Подготовительный
· безбуквенный (до 11 страницы). Дети узнают понятия: «речь», «предложение», «слово», «слог», «ударение», «звук», «гласный», «согласный», «слог-слияние»
· изучение звуков (а о и ы у)
· овладевает чтением гласных в слове
· приёмы чтения слов, где есть слоги-слияния
· объем чтения
· сложные связные тексты
Работа с букварной страницей
Букварная страница – это иллюстрации (по которым составляют рассказы, предложения); предметные картинки (назвать предмет, исключить лишнее, объединить в группы, привести свои примеры, классифицировать); столбики из слогов, таблица слогов-слияний (чтение слогов, дополнение до целого слова, определение позиций согласного звука: тв.-мягк.)
Графическое изображение печатной и письменной буквы (сравнение, название элементов).
Столбики слов (чтение, ударение, сравнение слов в столбиках на количество слогов, объяснение большой буквы).
Как можно читать столбики:
1. Прочитай слова, состоящие из одного слога
2. С ударением на 1 слоге
|
|
3. Прочитай имена собственные
4. Слова из 3 слогов и т. д.
Связные тексты ( небольшие тексты желательно печатать на доске с дополнительными пометами; первичное чтение самими детьми про себя – «жужжащее чтение»).
У НИ-КИ-ТЫ
Что вы узнали из текста?
Повторное чтение:
· Цепочкой
· Ответы на вопросы учителя
· Чтение предложения или текста с целью работы над выразительностью
Выразительность – это не только знак в конце предложения, но и работа над словом.
АУ! – страх, радость
О-О-О!- испуг, удивление
МАМА! – позвать к телефону, позвать на помощь, сообщить радостную новость
Если есть особые знаки в конце предложения, надо делать логическое ударение.
Сюжетные картинки (восстановление последовательности развития событий).
Ребусы, головоломки.
Лента букв может быть использована на этапе закрепления нового звука и буквы:
· Назвать все буквы
· Прочитать только гласные/согласные
· Всегда мягкие/твёрдые
В букварный период мы даем представление обо всем.
К любой иллюстрации необходимо ставить в вначале вопрос в общем виде: “Расскажите мне всё про эту картинку”. Потом – конкретные, уточняющие вопросы.
Лучше на первых порах всё выносить на доску. Весь текстовый материал необходимо печатать на доске.
____________ - слово
____________
|| - Или |________ - предложение
|________ ___ ___. – предложение, деленное на слова.
________ - деление на слоги и ударение.
В основной период обучения грамоте 1 раз в неделю 20 минут от урока отводится на проведение внеклассного чтения
Период длится около 6 месяцев при обучении шестилетних детей.
Характерно:
· постепенное усложнение материала
|
|
· увеличение объёма читаемых текстов
· повышение уровня сформированности навыка чтения, письма
· углублённый анализ содержания прочитанного
Граница между подготовительным и основным периодом – переход к согласным звукам и буквам
Для «Букваря» и «Азбуки» Горецкого характерно частотное расположение звуков и букв
Частотное расположение звуков и букв позволяет быстро увеличивать число слов для чтения и письма, звуко-слогового анализа и синтеза.
Для формирования у ученика понимания системы звуков и букв используется «лента букв».
В работе со слогами соблюдаются принципы:
4. последовательности
5. преемственности
6. частности
Отличительная черта современных «Букваря» и «Азбуки» - литературность. В них представлены имена классиков русской и советской литературы, фольклор, произведения разных литературных жанров. Тематика уроков опредклется изучаемыми буквами, словами.
Основные задачи основного периода:
· изучить все буквы
· научить детей правильно соотносить звуки и буквы
· усвоить сочетания букв
· практически усвоить правила графики
· вооружить детей умением плавного слогового перехода на целые слова
· развить интерес к чтению, к литературе
· развить речь и мышление
· осуществлять целенаправленное идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание учащихся
Основные виды работ на уроках чтения:
1. Выделение нового изучаемого звука в ходе слого-звукового анализа из разных позиций звука в слове. При выделении - опра на схему
2. Упражнения в слышании звуков, в их произнесении, артикулировании
3. Знакомство с буквами
4. Чтение слогов
5. Чтение слов
6. Работа с наборным полотном
7. Работа с текстом
8. РР + обобщение
На уроках закрепления – те же виды работ, но без нового материала.
Новые слова даются с ударением
Велика роль наборного полотна. Чем шире и разнообразнее печатный материал для чтения, тем сознательнее и интереснее оно протекает, тем эффективнее формируется навык.
На 1 этапе важно научить детей следить за строкой, не терять ее (закладка, указка).
Очень важно, чтобы чтение с самых первых шагов было вполне сознательным. С помощью вопросов проверяем понимание прочитанного. Беседы до и после чтения. Проблемные ситуации (загадка).
Сознательность чтения неотрывна от выразительности, НО на первых ступенях аналитического чтения выразительность невозможна.
На этом этапе рекомендуется повторное, целостное и орфоэпическое чтение.
Заключительная часть основного периода обучения грамоте:
· Обобщение усвоенных букв
· Стихи
· Серьёзные тексты
Совершенствуются основные элементы навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность.
Урок 6. Задание для самостоятельной работы: анализ страницы азбуки или букваря (индивидуально).