Значение и развитие рынка услуг

Сфера услуг является одной из самых перспективных и раз­вивающихся в экономике. Она охватывает широкий спектр де­ятельности: от транспорта, туризма, информационных, изда­тельских услуг до финансирования, посредничества различно­го вида.

Сфера услуг в большинстве развитых стран мира занимает доминирующее положение. Так, например, в США около 65 % валового национального продукта, 70 % рабочей силы и 50 % бюджета семьи приходится на сферу обслуживания.

По мере насыщения рынка товарами растет спрос на услуги. Товары и услуги часто производятся и продаются как единое целое. Многие услуги становятся неотъемлемой частью про­изводства товаров.

Количество видов услуг на мировом рынке превышает 600. Наибольшее значение в мировой торговле услугами в настоя­щее время имеют туризм, транспорт, информационно-коммуни­кационные и страховые услуги. Расширяется и доля сектора финансовых услуг, в том числе экспортного кредитования. Оно охватывает от 12 до 29 % от всего объема экспорта развитых стран. На сектор информационных услуг приходится около 20 % акционерного капитала США, 18 % — Великобритании, 14 % — Швеции, 11 % — Германии, 8 % — акционерного ка­питала Японии.

Развитие рынка услуг предполагает усиление глобальной конкуренции. Все чаще услуги экспортируются и импортиру­ются.

Кроме этого, расширяются обратные связи на рынке услуг с целью строгого контроля их качества. В будущем увеличатся гарантии на оказанные услуги, и они будут рассматриваться как значительная дополнительная услуга для клиентов.

Компании все больше признают необходимость качествен­ных разработок при создании новых услуг.

Особенности рынка услуг:

Сфера услуг имеет ряд важных характеристик:

потребитель обычно присутствует при производствен­ном процессе, т.е. имеется более тесный контакт с потребите­лем, чем в сфере промышленности;

в сфере услуг более высокая степень индивидуализации продукта в соответствии с требованиями клиента. Причем, чем выше степень взаимодействия с потребителем, тем более высокая степень индивидуализации продукта;

работа в сфере услуг более трудоемка, чем в промышленности. Чем выше степень индивидуализации продукта, тем больше трудоемкость;

услуга не существует до ее предоставления, т.е. продукт создается в процессе предоставления услуги. Это делает невозможным сравнение предложения конкурирующих фирм там, где продукты кажутся идентичными, например, финансовые фирмы. Сравнение возможно только после получения услуги, то время как товары можно сравнивать различными способами тестированием, пробными покупками, испытаниями и т.д. На рынке услуг возможно сравнение ожидаемых выгод и полученных;

услугам присуща высокая степень неопределенности, которая ставит клиента в невыгодное положение, может вызвать чувство обиды, подозрения. Возможны пути повышения осязаемости услуг, снижения покупательского риска: лицензии, сертификаты, рекомендации.

часто клиент стремится работать с одним и тем же «продавцом услуг»: врачом, парикмахером, аудитором. Эта инерция работает на продавца; клиенты склонны прощать на рушения;

услуги не подлежат хранению, производятся и потребля­ются одновременно. Это порождает проблему регулирования спроса и предложения услуг, поэтому в сфере услуг в основном применяется синхромаркетинг для стабилизации спроса. Фир­ма, применяя этот вид маркетинга, сознательно закладывает цикличность рыночного спроса в свои планы и при прогнозиро­вании старается, возможно, точнее определить амплитуду коле­баний спроса. Чтобы стабилизировать сбыт или свести к мини­муму колебания спроса, предприниматель особенно четко должен представлять конкретные потребности, методы активиза­ции одних и «приглушения» других;

услуги часто противопоставляют промышленности, хотя и в промышленности возрастает роль обслуживания (послепро­дажное обслуживание). Во многих случаях и в услуге присут­ствует элемент продукции, например, туристический продукт.

