и динамики общественной жизни, глобальных проблем современности, на воспитание политической зрелости, демократизма, политической культуры, на развитие способности принимать деятельное участие в преобразовательных процессах в Казахстане.

Патриотическое и межнациональное. В плане развития межэтни­ческой интеграции и формирования общенационального самосознания граждан Республики Казахстан важное место занимает формирование у молодежи казахстанского патриотизма, интегрированного с патриотиз­мом других народов Казахстана. Укрепление чувства патриотизма и гражданского долга у молодых людей, любовь к своей родине, гордость за свою страну, основанные на стремлении к сохранению мира и межэтнического согласия, способствуют единению народов Казахстана и объединению всех этнических групп, проживающих в стране.

Особое внимание следует уделить изучению государственного языка и разработке новых эффективных методик его изучения. Наряду с изучением казахского и русского, немаловажно изучение других европейских и восточных языков.

Культурно-эстетическое и этнокультурное. Необходимо напра­вить усилия на развитие и материальное обеспечение инфраструктуры культуры в вузах - средства массовой информации (печатные издания, учебное телевидение и ТСО), с привлечением ведущих ученых, философов, культурологов и др. на дальнейшее развитие библиотек, способствующих развитию самостоятельности студентов; выпуск учебных пособий, художественной и методической литературы по данному направлению. Необходимо во всем: учебе, досуге, профессио­нальной деятельности формировать идеалы добра, красоты и уважения к народным традициям.

Профессиональное. Важнейшей закономерностью работы по данному направлению является единство по конечным целям и задачам административного, педагогического, научного, семейного и общественного воздействия на личность студента как будущего специалиста. Для проявления этой закономерности очень важна координация действий педагогов в ходе учебного процесса и внеаудиторных мероприятий.

В процессе общения принципиальную важность приобретает т. пользование новых образовательных технологий, делающих акцент Ш самостоятельности и активности молодежи, привлечении практико-ориентированного учебного материала, усиление роли всех видов производственной практики.

Внеучебные мероприятия должны предусматривать возможность демонстрации мировоззренческих ценностей состоявшихся профессио­налов различных сфер жизнедеятельности общества, а также исполь­зование полученных профессиональных знаний.

Для развития этого направления воспитательной работы особенно активно используется потенциал научной школы, функционирующий с широким участием студенчества, а также возможности подработок и дальнейшего трудоустройства в выбранной сфере. Предусматривается также проведение конкурсов на лучшего профессионала, организация проектов по использованию профессиональных знаний будущих спе­циалистов в жизнедеятельности факультетов и взаимному предоставле­нию профессиональных услуг (например, социологические опросы, психологическая и педагогическая взаимопомощь, организация турис­тических маршрутов силами студентов), активная деятельность объе­динений выпускников, творческие встречи с ветеранами и известными специалистами и др.

Интеллектуапьное. В содержание интеллектуального воспитания входит развитие интеллекта посредством развития всех познавательных функций человека: психических процессов ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи; формирование механизма самоорганизации умственной деятельности; развитие индивидуальных интеллектуальных способностей и познавательных возможностей воспитанников; развитие сознания и самосознания студентов, их творческого потенциала; формирование профессионального мышления. Умственное воспитание осуществляется, прежде всего, через образование и обучение, предусматривающее организацию занятий проблемного, дискуссионного, игрового плана.

Научно-исследовательское. При осуществлении данного направле­ния, в первую очередь, необходимо воспитание потребности студентов в непрерывном пополнении запаса знаний и применении их на практике, интереса к научно-исследовательским работам, проводимым в вузе, и на фоне этого - формирование научно-исследовательской культуры будущих специалистов. Для этого необходимо привлечь студентов к научно-исследовательской работе, совершенствуя систему мер морального и материального поощрения, организовать цикл встреч студентов с представителями производства, учеными и педагогами, уделить более пристальное внимание подбору мест прохождения производственной практики, провести ряд научно-практических конференций по проблемам научных исследований, конкурсов, фестивалей и др.

