Структура анкеты

Любая социологическая анкета состоит из следующих разделов:

1) преамбульно-инструктивный раздел, в котором предоставлена информация о том, кто проводит опрос, тема и цель исследования, инструкция по заполнению анкеты. Обращение, которое предшествует постановке вопросов и является своего рода введением, должно быть кратким, понятным и четким. Анкета – своего рода сценарий беседы с респондентом, независимо от того, очная это беседа (интервьюирование) или заочная (анкетирование). Цель данного раздела – адаптация респондента, введение в курс событий, создание благоприятной психологической атмосферы.

2) главная часть анкеты (опросный лист) – здесь фиксируются все основные вопросы по теме исследования, требующие размышления, анализа, активизации памяти.

3) паспортичка (социально-демографические характеристики респондента) – заключительная часть.

Функции: получение информации о респонденте, психологическая разрядка (слова благодарности).

Паспортичка может отсутствовать, если исследование пилотажное или вопрос выборки не важен.

Анкета должна отвечать ряду требований:

-на заполнение не должно затрачиваться много времени (максимум 30-40 минут), в противном случае респондент устает и последние вопросы не получают полноценных ответов.

-более сложные по содержанию и пониманию вопросы должны следовать за более простыми для поддержания интереса к предмету опроса. Первый вопрос в анкете должен быть нейтральным для формирования у респондента психологической установки на сотрудничество

-трудные вопросы целесообразно поместить в середине анкеты

-к концу работы с анкетой трудность вопросов должна снижаться, что облегчает выход из ситуации опроса

-вопросы должны отвечать правилам логики: вначале речь должна идти об установлении того или иного факта, события, а потом уже о его оценке.

-внимание к графическому оформлению анкеты: четкий шрифт, достаточное место для записей

-вопросы не должны содержать неясные для респондента термины и понятия.

Виды вопросов классифицируются по нескольким критериям:

по содержанию:

-о фактах сознания, поведения, отношения к чему-либо

-о личности респондентов

по форме:

1. открытые – предусматривает свободную форму ответа, не содержит вариантов ответа;

закрытые – предложен полный набор вариантов ответов.

В свою очередь, классифицируются:

по графическому оформлению на линейные, табличные, шкальные;

по возможности выбора на альтернативные (предполагают возможность выбора всего одного варианта ответа) и неальтернативные (допускают выбор респондентом нескольких вариантов ответов); полузакрытые – основаны на добавлении к списку ответов такого варианта как «иное», где респонденту предоставляется возможность вписать свой вариант ответа, помимо перечисленных.

2. прямые – вопрос в «лоб» о наличии или отсутствии факта;

косвенные – не требуют от респондента оценки его личных качеств или обстоятельств его деятельности.

по функциям:

основные – направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления

неосновные – к ним относятся:

-вопросы – фильтры, направленные на выявление адресата основных вопросов;

-контрольные вопросы, проверяющие устойчивость и непротиворечивость ответов респондента, обычно располагаются в анкете на некотором расстоянии от основных вопросов;

-вопросы-крючки – поддержание интереса респондента к заполнению анкеты;

-вопросы-ловушки – выявление искренности ответов респондента;

-наводящие вопросы – помогают точнее понять смысл следующего вопроса


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: