Понятие трудового законодательства.
НПА.
Нормативные договоры.
Особенностью ТП является наличие в его системе источников т.н. «актов социального партнерства», а именно соглашений и коллективных договоров. Данный вид источников появляется в результате совместных действий его сторон (представителей работников и работодателей. Акты социального партнерства могут существовать начиная с локального уровня (коллективный договор заключается на уровне организации или ИП) и вплоть до федерального уровня (соглашения могут заключаться на территориальном, отраслевом, межотраслевом, региональном, межрегиональном и федеральном уровнях.
Под НПА правовая доктрина понимает письменный официальный документ, принятый в определенной форме уполномоченным на правотворчество органом (лицом) в пределах его компетенции, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.
Ряд норм КРФ как Основного закона РФ имеют прямую (ст.37) или косвенную (ч.2,3 ст.19, ст.30) трудоправовую ориентацию.
|
|
Основным НПА отрасли, ее главным источником является ТК. Его особая роль проявляется в том, что в ряде случаев он применяется в приоритетном порядке даже перед вновь принятыми ФЗ.
Нормы ТП, содержащиеся в ФЗ, должны соответствовать ТК. В случае противоречия применяется Кодекс. Если вновь принятый ФЗ противоречит ТК, то он может применяться только при условии внесения соответствующих изменений в ТК.
В отраслевом смысле трудовое законодательство РФ состоит из трудового кодекса РФ, иных федеральных законов и законов субъектов РФ, содержащих нормы трудового права. Это понятие законодательства в узком смысле (это следует из абзаца 2 части 1 статьи 5 ТК РФ).
Кроме того в состав нормативно-правовых актов отрасли также входят указы президента, постановления правительства, нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти, НПА органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Закреплена в статье 5 и части 4 статьи 6 ТК РФ – самостоятельно.
Особенности:
ФЗ №90-фз от 30 июня 2006 года внес следующие существенные изменения в статью кодекса: «законы субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить кодексу и иным федеральным законам». До этого изменения статьи законы субъектов РФ не должны были противоречить ТК РФ, иным ФЗ, а также указам президента, постановлениям правительства, и НПА федеральных органов исполнительной власти. То есть в настоящее время роль законов субъектов РФ в регулировании предмета отрасли существенно повышена. Это проистекает из двух моментов:
|
|
a. Трудовое законодательство это сфера совместного ведения
b. Узкого понятия трудового законодательства
Правило разграничения полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти по принятию НПА в сфере трудового права содержаться в статье 6 ТК РФ – смотрим самостоятельно. Необходимо учитывать, что трудовое законодательство относится к предмету совместного ведения РФ и её субъектов (статья 72 Конституции РФ). Отметим, что роль федеральных органов власти законодательного регулирования трудовых отношений является абсолютно преобладающей, поскольку к их ведению отнесены не только все принципиальные и универсальные вопросы отрасли, но и практически все традиционные институты трудового права.