Иногда может создаться впечатление, что товары и услу­ги — совершенно разные категории. В действительности же они существуют в неразрывной связи, а большинство продуктов яв­ляются смешанными категориями, имея черты как товаров, так и услуг;

сфера услуг обычно больше защищается государством от иностранных конкурентов, чем материальная сфера. Кроме того, во многих странах транспорт, связь, наука, здраво­охранение, образование находятся в полной или частичной собственности государства или строго регламентируются госу­дарством. Импорт услуг, по мнению правительств многих стран, может представлять угрозу национальной безопасности и суверенитету;

многие виды услуг рассматриваются с учетом географических критериев, которые иногда являются определяющими, например, транспортные, туристические услуги.

2. Особенности предпринимательства сферы услуг.

В нашей стране сервисный бизнес стал зарождаться лишь на рубеже XIX-XX вв., протекая неравномерно в разных регионах и всюду приобретая немалое своеобразие. В этот период различные виды сервисного производства начали распространяться из исторически сложившихся хозяйственных центров в средние и малые города, на слабо освоенные территории. Столетиями действовавшие традиции в сфере торговли, бытовых услуг, транспортных перевозок отмирали, нарождались новые принципы и организационные формы обслуживания.

Однако этот процесс развития отечественного бизнеса был прерван. В советский период частная инициатива в общественном производстве оказалась сведённой к нулю, а вся инфраструктура услуг была связана с единым народно-хозяйственным комплексом государственного типа, в рамках которого обслуживание населения считалось второстепенной задачей сравнительно с созданием промышленности и военного производства. В постсоветский период указанная недооценка сферы услуг и бизнеса породила множество трудностей, серьезно осложняющий процесс возрождения в нашей стране сервисного предпринимательства.

Для нынешнего периода возрождения российского предпринимательства характерны серьезные диспропорции, экономические издержки и социальные деформации, которые не позволяют сервисному предпринимательству выступить тем локомотивом экономики, который смог бы ускорить рыночные преобразования, стимулировать преодоление общехозяйственного кризиса. Нынешний этап отечественного предпринимательства сферы сервиса серьезно отличается от этапа, свойственного развитым странам мира, где эта разновидность бизнеса выступает заметным стимулом общеэкономического и общесоциального развития.

На первых этапах советских реформ более готовыми к освоению предпринимательской активности оказались жители сверх крупных и крупных городов (от 1 до 3 млн. жителей и более). На стадии рождения кооперативного движения такие города как наиболее крупные звенья территориальной организации общества продемонстрировали масштабную концентрацию капитала наличие квалифицированных кадров высокую степень социальной инициативы и адаптированных возможностей людей. Позже, на стадии российских реформ, в крупных городах стало возможным развитие широкого спектра сервисного предпринимательства.

Последующие этапы российских реформ, расширяющие рыночные отношения, показали, что в развитии сервисного предпринимательства на территории страны стало активно действовать множество других факторов и условий, помимо урбанистических. Многое зависело от того, являлся ли конкретный город многоотраслевым или моноотраслевым, где он расположен, какое производство оказывается ведущим в городской экономике, в какой степени выполняются транспортные функции и т. п.

К этому ряду следует также добавить перечень важных социально-экономических факторов, среди которых наличие или отсутствие в городском производстве экспортной и сырьевой продукции; качество городских трудовых ресурсов; степень и характер социального расслоения населения; соотношение расходов и расходов населения и др.

В этих процессах, способных стимулировать или тормозить развитие предпринимательства в области услуг, следует особо выделить роль органов власти регионального и муниципального уровней, а также действующие в стране и регионе правовые и налоговые механизмы.

В условиях развития российских реформ развитие сервисного предпринимательства приобретает свои особенности. На селе в гораздо большей степени, чем в городе, дают о себе факторы, затрудняющие развитие сервисного предпринимательства современного типа. Проводимые в стране преобразования в целом воспринимаются жителями села более отстранено и пессимистически.

Сравнительно легко происходил переход к новым условиям жизни и обслуживания в тех сельских районах страны, где сохранились крупные структуры по производству и его переработке. Вокруг таких агропромышленных комбинатов сравнительно легко формируется инфраструктура производственного и социального сервиса. Новые формы обслуживания сельскохозяйственных производителей и деревенского населения приходят из крупных городов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: