Тема 6. Здоровьесберегающие технологии В.Ф. Базарного и др. на занятиях по конструированию для детей с проблемами в развитии

Хранение материалов

Строительный материал удобнее хранить в специальных шкафчиках с отделениями для каждого комплекта деталей. Шкафчики могут быть передвижными (на роликах), тогда материалом можно будет пользоваться в любом месте комнаты. Шкафчики лучше сделать двусторонними, чтобы с каждой стороны укладывался один комплект материала. Во время занятий такие шкафчики подкатываются к столам, что удобно для работы.

Не рекомендуется хранить материалы в закрытых ящиках, куда детали складывают в беспорядке. Необходимо приучать детей по окончании работы разбирать постройку сверху донизу (если их не нужно сохранять), раскладывать детали по формам, затем убирать в шкафчики.

Очень важно, чтобы в группах были созданы условия для со­хранения некоторых детских построек в течение двух, трех и более дней. Постройки из крупного материала остаются на полу, для построек из мелких наборов желательно иметь в строительном уголке два-три свободных стола. Если постройки сохраняются, дети несколько раз обращаются к ним, иногда полностью, а иногда частично меняют конструкции или заменяют некоторые детали, украшения. Сохранение построек позволяет также развивать игры с ними.

Для конструирования из бумаги и других материалов должны быть ящики с ячейками для разных бумажных форм, природного и других материалов.

Материал всегда должен быть уложен по формам так, чтобы дети знали, где какая форма лежит, имели общее представление о количестве. Это является необходимым условием при конструи­ровании; дети заранее видят все разнообразие форм, хорошо его представляют, им легче обдумывать постройку, игрушку. Кроме того, это важно для воспитания у детей любви к порядку, а чет­кий порядок облегчает работу с материалом, при этом сокращается время, необходимое для сооружения постройки, изготовления иг­рушки.

Наличие перечисленных выше предметов оборудования, материа­лов и инструментов и правильное их использование — одно из усло­вий успешного обучения и воспитания детей средствами конструи­рования.

Статистические данные говорят о неуклонно ухудшающемся состоянии развития и здоровья детей в стране. В докладе "О состоянии здоровья детей в Российской Федерации" (2002 г.) приводится цифра - 32% здоровых детей, по другим источникам цифры колеблются от 10% до 20%.

Основную часть времени дети проводят в школе, и поэтому на образовательное учреждение возлагается повышенная ответственность за здоровье своих учащихся. Вместе с тем, растет озабоченность неуклонно ухудшающимся качеством физического, психического и нравственного развития и здоровья учащихся школ и воспитанников дошкольных учреждений. Причин для этого много: и повышенные перегрузки, обусловленные требованиями современного мира, и несоответствие оборудования и мебели гостам и медицинским требованиям, и отсутствие так называемых специальных здоровьесберегающих технологий и обеспечивающих их технических средств.

В связи с все более широким распространением и внедрением в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий, встает задача обеспечения этой деятельности соответствующим специальным оборудованием, техническими средствами и методическим сопровождением.

Сегодня образовательные учреждения, столкнувшись с этой проблемой, в большинстве случаев решают ее самостоятельно: путем самоделок и использованием малоподходящего оборудования. При этом не редки случаи когда, даже приобретение дорогостоящего оборудования не влечет за собой ожидаемых результатов. Это происходит в следствие неадаптированности оборудования к образовательному процессу и отсутствия методических рекомендаций по его использованию для работы с детьми различных возрастных групп.

Особо следует отметить, что эффективность здоровьесберегающих технологий достигается только при комплексном и системном подходе, охватывающем все необходимые компоненты создания здоровьесохранного пространства в образовательном учреждении.

На решение этих задач направлен проект социально-экономического партнерства «Материально-техническое обеспечение здоровьесберегающих технологий» реализуемый при поддержке ряда членов Совета Федерации РФ в рамках социально-образовательной программы «Спасем детей - спасем Россию!».

В ходе работ по проекту проведен анализ научных исследований, нормативных документов и методических рекомендаций, направленных на совершенствование физиолого-гигиенического и психофизиологического сопровождения образовательного процесса. Деятельность в этом направлении осуществляется следующими ведущими организациями: Институтом возрастной физиологии РАО, НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, Центром образования и здоровья при Минобразования и науки РФ, Московской областной научно-внедренчкафедрой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования, психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья Академии ПКиПРО Минобразования и науки РФ и другими.

В результате проведенного комплексного обследования выявлена неудовлетворительная деятельность образовательных учреждений по созданию и поддержанию комфортных и безопасных условий для развития детей и подростков и работы сотрудников. Зафиксированы следующие отклонения от нормы:

— по шуму 13%

— по электромагнитным полям 34%,

— по освещенности 31%

— по микроклимату 21%,

— по мебели 25%.

Ознакомимся с материально-техническим обеспечением некоторых здоровьесберегающих технологии.

Материально-технические обеспечение здоровьеразвивающей технологии «Организация учебного процесса на принципах сенсорно-моторной свободы».

Данная технология разработана доктором медицинских наук, профессором и В.Ф. Базарным. Методика признана научным открытием Академией медицинских наук, одобрена и рекомендована к использованию институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН, защищена патентами и авторскими правами, прошла практическую апробацию в течение 28 лет на базе более тысячи детских садов и школ.

В основе методики лежит принцип организации учебного процесса на основе телесной вертикали сообразной подвижной природе ребенка. Учебные занятия проводятся в режиме смены динамических поз - часть урока ученик сидит за партой, а другую часть – стоит за конторкой, для чего используется набор специализированной учебной мебели.

Основным техническим средством, обеспечивающим данную технологию, является конторка. Она напоминает высокую парту, точнее сказать трибуну, зафиксированную на уровне солнечного сплетения индивидуально для каждого ребенка. Изменение высоты производится за счет регулировки длинны металлокоркаса, в современном варианте на газлифте. Ее столешница так же должна иметь регулируемый наклон, что позволяет использовать ее для разного вида деятельности: письма, чтения, рисования, лепки и т.п. Помимо использования конторки в школьном образовательном процессе, ее применение также возможно и в домашних условиях.

Вместе с тем данная технология предполагает использование и других технических средств обучения:

– Широкоформатное природно-экологическое панно;

Представляет собой картину-панно, расположенную на одной из стен класса, на которой изображен природный пейзаж в виде прямой и обратной перспективы, и на которой с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты урока.

Повышает эффективность формирования основных характеристик продуктивного воображения, интегрирует слово и образ, гармонизирует развитие личности в целом.

– Набор технических средств для обеспечения зрительно-поисковой и телесной активности в пространстве;

– Подвижные «Сенсорные кресты» - двигающиеся по воле учителя по всему классу на тросовой системе планки, используемые для крепления карточек с заданиями.

– Схема универсальных символов (СУС) – комплекс геометрических фигур в виде двух эллипсов, кругов и креста размещенная на потолке. Каждый элемент фигуры имеет стрелку, указывающую на направление для перемещения глаз учащегося.

– Ручные сенсорно-дидактические фиксаторы – служат для фиксации наглядного материала и обеспечивают режим подвижных зрительных образов.

– Набор технических средств для коррекции отклонений параметров зрения;

– Офтальмотренажеры «Бегущие огоньки» - размещенные по углам класса последовательно мигающие лампы, окрашивающиеся в различные цвета, включаемые через каждые 20 минут для тренировки координации тела, зрительно-моторной реакции и внимания учащихся. Наиболее эффективными в плане сенсорной разгрузки является использование сюжетов из окружающей природной среды, например изображение зверей, птиц и т.д.

– Аппарат Рота с набором таблиц О.М.Новикова – устройство фиксации и подсветки таблиц для проверки остроты зрения.

– Набор для укрепления и развития вегетативных и психомоторных ритмов;

– Специальные художественно-образные каллиграфические прописи.

– Чернильница.

– Перьевая ручка.

Материально-технические обеспечение технологии сохранения природного зрения детей на базе Аппаратно-программного комплекса «Зрение» (АПК «Зрение»).

Одной из наиболее острых проблем со здоровьем в школе является ухудшение зрения учащихся. По статистике, число детей с ранними нарушениями зрения приближается к 80%.

В связи с этим, Научно-производственным предприятием Центром «Реабилитация» совместно с Московским комитетом по науке и технологиям, Департаментом образования и Департаментом здравоохранения Правительства Москвы разработана и проходит внедрение в учреждениях системы образования «Доврачебная система сохранения природного зрения детей Москвы» (Распоряжение Мэра от 26.05.2000 г. № 559-РМ).

Данная технология и обеспечивающее ее оборудование позволяют формировать и предъявлять на экране монитора контрольные тесты для проверки состояния основных зрительных функций: остроты зрения, контрастной чувствительности, цветового и бинокулярного зрения, центрального поля зрения и для исследования астигматического глаза. Реакция обследуемого автоматически регистрируется и обрабатывается с выдачей числовых и вербальных характеристик для каждой исследуемой функции. В данном аппаратно-программном комплексе реализовано свыше двух десятков тестов и методик, предлагаемой классической офтальмологией, а использование базы данных позволяет контролировать динамику нарушений.

Использование системы сохранения природного зрения дает возможность осуществить доврачебный контроль за состоянием основных функций зрения у 100 % детей и юношества и выявить раннюю стадию зрительных нарушений. Скрининг может проводиться персоналом образовательного учреждения или учащимися старших классов, прошедшими курс специального обучения. Проведение такого обследования в образовательном учреждении позволяет привлекать дополнительные источники финансирования при оказании услуг диагностики зрения в нерабочее время; минимизировать время врачей при проведении профилактического контроля остроты зрения в школах.

Полученные результаты в ходе опытной эксплуатации свидетельствуют о высокой эффективности системы и готовности ее к внедрению в образовательные учреждения (70%-80 % детей со здоровым зрением).

В состав комплекса входит:

Специализированное программное обеспечение для автоматизированного исследования функций зрения (офтальмологическая диагностика) (в комплексе с компьютерным оборудованием) - предназначено для оперативного скрининга с целью выявления состояния основных функций зрения, позволяет формировать и предъявлять на экране монитора контрольные тесты для проверки основных зрительных функций: состояние остроты зрения, контрастной чувствительности, цветового и бинокулярного зрения, центрального поля зрения и исследования астигматического глаза. Реакция обследуемого автоматически регистрируется и обрабатывается с выдачей числовых и вербальных характеристик для каждой исследуемой функции. Презентация результатов осуществляется в наглядном графическом виде и в виде кратких вербальных характеристик предварительного заключения.

Квазиоптические очки представляют собой расположенные перед глазами два непрозрачных экрана, в каждом из которых выполнена эквидистантная решетка круглых отверстий. Периодичность расположения и диаметр отверстий выбраны в соответствии со степенью нарушения фокусирующей способности глаза пациента, расстояния от плоского экрана до глаза пациента и условиями освещенности. Предназначены для защиты глаз от электромагнитного излучения, выполняют тренинг-корригирующие функции, снимают спазм аккомодации, повышают остроту зрения.

Очки с разделительными фильтрами предназначены для проверки бинокулярного зрения.

Окклюдоры – предназначены для проверки основных функций зрения отдельно для каждого глаза.

Тема 7. Система элементов печатных и письменных букв профессора, доктора педагогических наук И.Г.Агарковой.

Теоретическая основа овладения первоначальным письмом в период обучения грамоте - это принципы поэлементного изучения и одновариантного начертания букв, поэлементно - целостный метод письма и система методических приемов: аналитическое восприятие и практическое конструирование формы буквы, копирование и тактирование процесса ее написания, выполнение определенного алгоритма воспроизведения букв и их соединение на бумаги.

На подготовительном (элементном) и основном (буквенном) этапах обучения закладывается основа для формирования навыка письма в дальнейшем. К концу основного этапа в памяти ученика имеются уже адекватные зрительные образы всех букв, которые он воспроизводит по двигательным элементам в определенной последовательности, используя соединительные точки.

На заключительном (после буквенном) этапе у ученика вырабатываются дифференцированные связи между зрительным представлением о форме каждой буквы и двигательными ощущениями в момент их написания. Буквы должны воспроизводиться уверенным связным движением на основе двигательных элементов и без остановок (упоров ручкой) в соединительных точках. Отрывы, остановки ручки теперь фиксируются лишь на соединительных точках между буквами. В памяти ученика формируется целостная система зрительно-двигательных образов буквенных знаков, на основе которой и осуществляется контроль за действием письма. Зрительный контроль постепенно становиться зрительно-двигательным, что характерно для элементарного графического навыка, т.е. самой первоначальной ступени в выработке автоматизированности воспроизведения букв и их соединений.

На последующих этапах обучения, ведется дальнейшая выработка автоматизированности действия письма, т.е. формируется полноценный графический навык. Теоретической основы для этой работы является логический принцип группировки букв.

В каждом буквенном знаке элементы выступают в определенных пространственно-количественных отношениях, т.е. изменяются лишь их размер, количество, пространственное положение, а не форма. Воспринимая поэлементный состав каждой буквы, ученик анализирует переменные свойства элементов (размер, количество, пространственное положение), т.е. определяет характер пространственно-количественных отношений элементов в букве. Это способствует успешному формированию в его памяти четких зрительных, а затем и зрительно-двигательных образов букв, на основе которых отрабатывается автоматизированность графического навыка. Каждая буква имеет свое место в системе, т.е. по наличию одного из основных (восьми) элементов входит в состав определенной группы. При этом одна и этаже буква может одновременно входить в несколько групп в зависимости от того, какие разные по форме элементы она содержит. Например, буква ж входит во вторую группу - по плавной линии, в третью группу – по полуовалу, в седьмую группу – по прямой линии.

Границы между группами условны, что создает благоприятные условия для разнопланового анализа буквенных знаков и, следовательно, дальнейшего, более глубокого овладения их формой. У младшего школьника формируется целостное представление о системе письменных букв русского алфавита как символах соответствующих фонем. Кроме этого, ученик упражняется в выполнении мыслительных операций (анализ – синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, группировка, классификация, систематизация) на новом наглядно-образном уровне, что развивает у него интеллектуальные способности и умения учиться.

Последовательность отработки начертания букв определяется частотностью повторения каждого из 8 элементов. Самый распространенный элемент в буквах русского алфавита – прямая линия с закруглением с одной стороны, которая входит в состав 14 строчных и 15 заглавных букв (а, и, й, л, м, н, т, у, ц, ч, ш, щ, ы, я; Г, И, Й, Л, М, П, Р, Т, У, Ф, Ц, Ч, Ш, Щ, Я). Эта группа букв изучается в первую очередь. Затем отрабатывается начертание 27 букв, которые образуют группу на основе плавной линии (б, е, ё, ж, к, л, м, н, ч, ъ, ы, э, ю, я; А, Б, Г, Ж, К, Л, М, Н, П, Т, Э, Ю, Я). В третью очередь изучаются 20 букв, объединенных на основе полуовала (е, ё, щ, з, й, с, х; Б, В, Д, Е, Ё, Ж, З, Й, Р, С, Х, Э);в четвертую – 15 букв на основе линий с петлей (в, д, з, у, ц, щ; А, Б, В, Д, К, Н, Ц, Ш, Ю); в пятую – 13 букв на основе линий с закруглением с двух сторон (г, к, п, р, т; И, Й, К, У, Ц, Ш, Щ);в шестую – 12 букв на основе овала (а, б, в, д, о, ф, ю, я; О, Ф, Ю, Я); в седьмую – 11 букв на основе прямой линии (ж, к, н, п, р, т, ф, ю; А, Ж, Т); в восьмую – 3 буквы на основе прямой линии с четверным овалом (ъ, ы, ь).

Отработка начертательной техники букв на основе логического принципа имеет существенные преимущества в сравнении с традиционным генетическим принципом, так как наиболее частотные двигательные элементы письма изучаются в первую очередь.

Последовательное изучение букв позволяет не только в достаточно короткий срок заключительного этапа предупредить графические трудности, но и перейти на последующем периоде обучения к формированию автоматизированного графического навыка.

Период обучения первоначальному письму состоит из трех этапов: 1)подготовительного (элементарного); 2)основного (буквенного); 3)заключительного (послебуквенного).

На подготовительном этапе ребенок знакомиться с основными структурными единицами графической системы письменных букв алфавита (8 основных элементов букв), их вариантами по размеру и пространственному расположению.

Основной этап охватывает время обучения первоначальному письму букв и их соединений, когда дети знакомятся с конфигурацией букв и овладевают их начертанием по определенному алгоритму.

На заключительном этапе проводят уроки по предупреждению графических и каллиграфических ошибок в письме детей и выработку элементарного графического навыка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: