Система бюджетов на предприятии, их структура, процесс формирования

В настоящее время предприятия переходят к системе бюджетного планирования деятельности, суть которого состоит в том, что предприятия путем составления системы бюджетов балансируют доходы и расходы, четко определяют места их возникновения, закрепляют ответственность за их осуществление за конкретными руководителями. Бюджет – количественный план в денежном выражении, составленный на определенный период, показывающий планируемую величину доходов и расходов предприятия, объем денежных средств, необходимых для достижения поставленных целей. На 12 месяцев составляется с разбивкой по месяцам. Дополнительно к нему проводится помесячное бюджетирование с разбивкой на недели или декады.

Составление бюджетов преследует цели:

планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия на определенный период

оптимизация затрат и прибыли

согласование деятельности различных подразделений предприятия

контроль, оценка эффективности работы отдельных подразделений

выявление потребностей в денежных средствах, оптимизация денежных потоков

Бюджетирование как процесс составления бюджетов выполняет функции прогнозирования, координации, контроля. Требования к бюджетированию - гибкость бюджетов, полнота планирования, комплексность планирования, ответственность за разработку, приоритет текущих решений перед плановыми, точность и ясность формулировок бюджета, участие исполнителей в разработке бюджетов.

Преимущества бюджетов заключаются в том, что они позволяют осуществить режим экономии всех ресурсов фирмы, координируют работу всего предприятия в целом, увеличивают самостоятельность подразделений в получении, расходовании средств, сравнить достигнутые и желаемые результаты, своевременно внести коррективы в работу фирмы. Недостатки – сложность и дороговизна системы бюджетирования, требуют высокой производительности труда от сотрудников, по-разному воспринимаются различными людьми, существуют противоречия между достижимостью целей, их стимулирующим эффектом.

Классификация бюджетов:

1). По широте номенклатуры затрат – комплексные (по номенклатуре затрат)и функциональные (по 1 статье затрат)

2). По методам разработки – стабильные (не изменяются от объема деятельности фирмы) и гибкие (установление затрат в виде нормативов, расходов, которые взаимоувязаны с объемом деятельности фирмы).

В России система бюджетного планирования регулируется методическими рекомендациями по реформе организаций. Она должна включать в себя функциональные бюджеты – бюджет отплаты труда, бюджет материальных затрат, бюджет потребления энергии, бюджет амортизации, бюджет прочих расходов, бюджет погашения кредита, налоговый кредит. Бюджеты разрабатываются в рамках каждого структурного подразделения ежемесячно по следующим группам подразделений – производственные цеха, функциональные службы, непромышленные группы. При этом необходимо руководствоваться принципом декомпозиции, т.е. бюджет более низкого уровня – детализация бюджета более высокого уровня. Ежемесячно для каждого структурного подразделения должен составляться сводный бюджет структурного подразделения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: