Особенности комплекта учебников по системе Л.В. Занкова

Обучение грамоте и русский язык.

Обучение грамоте в 1-м классе и русский язык в 1–4-х классах составляют непрерывный курс, созданный одним авторским коллективом (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина) и реализованный в учебниках "Моя любимая азбука", "Русский язык – первые уроки", "Русский язык" (2–4-е классы).
Главной особенностью программы курса обучения грамоте и русского языка является то, что авторами определены основные линии развития детей средствами данных предметов, это содержательно-методические линии, на которых строится непрерывный курс:
– овладение грамотой и на ее базе – основами функциональной грамотности;
– овладение навыками и умениями различных видов устной и письменной речи (устная разговорная и учебно-научная речь, письменная разговорная речь);
– овладение орфографией и пунктуацией;
– овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов;
– приобретение и систематизация знаний о языке;
– раскрытие воспитательного потенциала родного языка;
– развитие у детей чувства языка.

Работа по орфографии строится на базе понятий "орфограмма", "орфографическое правило" с опорой на опознавательные признаки орфограмм и условия их выбора и на сформированное умение видеть состав слова.

В программе усилено внимание к синтаксису и пунктуации как основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих, увеличен объем изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.

В связи с тем, что курсы русского языка и чтения написаны одними и теми же авторами (книги для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой), в учебниках реализован единый подход в работе с текстом (формирование правильного типа читательской деятельности), в качестве дидактического материала в учебниках русского языка использованы фрагменты текстов из книг для чтения. Это дает детям возможность увидеть, что любой текст создан по законам языка.

СИСТЕМА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Л.В.ЗАНКОВА

Русский язык. Освоение детьми образовательной области "Русский (родной) язык" начинается с периода обучения грамоте. Комплект пособий состоит из "Азбуки", "Рабочих тетрадей по чтению", "Тетрадей по письму". Курс "Русский язык" изучается в единстве двух форм его существования: как система русского языка и как повседневная речевая деятельность. Основной метод познания – исследование соответствия (или несоответствия) выбранных языковых средств данной речевой ситуации (в устной или письменной форме). Тем самым при освоении нового материала активизируются объективно существующие языковые связи, их круг постепенно расширяется, происходит постоянный возврат к ранее изученному.

Задачи периода обучения грамоте: развить психофизиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению и письму; научить детей читать и писать; предоставить первичные знания о речи, языке, литературе.

Обучение чтению строится на принятом в русской методике аналитико-синтетическом звуко-буквенном методе. На первом, самом трудном этапе, введено опосредованное чтение рисунков, пиктограмм, схем слов и предложений, приобретается опыт перекодирования самых разных шрифтов, разгадываются ребусы, загадки, кроссворды.

Порядок изучения звуков и их букв, отбор слов учитывает трудности русского языка: движение идет от наиболее слышимых к менее слышимым звукам речи, от коротких, простых по слоговому составу слов к более длинным словам с постепенным введением стечения согласных звуков. Такой подход к порядку изучения букв и постепенному усложнению слов позволяет детям самостоятельно открывать правила чтения; выводить правила написания звонких согласных и проверяемых безударных гласных в корне, и прочее, то есть вполне естественно войти в грамматическую систему языка.

Обучение в 1-м классе русскому языку занимает особое положение. Учебник впервые знакомит школьников с основными категориями и явлениями языка, углубляя знания, полученные в период обучения грамоте: соотношение между звуком и буквой, словом и предложением, предложением и текстом. Вводятся сведения, относящиеся к синтаксису простого предложения. Работа над словом продолжается при наблюдении частей речи (имя существительное, прилагательное, глагол, предлог), корня слова и родственных слов, ознакомления с изобразительными средствами языка в области многозначности слова.

СИСТЕМА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Д.Б. ЭЛЬКОНИНА – В.В. ДАВЫДОВА

Особенности комплекта учебников по системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

Русский язык. Неотъемлемая задача начального обучения русскому (родному) языку – формирование у детей умений читать и писать, различных речевых (коммуникативных) умений. Данная образовательная система в этом отношении призвана обеспечить выделение, анализ, содержательное обобщение и последующую конкретизацию объективных оснований действий чтения, письма, коммуникативно-речевых.

В качестве предмета усвоения в программе положен фонематический принцип письма, который вводит в детей в теорию родного языка. В этом ее принципиальное отличие от традиционной программы обучению языку, в которой усвоение способов решения той или иной частной орфографической задачи представляет собой самодовлеющую и замкнутую в себе цель. В программе русского языка выделена система понятий, раскрывающая содержание фонематического принципа письма, и опирающихся на эти понятия способов осуществления орфографического действия. Сущность ведущего принципа русского письма раскрывается в данном курсе в связи с осознанием учащимися ряда существенных для языка отношений между звуковой оболочкой слова и его лексическим значением, а также между звуковой оболочкой слова и его буквенной записью.

