Спортивные игры

Характеристика подвижных игр.

Подвижные игры.

Игра - исторически сложившееся общественное явление, самостоятель­ный вид деятельности, свойственной человеку. Игровая деятельность является не только элементом культуры, она является полезным средством; воспитания детей и подростков. Она всегда целенаправленна и ха­рактеризуется многообразием целевых установок и мотивированных дей­ствий. Игровая деятельность имеет много общего с трудом, особенно в детском возрасте. Но в процессе игры человек не создает материальных ценностей для удовлетворения жизненных потребностей.

Игра - очень эмоциональная деятельность, поэтому она, представляет большую ценность в воспитательной работе с детьми и молодежью. Среди большого разнообразия игр широко распространены у детей и подростков подвижные игры.

Характерной особенностью подвижных игр является ярко выраженная роль движений в содержании игры (бега, прыжков, метаний, бросков, передач и ловли мяча, сопротивлений и др:). Эти двигательные действия мотивированы ее сюжетом (темой, идеей). Они направляются на преодоление различных трудностей, препятствий, поставленных на пути достижения цели игры. Среди подвижных игр различают собственно (элементарные) подвижные игры и спортивные игры.

Собственно (элементарные) подвижные игры представляют собой сознавтельную инициативную деятельность, направленную на достижение услов­ной цели, добровольно установленной самими играющими. Достижение цели требует от играющих активных двигательных действий, выполнение которых зависит от творчества и инициативы самих играющих (быстро добежать до цели, быстрее бросить в цель, быстро и ловко догнать "соперника" или убежать от него и т.п.).

Двигательные действия устанавливаются правилами игры, выполнение которых требует от играющих соответствующего поведения. От сложности и количества правил зависит и сама сложность игра.

Собственно подвижные игры не требуют от участников специальной подготовленности. Правила в них варьируются самими участниками и руководителями в зависимости от условий, в которых игры проводятся. В них нет точно установленного числа играющих, точного размера площадки, также варьируется и инвентарь (булавы или кегли, волейбольный или простои мяч, маленькие мячи или мешочки с песком, гимнастическая или прости шинка и т.п.).

Правила в них строго регламентированы, они требуют специальных площадок и оборудования. Спортивные игры являются видом спорта. По ним проводятся соревнования различного ранга. В итоге соревнований по спортивным играм лучшим игрокам присуждаются спортивные разряды и звания.

Подвижные игры могут быть индивидуальными (одиночными) и коллективными (групповыми). Одиночные чаще всего организуются самими детьми (игра в мяч, со скакалкой, в "классики", катание обручи и др.). Они могут быть использованы педагогами, воспитателями и тренерами в целях организации досуга, активного
отдыха (на переменах, при продленном дне и в других случаях).

Особое педагогическое значение имеют коллективные (групповые)
подвижные игры, в которых участвуют группы играющих, классы, спортивные секции.

Всем коллективным подвижным играм присущ соревновательный элемент (каждый за себя или каждый за свой коллектив), а также взаимо­помощь, взаимовыручка в интересах достижения установленной цели. Характерным для коллективных игр является все время меняющаяся ситуация в игре, требующая от играющих быстроты реакции. Поэтому в процессе игры все время меняются и взаимоотношения: каждый стремится создать для себя или для команды наиболее выгодное по сравнению с "соперником" положение.

По подвижным играм проводятся соревнования. Их можно проводить по отдельным играм, задания в которых должны соответствовать физическим возможностям учащихся примерно одного возраста, однородных классов. Но педагогически ценнее проводить соревнования по комплексу подвижных игр, и которые включаются различные игры, способствующие воспитанию различных качеств и навыков.

Роль подвижных игр в развитии внимательности, сообразительности, ловкости, быстроты, силы, выносливости, в воспитании дружбы и товарищества.

Главным содержанием подвижных игр являются разнообразные движения и действия играющих. При правильном руководстве они оказывают благотворное влияние на сердечно-сосудистую, мышечную, дыхательную и другие системы организма.

Широкое использование подвижных игр способствует снижению гиподинамии, так как компенсирует дефицит двигательной активности. Они могут быть активным отдыхом после длительной умственной деятельности.

С этой целью их применяют на переменах в школе, после окончания уроков на площадке во время прогулки (при продленном дне), дома после прихода из школы и по окончании приготовления уроков.

При отставании физического развития детей необходимо использо­вать подвижные игры, которые способствуют оздоровлению организма, повышают общий уровень физического развития.

Подвижные игры применяются в дошкольных учреждениях и в специальных стационарах и санаториях с целью восстановления здоровья больных детей. Этому способствует функциональный и эмоциональный подъем, возникающий у детей в процессе игр.

Игра есть первая деятельность, которой принадлежит большая роль в формировании личности. Педагоги отмечают большое образовательное значение подвижных игр в подготовке подрастающего поколения к жизни, поскольку ребенок развивается в игре. Игры расширяют круг его пред­ставлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение ана­лизировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей его среде.

Велико значение подвижных игр в воспитании физических качеств: бы­строты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Причем в подвижных играх физические качества развиваются в комплексе.

Большинство подвижных игр требует от участников быстроты (быстрее убежать, догнать, мгновенно отреагировать на звуковые, зрительные, тактильные сигналы). Постоянно изменяющаяся обстановка в игре, требующая от,
участников быстрого перехода от одних действий к другим, способствует воспитанию ловкости.

Игры со скоростно-силовой направленностью воспитывают силу.

Игры с частыми повторениями напряженных движений, с непрерывной двигательной деятельностью, связанной со значительной затратой сил и энергии, развивают выносливость.

Игры, связанные с частым изменением направления движений,
способствуют воспитанию гибкости.

Очень велико значение подвижных игр в нравственном воспитании ребенка. Подвижная игра носит коллективный характер, в связи с чем приучает детей к деятельности в коллективе. Игры развивают у детей чувство товарищества, солидарности и ответственности за действия друг друга. Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, выдержки, умению "взять себя в руки" после сильного возбуждения, сдерживать свои эгоистические порывы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: