Управление образовательными системами. Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования

Цели, содержание, структура непрерывного образования, единство образования и самообразования

Образовательная система России

Психология образования

Образование как система занимает важное место в современном педагогическом процессе и одновременно оказывает влияние на формирование его методических и организационных принципов. Реализация педагогического процесса, в свою очередь, выстраивает цепочку институтов, обеспечивающих его функционирование.

Образовательными системами являются все те социальные институ­ты, главной целью которых является образование человека. К образова­тельным системам относятся, таким образом, начальная и средняя шко­ла, профессиональные училища, техникумы, высшая профессиональная школа, различные системы повышения квалификации и переподготовки кадров и др. Образовательные системы, как и любые системы вообще, имеют свою структуру, состоят из определенных элементов, которые взаимосвязаны между собой. Взаимодействие различных элементов об­разовательной системы или ее подсистем направлено на достижение общей для системы цели, общего позитивного результата. Такой конеч­ной целью любой образовательной системы является обучение, воспита­ние и развитие личности. Мерилом достижения этой цели является ре­зультат, который, в конце концов, всегда надо искать в личности выпу­скника, а не в безличных новообразованиях типа технологий обучения, методик воспитания, организации учебного процесса, создания матери­альной базы и т.п.

Система образования имеет следующие основные звенья:

- система дошкольного воспитания (ДДУ, детские ясли-сад, прогимназия, центры детского развития и др);

- начальное образование (начальная школа)

- основное общее образование (9 классов)

- среднее (полное) общее образование (11- 12 классов)

- начальное профессиональное (ПТУ)

- среднее профессиональное (колледж, техникум)

- высшее профессиональное (институт, академия, университет)

- послевузовское профессиональное образование (аспирантура, докторантура, ординатура)

- дополнительное образование (художественные и музыкальные школы, дома детского творчества, центры и институты профессиональной ориентации и переподготовки, курсы повышения квалификации).

Переход к непрерывному образованию озна­чает, что происходит не только отказ от конеч­ного образования, при котором усвоенные го­товые знания используются всю последующую жизнь, но и отказ от убеждения, что существу­ют готовые знания, которые необходимо лишь усвоить. Переход к непрерывному образованию означает признание того факта, что знания мо­гут существовать в неорганизованном, в «негото­вом» виде, что готовые знания устаревают и что всякое знание носит условный характер, наконец, что образование — это не столько усвое­ние готовых знаний, сколько обучение способам поиска информации и ее обработки с целью получения новых знаний, новой информации.

Основной проблемой образования становится не усвоение огромного и постоянно увеличиваю­щегося объема знаний или хотя бы ориен­тация в мощном потоке все возрастающей информации, а проблема прямо противополож­ная — получение, создание, производство знания в соответствии с возникающими потребностями.

При всей распространенности и развитости педагогических форм обучения и образования основными, исходными и первичными следует признать непедагогические формы обучения, с которыми связана вся жизнь индивида как в рамках школы, так и за ее пределами. Более того, можно утверждать, что трудности, пережи­ваемые нынешней образовательной системой, объясняются еще и тем, что педагогические формы общения как обучения теряют свою эффективность; учитель, а вместе с ним и гото­вые знания, которые он представляет, теряют свой былой авторитет. Учащийся все чаще отно­сится к передаваемым знаниям как к инфор­мации, сомневаясь в их достоверности и необ­ходимости.

Концепция непрерывного образования, рас­сматривающая образование как процесс, продол­жающийся в течение всей жизни человека, столкнулась прежде всего именно с этой пробле­мой: в какой форме должно совершаться не­прерывное образование, не вымысел ли оно, не выльется ли оно в «возобновляемое обучение или нудное пожизненное векование всех за ауди­торными столами». Это означало бы распрост­ранение педагогической формы образования на всю жизнь человека и на все сферы жизне­деятельности общества. Вряд ли это возможно и, тем более, необходимо.

Еще менее вероятно, что педагогические формы образования будут полностью вытеснены формами непедагогического обучения, например в результате развития технических средств и информационных систем, позволяющих пользо­вателю самостоятельно выходить на любые банки данных и запрашивать информацию по любому интересующему его вопросу, не прибегая к помощи посредника, каким является учитель, преподаватель.

В свете идей развивающего обучения, нова­торской педагогики, педагогики сотрудничества, активного, контекстного обучения меняются представления об отношениях педагога и учаще­гося, о формах и методах обучения, его содер­жании, целях и задачах. Педагог все более те­ряет свой статус носителя готового знания и превращается в организатора совместной твор­ческой деятельности учащихся. Тем самым пе­дагогика, в поисках форм обучения, отвечаю­щих потребностям непрерывного образования, теряет традиционный облик.

Следует отметить, что одной из ключевых тенденций развития образования в России является дальнейшее расширение прав и свобод образовательных учреждений, демократизация процесса управления школьным и вузовским образованием.

Другая важная особенность образования в России заключается в том, что существенно меняется процесс социального взаимодей­ствия двух основных фигур - учителя и ученика: он не может быть плодотворным и эффективным, если протекает в рамках фор­мально трактуемых нормативных аспектов их социальных ролей. Здесь важное место принадлежит «субъективному фактору», спо­собности учителя к эмпатическому сопереживанию, пониманию внутреннего мира учащегося, круга его интересов, жизненных ориентаций и т.д..

Система российского образования нацелена на обеспечение национальных интересов - подготовку таких специалистов, кото­рым под силу технологическое перевооружение промышленности и сельского хозяйства, создание современной армии и т.д. Эта задача может быть решена при соблюдении ряда условий:

-широкой информатизации учебного процесса, его глобали­зации и гуманизации;

внедрения образовательных стандартов и вместе с тем автор­ского подхода к программам;

перестройки образования с учетом российской практики и мировых стандартов;

приоритетного финансирования образования.

Только эти обстоятельства позволяют конвертировать дипло­мы отечественных специалистов, т.е. обеспечить их признание в других странах.

Развитие образования не может осуществляться без учета сло­жившихся реалий, скажем, введения многоуровневой подготовки специалистов, появления коммерческих вузов наряду с государст­венными. Все это должно вести к конкуренции между вузами, борь­бе за репутацию, поддержание имиджа. То же самое должно проис­ходить и в сфере среднего образования. Однако это не должно при­вести к социальной селекции: хорошее образование в виде платных лицеев, гимназий для детей состоятельных родителей, плохое - для малообеспеченных.

Главное стратегическое направление развития системы образования находится в решении про­блемы личностно-ориентированного образования, такого образования, в котором личность ученика, студента была бы в центре внимания педагога, психолога, в котором дея­тельность учения — познавательная деятельность, а не пре­подавание, — была бы ведущей в тандеме учитель—ученик, чтобы традиционная парадигма образования — учитель — учебник — ученик была со всей решительностью заменена на новую парадигму — ученик — учебник — учитель. Имен­но так построена система образования в лидирующих стра­нах мира. Она отражает гуманистическое направление в философии, психологии и педагогике.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: