Становление и развитие бюджетного менеджмента.
Тема 9. Мировой опыт бюджетного менеджмента.
Вопросы для рассмотрения:
1. Становление и развитие бюджетного менеджмента.
2. Управление бюджетным процессом в развитых странах.
Изложение вопросов темы:
Важной для теоретико- методологических и прагматических подходов западных экономистов по бюджету и бюджетному менеджменту является тезис, что по обстоятельствам своего возникновения, а так же в своем институционно- правовом значении бюджет является продуктом конституционной демократии. По своим функционально- финансовым назначениям государственных доходов и расходов, который существует уже тысячелетия, бюджет в современном понятии возник с идеи общественного согласия на взыскание налогов и парламентского контроля за их использованием.
Впервые эти права были законодательно зафиксированы и вошли в общественную практику в Англии начиная с 17 столетия. В колониях Новой Англии острые дискуссии о фундаментальном парламентском праве на утверждение бюджета были важным толчком к действиям, которые в итоге привели к независимости от метрополии и основания США. С этого момента сформировались демократические моменты управления бюджетом, возросло его политическое значение. В руках народных представителей в парламентах он превратился в мощный способ осуществления внутренней и внешней политики.
|
|
В истории казначейства (министерства финансов) Великобритании значится, что в 1730-е годы тогдашний канцлер (министр) казначейства Роберт Вальполь иронично называл расчеты государственных доходов и расходов названием специального портфеля, в котором он приносил те документы в парламент для доклада. От бюджета-портфеля и пошли финансовые названия «бюджет», «открыть бюджет».
Современная мировая финансовая мысль рассматривает бюджет с точки зрения его реального содержания, сущности качественных характеристик и отображения развития социально-экономического процесса. Теоретические положения и модели, которые разрабатываются экономистами западных стран являются реальной прагматической основой из фискальной политики, бюджетного законодательства и менеджмента.
Бюджетному контролю уделяется значительное внимание во всех странах мира. В зависимости от специфики форм государственного устройства, национальных традиций, система финансового контроля организована по-разному.
В США – это Главное контрольное управление Конгресса, во главе с генеральным контролером, в Великобритании – Национальная ревизионная Рада, возглавляемая главным ревизором, в Канаде – Генеральный контролер, в Финляндии – пять государственных ревизоров, в ФРГ, Франции, Венгрии – счетные палаты.
|
|
В большинстве странах наряду с институтом парламентского контроля одновременно и параллельно функционируют правительственные контрольно- ревизионные системы.
В США – это Административно- бюджетное управление при президенте, система инспекторских служб в федеральных ведомствах, правительственных учреждениях.
В Финляндии – ревизионное управление Государственного хозяйства, которое входит в состав Министерства финансов.
В некоторых странах образованы специальные органы, которые контролируют не только бюджетно - финансовую, но и всю работу государственного аппарата.
В Японии такую функцию выполняют Управления административного контроля при Канцелярии премьер-министра в задачи которого входит подготовка предложений по совершенствованию структуры государственного управления, укрепление служебной дисциплины, борьбу с коррупцией и бюрократизмом.
Контрольно-ревизионные органы зарубежных стран осуществляют главным образом контроль за расходованием средств и использованием государственного имущества министерствами, ведомствами и др. органами управления. Сроки их полномочий более продолжительны, чем сроки полномочий самих парламентариев так, для руководителей контрольно-ревизионных органов США – 15 лет, Канады – 10, ФРГ, Австрии и Венгрии – 12 лет.
Контрольно- ревизионные институты независимы в своей деятельности от органов управления.