Экологическое. В области экологического воспитания вместе с общим информированием и приобретением студентами технических знаний, основной упор необходимо делать на реализацию различных типов обучения в области управления охраной окружающей среды и активного участия в разработке и осуществлении экологической поли­тики. Элементы экологического образования могли бы также быть включены в учебные программы по множеству предметов, таких как экономика и управление, государственное финансирование и налого­обложение, программы приватизации и экономическая перестройка и др. для обеспечения роста информированности студенчества в вопросах данного направления и приверженности активной политике охраны окружающей среды, необходимо широкое вовлечение ученых, профес­сиональных преподавателей, НПО и СМИ.

Экономическое. Система экономического воспитания включает в себя содействие обеспечению вторичной занятости студентов, в том числе за счет выявления рабочих мест в службах университета, развитие предпринимательской и коммерческой деятельности отдельных струк­турных подразделений университета, создание молодежных коммер­ческих объединений в соответствии со специализацией студентов на базе помещений и оборудования лабораторий университета в свободное от занятий время, развитие системы социальной защиты материальной поддержки малоимущих, изыскание дополнительных возможностей для поощрения особо одаренных студентов.

Физического и здорового образа жизни. В целях развития массовых видов спорта и пропаганды здорового образа жизни необходима разра­ботка конкретного комплекса мер, направленных на вовлечение студен­тов и сотрудников в регулярные занятия физической культурой и спортом, повышение доступности этих занятий, утверждение принци­пов здорового образа жизни, усиление информационно-образовательной и пропагандистской деятельности по формированию здорового образа жизни, укрепление и развитие материально-технической базы физиической культуры и спорта, организация спортивно-оздоровительной работы среди студентов и преподавателей вуза.

38. Эдвайзер учебной группы, его основные функции

Важную роль в воспитании молодежи в высшей школе играет эдвайзер. Слово «эдвайзер» (от лат. curator) - попечитель.

Эдвайзер - это преподаватель, назначенный деканатом для решения вопросов студенческой жизнедеятельности: воспитания, организации досуга, труда, социально-бытового характера.

Эдвайзер появился одновременно со студентами и фактически сопровождает всю историю развития высшего образования, вместе с которой изменялись его обязанности, статус, содержание деятельности, характер взаимоотношений со студентами.

В процессе работы эдвайзер опирается на актив академической груп­пы, студентов, их инициативу. К методам авторитарного управления эдвайзер должен прибегать редко, только в случае крайней необходи­мости. В компетенцию эдвайзера входит составление плана воспитатель­ной работы на год совместно с активом студенческой группы. План работы должен учитывать интересы и склонности студентов, запросы, семейное положение, материальное состояние, жилищно-бытовые условия.

При разработке плана надо исходить из реальных условий, учи­тывать существующие возможности и конкретную обстановку.

Эдвайзер в академических группах занимается вопросами социально-психологической адаптации студентов к новой роли, вузу, городу. Деятельность эдвайзера связана со знакомством студентов с норматив­ными документами, регламентирующие их жизнедеятельность, с принятыми решениями на заседаниях ученых советов факультета и университета, на заседаниях деканата и ректората. Данная информация достаточно важна для студентов, так как помогает им быть осведомленными об основных событиях вузовской жизни, формирует привязан­ность к своему учебному заведению.

Периодически эдвайзер анализирует успеваемость студентов и их посещаемость. При необходимости организационные вопросы рассмат­риваются на собраниях студенческих групп. Знание структуры нефор­мальных взаимоотношений, того, на чем они основываются, облегчает понимание внутригрупповой атмосферы и позволяет находить наиболее рациональные пути воздействия на эффективность групповой работы. В этой связи большое значение приобретают специальные методы исследования, позволяющие выявлять структуру межличностных и взимоотношений в группе, выделять ее лидеров.

Вовлечение студентов в научно-исследовательскую деятельность также доверено эдвайзеру. Данное направление помогает выявить научный потенциал студентов, их более узкие научные ориентации и интересы, в последующем рекомендовать наиболее отличившихся студентов для дальнейшей учебы в магистратуре и докторантуре.

Эдвайзер обладает большими возможностями формировать у студентов интерес к избранной профессии путем организации встреч и стабильных деловых контактов с опытными, творчески работающими учителями, привлекать студентов к работе в школах, загородных центрах отдыха детей, в студенческих отрядах.

Эффективность работы эдвайзера во многом предопределяется теми взаимоотношениями, которые складываются целенаправленно и стихийно со студентами. Если взаимоотношения строятся на внимании, доверии, уважении, если эдвайзер опирается на методы взаимодействия, сотрудничества со студентами, ему легче добиться решения постав­ленных задач.

Высшее образование наряду с некоторыми индикаторами, характеризующими инновационный потенциал страны, является одним из факторов конкурентноспособности экономики Казахстана. Решить задачи подготовки специалистов, отвечающих требованиям времени, может помочь внедрение технологических инноваций в образовательный процесс высшей школы. Повышение компетенции преподавателей в области максимально эффективного использования информационных, коммуникационных и интерактивных технологий, в создании и развитии универсальной образовательной сферы, стимулирование становления новой культуры педагогического мышления — задача современной высшей школы.

Использование современных педагогических технологий в учебном процессе вуза создает совершенно новые возможности реализации дидактических принципов индивидуализации и дифференциации обучения, положительно влияет на развитие познавательной деятельности студентов, их творческой активности, сознательности, реализует условия перехода от обучения к самообразованию.

39. Новое педагогическое мышление преподавателя высшей школы

Педагогическое мышление — это обобщенное и опосредованное отражение различных проявлений педагогической действительности. Проявляется оно в способности успешно решать постоянно возникающие педагогические задачи и противоречия. Для решения их педагогу-практику необходимы знания, навыки и умения, а также опыт, интуиция и т. д. Умение видеть, понимать, анализировать, сравнивать, моделировать, прогнозировать явления педагогической действительности, т. е. воспитательные отношения в ситуациях, процессах и системах, есть показатель педагогического мышления. Его объектом непременно является человек, в частности наш воспитанник, его связи и отношения с другими людьми, предметами, действиями, направленными на его развитие.

Новое педагогическое мышление - проблемно-вариативное мышление, предполагающее возможность многовариативного достижения целей обучения и воспитания, как одной из исходных своих посылок; мышление с позиций ученика, как субъекта учебно-воспитательного процесса, ориентированное на его интересы, потребности и развитие. Важной особенностью н.п.м. является его творчески созидательная направленность на разработку эффективных методик и технологий обучения и воспитания, имеющих альтернативный, по отношению к традиционным, характер

С принципом научного построения технологии профессиональной подготовки связано также использование в учебном процессе всякого рода нововведений: новых методов, средств, новых организационных решений. Именно их использование делает технологию новой. Такие нововведения представляют собой важный источник прогресса, они способствуют ломке не всегда оправданных традиций.

40. Принципы технологии профессиональной подготовки.

Первым и главным принципом построения технологии профессиональной подготовки должен быть, по нашему мнению, принцип деятельностного понимания профессии. Он означает, •что любая технология профессиональной подготовки должна обучать профессиональной деятельности. Этот принцип должен реализовываться при формировании учебного плана, учебных программ, отборе содержания обучения в зависимости от вида подготовки. Поэтому профессиональная деятельность должна стать целью и основным критерием технологии профессиональной подготовки.

Принцип обоснованного построения технологий профессиональной подготовки (принцип научности) означает прежде всего то, что принимаемые в процессе обучения решения должны базироваться на объективных научных фактах, а не на субъективных мнениях о ценности того или иного решения. Таким образом, технология профессиональной подготовки, предпочитая сложившейся практике научное обоснование, предполагает особое приспособление дидактики к специфике каждой профессии я специальности, с одной стороны, и специфике каждого учебного заведения (или вида подготовки) —с другой. Для этого необходимо обеспечить систему анализа процесса профессиональной подготовки, новых методов, новых организационных решений в этой области. Постоянного анализа и обновления требует также содержание профессиональной подготовки.

С принципом научного построения технологии профессиональной подготовки связано также использование в учебном процессе всякого рода нововведений: новых методов, средств, новых организационных решений. Именно их использование делает технологию новой. Такие нововведения представляют собой важный источник прогресса, они способствуют ломке не всегда оправданных традиций.

41. Отбор содержания по преподаваемой дисциплине.

В соответствии с современной парадигмой, высшее образование должно носить опережающий характер по отношению к сфере материального производства, что предполагает ориентацию на проектный характер образовательной деятельности. Эта ориентация находит свое отражение в развитии проективного образования, реализуемого в соответствии с запросами и личными потребностями обучающихся.

Педагогическое проектирование, возникшее как результат взаимодействия новых тенденций в развитии педагогических теорий и инновационной практики, становится важнейшей составляющей педагогической деятельности преподавателя. Результатом проектной деятельности преподавателя является педагогический проект (содержание учебной дисциплины, тexнологии обучения и т.д.)

Педагогическое проектирование имеет и нормативный, и творческий характер. В педагогическом проектировании могут проявляться различные виды творчества (моральное, дидактическое, технологическое, организационное) и организовываться в форме рационализаторского предложения и изобретения.

Проекты различаются по виду деятельности (тип проекта), по объему деятельности и охвату участников, деятельности, сложности и сфере применения.

Основными принципами педагогического проектирования являются принципы человеческих приоритетов и саморазвития систем.

42. Проектирование системы заданий для самостоятельной работы студентов.

Следует обратить внимание на то, что отбираемые виды самостоятельной работыдолжны соответствовать основным целям и задачам учебной программы. В целом, необходимо отметить, что, являясь существенным компонентом каждой учебной программы, различные виды самостоятельной работы направлены на решение общих задач профессионального образования.

При разработке заданий, для самостоятельной работы обучающихся следует учитывать дидактические требования:

• примерные нормы времени для выполнения задания;

• логику и структуру учебного материала;

• практическое назначение задания;

• характер познавательной деятельности, направленной на выполнение тех или иных самостоятельных заданий;

• постепенное нарастание сложности и проблемности.

Для разработки заданий для самостоятельной работы необходимо иметь в виду различные подходы к их классификации.

Очевидно, что классификация самостоятельной работы может быть осуществлена по разным основаниям:

• по дидактической цели их применения: познавательные, практические, обобщающие;

• по уровню проблемности: репродуктивные, репродуктивно-исследовательские, исследовательские (творческие);

• по методам научного познания: теоретические, экспериментальные, на моделирование, на наблюдение, на классификацию, на обобщение, на систематику;

• по типам решаемых задач (здесь возможны разные классификации, например типы задач: познавательные, творческие, исследовательские).

По частнодидактической цели можно выделить три типа самостоятельных работ:

· формирование у обучаемых умений выявлять во внешнем плане то, что от них требуется на основе данного им алгоритма деятельности и посылок на эту деятельность, содержащихся в условии задания. В качестве самостоятельных работ этого типа чаще всего используются домашние задания – работа с учебником, конспектом, лекцией и др.

· формирование знаний – копий и знаний, позволяющих решать типовые задачи. К самостоятельным работам такого характера относятся отдельные этапы лабораторных работ и практических занятий, типовые курсовые проекты и т.д.

· создание предпосылок для творческой деятельности. Этот тип самостоятельных работ реализуется обычно при выполнении заданий учебно-исследовательского и научно-исследовательского характера.

43. Проектирование дидактических тестов для самоконтроля студентов.

Новые технологии в учебном процессе высшей школы предусматривают, в частности, и тестовый контроль знаний студентов. Достоинство тестов состоит в том, что они позволяют осуществить все наиболее важные функции процесса обучения: организующую, обучающую, развивающую. Более того, тестовый контроль имеет значительные преимущества перед другими технологиями обучения. Во-первых, он обеспечивает проверку знаний большого количества студентов одновременно, во-вторых, создает равные условия для всех тестируемых, в-третьих, занимает незначительное количество времени преподавателя и студентов и, наконец, обеспечивает возможность контроля как качества усвоения знаний, так и процесса формирования умений и навыков, использования их на практике.

Предлагаемые тесты в полной мере соответствуют этим требованиям. Они систематичны и охватывают все основные темы курса Отечественной истории. Варианты тестов составлены так, что позволяют показать знание основных исторических событий, фактов, имен, дат, истории культуры. Работа с ними способствует овладению элементами исторического анализа, пониманию причинно-следственных связей и сущности исторического процесса. Тесты ориентированы на студентов экономического университета, поэтому особое внимание авторы обратили на вопросы социально-экономического развития.

Данные тесты предназначены для студентов дистанционной формы обучения. Эта форма самостоятельной работы студентов является составной частью учебного процесса по сокращенной программе, поэтому студенты обязаны при подготовке к сессии найти правильные ответы на предлагаемые тесты. Работа с ними должна помочь студентам лучше подготовиться к восприятию вузовского курса отечественной истории, который базируется на школьном материале; поиск ответов на тестовые задания способствует созданию необходимой основы для успешного обучения в университете.

44. Расширение свободы выбора студента при кредитной технологии обучения.

Характерные черты кредитной технологии:

· Введение системы кредитов для оценки трудозатрат обучающихся и преподавателей по каждой дисциплине.

· Свобода выбора обучающимися дисциплин из числа дисциплин по выбору, включенных в рабочий учебный план при формировании индивидуального учебного плана.

· Непосредственное участие в формировании своего индивидуального учебного плана.

· Вовлечение в учебный процесс эдвайзеров, содействующих обучающимся в выборе образовательной траектории.

· Использование балльно-рейтинговой системы оценки учебных достижений по каждой учебной дисциплине.

· Обеспечение учебного процесса всеми необходимыми учебными и методическими материалами.

· Свобода выбора студентами преподавателя при условии достаточного количества профессорско-преподавательского состава в вузе или на данном населенном пункте.

Преимущества кредитной системы обучения:

-расширение академической свободы факультетов, кафедр и преподавателей;

-достижение интенсификации учебного процесса через внедрение современной информационных технологий, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава и повышения качества преподавания.

Отличия кредитной системы обучения от традиционной:

-личное участие каждого студента в формировании своего индивидуального учебного плана, т. е. определение образовательной траектории на весь период обучения;

-свобода выбора студентом части дисциплин, приведенных в учебном плане;

-введение должности эдвайзера и тьютора (консультанта) для выбора дисциплин;

-использование балльной системы для оценки текущей и рубежной успеваемости.

К положительным моментам по внедрению кредитной технологии обучения в высших учебных заведениях Казахстана относятся следующие критерии:

-унификация знаний по общеобразовательным и базовым дисциплинам;

-предоставление студенту возможности самостоятельно формировать свою образовательную траекторию;

-устранение субъективизма при оценке знаний студентов;

-создание конкурентной среды для преподавателей, позволяющей усилить их работу в направлении постоянного роста научно-педагогического уровня;

-необходимость в постоянном улучшении качества образовательных услуг на основе развития и укрепления материально-технической базы вуза, внедрения инновационных технологий обучения;

-выделение большего времени для индивидуальных занятий студентам, что позволяет развивать в студентах творческий подход к изучению дисциплин и навыки исследовательской работы.

Первоочередная задача вуза - научить студента учиться и уметь ориентироваться в многообразии научного материала. Направленность инновационных технологий на развитие у студентов навыков самостоятельной работы позволит повысить уровень их творческой активности и стимуляции в освоении знаний. Эффективность такой работы будет обеспечена за счет регулярного общения студента и преподавателя в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя.

45. Выстроение индивидуальной траектории обучения.

Характерные черты кредитной технологии:

· Введение системы кредитов для оценки трудозатрат обучающихся и преподавателей по каждой дисциплине.