Программа по русскому языку для четырехлетней начальной школы построена на тех же психолого-педагогических основаниях, что и программа для трехлетней начальной школы. В то же время в ней имеется ряд содержательных изменений:

· более последовательно и полноценно представлена линия развития речи: систематизирована работа по анализу смысловой структуры высказывания и текста, что, по мнению авторов, является важнейшей предпосылкой развития письменной речи учащихся;

· устранен разрыв между содержанием курса русского языка и обязательного минимума содержания начального общего образования в разделе "Русский язык": в программу 4-го класса включены основные понятия синтаксиса;

· существенно сокращен обязательный теоретический материал и расширен материал факультативный, что дает учителю возможность более широкого варьирования содержания и темпа обучения в зависимости от уровня его учеников.

Все переработанные учебники (включая "Букварь") выдержаны в едином педагогическом стиле, имеют схожую структуру, методический аппарат, преемственность персонажей, насыщены яркими литературными образцами. Каждый учебник сопровождается методическим комментарием с поурочным планированием.

Урок 8. Практическое занятие 1. Анализ учебников.

План. Работа в группах

 

Урок 9. Практическое занятие 2.

Построение и анализ уроков в подготовительный период обучения грамоте.

Структура (конспект) урока по обучению грамоте

Знакомство с новым звуком и буквой

1. Выделение нового звука из слов, в которых он стоит в сильной позиции

· Характеристика звука (его графическое изображение) скороговорка

· Образ печатной буквы. Место новой буквы в алфавите. Образ письменной буквы + образ «весёлой» буквы

· Подведение мини-итога («Что мы узнали?»)

· Чтение слогов (доска, учебник). Дополнение слогов до целых слов.

· Чтение столбика слов и анализ этих столбиков

Наблюдения над словом производятся каждый урок, но в определённой последовательности:

· Наблюдение над буквой и звуком

М – эта буква обозначает согласный звук. Звук бывает твёрдый и мягкий.

«Чем похожи и отличаются слоги МА и МИ?»

А ы У К о Т – на какие группы можно разделить буквы? (гл. и согл., загл. и строчн.)

· Новая ступенька в наблюдении над словом. Вводится сравнение, сопоставление того, как произносится и как пишется слово (оса – осы)

Слова в столбиках не только читают, но и сравнивают:

- пишу не так, как произношу;

- по ударению.

НИНА

ИННА

АНТОН

Общее: имена собственные, буква Н, 2 слога, буква А.

Лишним может быть: АНТОН (ударение на 2 слог, м. р.),

ИННА (удвоенная Н), НИНА (начинается с согл.).

· Проводятся разносторонние наблюдения над словом, а также формируется умение писать слово, отмечая в нем орфограммы.

Одним из главных видов работы в букварный период является печатание слова и произношение.

· Чтение предложений и анализ текста

«Жужжащее чтение» – «Что ты узнал?»

Это позволяет включить разноуровневых детей в работу. Для сильных учеников текст можно усложнить, дополнить (на карточке, на доске).

· Д/з: давать разнообразный материал.

Урок 10. Практическое занятие 3.

Построение и анализ уроков в основной период обучения грамоте.

Самостоятельное построение урока обучения грамоте на тему: «Звук и буква» (индивидуально).

Рекомендации.

Этапы и приемы работы с буквой в период обучения грамоте.

План изучения звука, буквы.

1. Выделение из речи предложения, из предложения слова.

2. Выделение звука и его характеристика.

3. Упражнения в слышании звуков.

4. Работа с буквой.

- ознакомление

- запоминание

- узнавание

- различение

1. Ознакомление (укрупнённая буква):

- Правильно назвать букву.

- Характеристика графемы (изображения).

Аа

А – печатная большая

а – печатная маленькая

- На что похожа буква А?

- Из каких элементов она состоит?

- На что похожа печатная маленькая буква а?

- Где встречается эта буква (именно большая или именно маленькая)?

2. Запоминание (обследование органами чувств):

Надо чтобы дети обследовали органами чувств.

- Обвести пальцем букву.

- Выложить из счётных палочек.

- Выложить из тесьмы.

- Вылепить.

- Печатание (при печатании: отступите 2 кл. сверху, 2 кл. от сгиба тетради; высота большой буквы 1,5 кл., перекладинка на высоте половинки клеточки).

(Рассматривание пропорций буквы, показ печатания, с учётом клеток).

3. Узнавание:

Учитель приносит детскую книгу. Найти изучаемую букву в словах.

4. Различение:

Сопоставление изученной буквы с ранее изученными.

Домашнее задание: подготовить языковой и наглядный материал для проведения фрагмента урока по теме; принести вырезанные из картона геометрические фигуры, раскраски, тетрадь в клетку, «Пропись».

Знакомство с буквой. Фрагмент урока обучения грамоте.

Основные типы заданий, используемые на уроке обучения грамоте:

  • «Знакомство со звуком» (цель данного задания – познакомить детей со звуками речи. Ребенок должен научиться правильно произносить звук, уметь находить его место в слове)
  • «Звуковые схемы» (дети отрабатывают навык составления звуковых схем, звуко-буквенного анализа слов)
  • «Пишем буквы» (ребенку предлагается образец написания печатных и письменных букв, последовательность написания элементов, с указанием контрольных точек, направления движения руки и правильные способы соединения букв)
  • Ребусы «Играем вместе»:
    • «Что лишнее?» (закрепление звуко-буквеного анализа слова, из нескольких объектов ребенок должен выбрать лишнее)
    • «Бусы» (составление слова из предложенных букв или слогов)
    • «Какое слово спряталось?» (в одном слове ребенку необходимо найти другие спрятанные слова)
  • «Подбери слог» (из несколькие предложенных слогов ребенку требуется выбрать нужный слог и подставить в слово)
  • «Поиграем со слогами» (задание на дифференциацию твердых и мягких согласных звуков)
  • «Найди слова на картинке» (ребенок должен найти слова с изучаемым звуком)
  • «Составь рассказ по картинкам» (по серии картинок ребенок составляет связный рассказ)
  • «Мультфильм» (после составления связного рассказа по серии сюжетных картинок, детям предъявляется образец связного рассказа – мультфильм)
  • «Прочитай текст» (ребенку предлагается небольшой текст для отработки навыка чтения)
  • «Читаем текст вместе» (дети вместе вслух читают текст на изученную букву).

Учитель, по своему усмотрению, подбирает на урок наиболее эффективные задания. Необязательно использовать все виды работ, важно выбрать те, с помощью которых можно достигнуть нужных результатов. Каждый урок следует менять перечень используемых заданий, чтобы детям было интересно выполнять разные типы заданий.
Например, при знакомстве с буквой А можно использовать следующие задания: знакомство со звуком, «что лишнее?», найди слова по картинке, составь рассказ, дополнительным заданием может быть просмотр мультфильма.

Отрывок урока с использованием электронного приложения к «Азбуке»:

II. Актуализация знаний.

У: скажите, ребята, какой бывает речь?
Д: устной и письменной
У: какую речь мы называем устной?
Д: все то, что мы говорим
У: а что же мы произносим, когда говорим?
Д: слова
У: на какие части делятся слова?
Д: на слоги
У: а слоги делятся на…
Д: звуки
У: на какие 2 группы делятся звуки?
Д: согласные и гласные
У: какие звуки называются гласными? Согласными?
Д: гласные звуки можно пропеть, согласные – пропеть нельзя.

III. Знакомство со звуком [а].

У: что просит произнести врач, когда осматривает горло?
Д: а-а-а
У: какой цветок у меня в руках?
Д: астра
У: с какого звука начинаем произносить слово «астра»?
Д: а
(для закрепления выделения звука [а] целесообразно использовать задание «знакомство со звуком»)
У: просмотрите на картинку и назовите все слова, начинающиеся со звука [а] (задание «найди слова»).

Далее учитель предлагает найти лишнее слово, без звука [а]. В качестве подсказки детям при выполнении этого задания при выборе объекта появляется его название. Если задание выполнено правильно, знак вопроса сменяется знаком восклицания.

В конце урока, на этапе закрепления учитель просит составить детей связный рассказ по серии сюжетных картинок.

У: кто плавает на озере?
Д: лебеди, утки, гуси
У: кто стоит у воды?
Д: у воды стоит аист
У: назовите первый звук в слове «аист»
Д: а
У: составьте рассказ по картинкам о том, что же произошло с аистом, как развиваются события по картинке.

При наличии времени можно показать мультфильм, как образец составления рассказа.

На следующих уроках при написании буквы А используется задание «пишем буквы». Перечень заданий учитель варьирует по своему усмотрению, в соответствии с поставленными целями и задачами. При первичном знакомстве с согласными звуками и буквами, их обозначающими, целесообразно использовать задания «звуковые схемы», для отработки навыка составления звуковых схем слова, «подбери слог» «поиграем со слогами», для отработки навыка различения твердых и мягких согласных звуков, отработки навыка чтения слогов, правильного подбора слогов для составления слов.
Самое главное не перегружать урок заданиями, важно научиться выделять задания, приведущие к наибольшему эффекту. Главное не количество заданий, а качество их отбора и использования.
Данное электронного приложения к «Азбуке» В.Г.Горецкого поможет учителю с помощью различного рода заданий развивать у школьников не только навыки чтения, но и навыки звуко–буквенного анализа слов, составления звуковых схем слов, способствует развития связной речи, развитию логического мышления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: