Иерархия НПА отрасли

Понятие трудового законодательства.

НПА.

Нормативные договоры.

Особенностью ТП является наличие в его системе источников т.н. «актов социального партнерства», а именно соглашений и коллективных договоров. Данный вид источников появляется в результате совместных действий его сторон (представителей работников и работодателей. Акты социального партнерства могут существовать начиная с локального уровня (коллективный договор заключается на уровне организации или ИП) и вплоть до федерального уровня (соглашения могут заключаться на территориальном, отраслевом, межотраслевом, региональном, межрегиональном и федеральном уровнях.

Под НПА правовая доктрина понимает письменный официальный документ, принятый в определенной форме уполномоченным на правотворчество органом (лицом) в пределах его компетенции, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

Ряд норм КРФ как Основного закона РФ имеют прямую (ст.37) или косвенную (ч.2,3 ст.19, ст.30) трудоправовую ориентацию.

Основным НПА отрасли, ее главным источником является ТК. Его особая роль проявляется в том, что в ряде случаев он применяется в приоритетном порядке даже перед вновь принятыми ФЗ.

Нормы ТП, содержащиеся в ФЗ, должны соответствовать ТК. В случае противоречия применяется Кодекс. Если вновь принятый ФЗ противоречит ТК, то он может применяться только при условии внесения соответствующих изменений в ТК.

В отраслевом смысле трудовое законодательство РФ состоит из трудового кодекса РФ, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права. Это понятие законодательства в узком смысле (это следует из абзаца 2 части 1 статьи 5 ТК РФ).

Кроме того в состав нормативно-правовых актов отрасли также входят указы президента, постановления правительства, нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, НПА органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Закреплена в статье 5 и части 4 статьи 6 ТК РФ – самостоятельно.

Особенности:

ФЗ №90-фз от 30 июня 2006 года внес следующие существенные изменения в статью кодекса: «законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить кодексу и иным федеральным законам». До этого изменения статьи законы субъектов РФ не должны были противоречить ТК РФ, иным ФЗ, а также указам президента, постановлениям правительства, и НПА федеральных органов исполнительной власти. То есть в настоящее время роль законов субъектов РФ в регулировании предмета отрасли существенно повышена. Это проистекает из двух моментов:

a. Трудовое законодательство это сфера совместного ведения

b. Узкого понятия трудового законодательства

Правило разграничения полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти по принятию НПА в сфере трудового права содержаться в статье 6 ТК РФ – смотрим самостоятельно. Необходимо учитывать, что трудовое законодательство относится к предмету совместного ведения РФ и её субъектов (статья 72 Конституции РФ). Отметим, что роль федеральных органов власти законодательного регулирования трудовых отношений является абсолютно преобладающей, поскольку к их ведению отнесены не только все принципиальные и универсальные вопросы отрасли, но и практически все традиционные институты трудового права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: