Наблюдение за партнером
Целенаправленным наблюдение за человеком становится тогда, когда знаешь:
1) на что следует обратить внимание;
2) что это может означать;
3) что из этого следует.
Вывод можно делать на основе комплексного наблюдения за внешним видом партнера и его поведением.
Полезно вырабатывать в себе осознанную и направленную наблюдательность, и тогда вам многое расскажут о человеке его осанка, поза, походка, жесты, голос и выражение лица.
Жесты, позы, мимика, являясь невербальными средствами общения, могут дополнять смысл слов, делать их более выразительными, заменять слова, противоречить им, заполнять паузы. Среди жестов и поз выделяют ЖЕСТЫ-СИМВОЛЫ, имеющие определенное значение, специфичные для каждой страны. Они используются
· для выражения физического и душевного состояния (например, в славянской культуре поднятый большой палец — «все отлично», указательный палец правой руки слева направо под подбородком — «сыт по горло»);
· регуляции межличностных отношений (жесты приветствия, прощания, извинения),
· оценки чего-либо (когда указательный палец правой руки вкручивается в висок, люди разных национальностей понимают это, как фамильярный жест «ты что, того...»).
Если же значения жестов не совпадают, могут наблюдаться курьезные случаи. Русский бизнесмен, гостивший в Японии, желая показать хозяину, что он наелся, сделал вышеописанный жест («сыт по горло»). Тот побледнел и опустился на стул. В японской культуре этот жест означает «Вы уволены», и японец решил, что русский сообщает ему плохую новость.
Среди других жестов, сопровождающих общение, выделяют:
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ жесты - наглядное средство передачи мысли; изображают содержание и ход наших мыслей, например: «такой огромный», «с другой стороны» и т.п. Появляются они в следующих случаях:
• если не хватает слов, чтобы полностью передать представление;
• если самих слов недостаточно по причине повышенной эмоциональности говорящего, нервозности, несобранности, неуверенности;
• если необходимо усилить впечатление и воздействовать дополнительно на слушателя.
Использовать изобразительные жесты нужно с осторожностью, так как обилие таких жестов свидетельствует о невысокой языковой культуре человека.
ДИРИЖИРУЮЩИЕ жесты — сопровождают речь плохих ораторов, которые вынуждены помогать себе руками («пилят», «рубят дрова», «ввинчивают лампочку»). Аудиторию это забавляет или усыпляет.
ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫЕ — передают разнообразные оттенки чувств (например, волнение, радость, огорчение, досаду) и выражают оценку чего-либо в ходе общения (собеседника, его действий, слов, окружающих предметов, событий, третьих лиц) — кулак как угроза, руки к груди как знак просьбы и др.
ОРАТОРСКИЕ жесты – подчеркивают ритмический рисунок высказывания, коммуникативно значимое членение речи (взмахи рукой, движение ладоней к аудитории); направлены на возбуждение определенных чувств аудитории, например: «поймите меня», «я к вам взываю» и т.п.
МЕХАНИЧЕСКИЕ жесты (говорящий время от времени потирает кончик носа, дергает себя за ухо, поправляет галстук, вертит пуговицу и т.д.) отвлекают внимание слушателя от содержания речи, мешают её восприятию. Нередко они бывают результатом волнения говорящего, свидетельствуют о его неуверенности в себе.
УКАЗАТЕЛЬНЫЕ жесты требуются для выделения одного предмета из ряда однородных, обозначения места, где находится предмет, указания на порядок следования предметов. Указательный жест рекомендуется использовать в очень редких случаях, когда в этом есть настоятельная необходимость.