· Свобода выбора обучающимися дисциплин из числа дисциплин по выбору, включенных в рабочий учебный план при формировании индивидуального учебного плана.

· Непосредственное участие в формировании своего индивидуального учебного плана.

· Вовлечение в учебный процесс эдвайзеров, содействующих обучающимся в выборе образовательной траектории.

· Использование балльно-рейтинговой системы оценки учебных достижений по каждой учебной дисциплине.

· Обеспечение учебного процесса всеми необходимыми учебными и методическими материалами.

· Свобода выбора студентами преподавателя при условии достаточного количества профессорско-преподавательского состава в вузе или на данном населенном пункте.

Преимущества кредитной системы обучения:

-расширение академической свободы факультетов, кафедр и преподавателей;

-достижение интенсификации учебного процесса через внедрение современной информационных технологий, повышение квалификации профессорско-преподавательского состава и повышения качества преподавания.

Отличия кредитной системы обучения от традиционной:

-личное участие каждого студента в формировании своего индивидуального учебного плана, т. е. определение образовательной траектории на весь период обучения;

-свобода выбора студентом части дисциплин, приведенных в учебном плане;

-введение должности эдвайзера и тьютора (консультанта) для выбора дисциплин;

-использование балльной системы для оценки текущей и рубежной успеваемости.

К положительным моментам по внедрению кредитной технологии обучения в высших учебных заведениях Казахстана относятся следующие критерии:

-унификация знаний по общеобразовательным и базовым дисциплинам;

-предоставление студенту возможности самостоятельно формировать свою образовательную траекторию;

-устранение субъективизма при оценке знаний студентов;

-создание конкурентной среды для преподавателей, позволяющей усилить их работу в направлении постоянного роста научно-педагогического уровня;

-необходимость в постоянном улучшении качества образовательных услуг на основе развития и укрепления материально-технической базы вуза, внедрения инновационных технологий обучения;

-выделение большего времени для индивидуальных занятий студентам, что позволяет развивать в студентах творческий подход к изучению дисциплин и навыки исследовательской работы.

Первоочередная задача вуза - научить студента учиться и уметь ориентироваться в многообразии научного материала. Направленность инновационных технологий на развитие у студентов навыков самостоятельной работы позволит повысить уровень их творческой активности и стимуляции в освоении знаний. Эффективность такой работы будет обеспечена за счет регулярного общения студента и преподавателя в рамках самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя.

46. Информационный пакет студента

Информационный пакет студента представляет собой справочник-путеводитель и учебно-методический комплекс студента, объединяющие свод документов, определяющие весь спектр учебной деятельности студента в вузе. УМК студента разрабатывается с целью ускорения адаптации студента к новым академическим требованиям, "обратной связи" для дальнейшего совершенствования методики преподавания дисциплины и реализации передового опыта содержания образования в условиях вуза.

Учебно-методический комплекс студента готовится кафедрой, утверждается деканом и содержит:

• индивидуальный учебный план (ИУП) студента;

• каталог элективных дисциплин (КЭД);

• рабочие программы дисциплин (Syllabus);

• методические указания по СРС, включая СРСП;

• тестовые задания на все виды контроля;

• материалы для практик.

Титульный лист учебно-методического комплекса студента должен заполняться по единой форме, приведенной в образце. Оборотная сторона титульного листа Должна включать библиографическое описание и аннотацию документа. Библиографическое описание УМК должно содержать название документа, фамилию, имя, отчество составителя, город, издательство и год издания. Объем аннотации не должен превышать 10 предложений.

Индивидуальный учебный план студента определяет образовательную траекторию каждого обучающегося отдельно и формируется по установленной форме на каждый учебный год лично студентом с помощью эдвайзера. Эти планы сдаются в офис Регистратора, утверждаются деканом факультета. Один экземпляр ИУП студента хранится в офисе Регистратора и служит основой для осуществления контроля за выполнением учебного плана, второй вручается студенту.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: