Основной

Подготовительный

· безбуквенный (до 11 страницы). Дети узнают понятия: «речь», «предложение», «слово», «слог», «ударение», «звук», «гласный», «согласный», «слог-слияние»

· изучение звуков (а о и ы у)

· овладевает чтением гласных в слове

· приёмы чтения слов, где есть слоги-слияния

· объем чтения

· сложные связные тексты

Работа с букварной страницей

Букварная страница – это иллюстрации (по которым составляют рассказы, предложения); предметные картинки (назвать предмет, исключить лишнее, объединить в группы, привести свои примеры, классифицировать); столбики из слогов, таблица слогов-слияний (чтение слогов, дополнение до целого слова, определение позиций согласного звука: тв.-мягк.)

Графическое изображение печатной и письменной буквы (сравнение, название элементов).

Столбики слов (чтение, ударение, сравнение слов в столбиках на количество слогов, объяснение большой буквы).

Как можно читать столбики:

1. Прочитай слова, состоящие из одного слога

2. С ударением на 1 слоге

3. Прочитай имена собственные

4. Слова из 3 слогов и т. д.

Связные тексты ( небольшие тексты желательно печатать на доске с дополнительными пометами; первичное чтение самими детьми про себя – «жужжащее чтение»).

У НИ-КИ-ТЫ

Что вы узнали из текста?

Повторное чтение:

· Цепочкой

· Ответы на вопросы учителя

· Чтение предложения или текста с целью работы над выразительностью

Выразительность – это не только знак в конце предложения, но и работа над словом.

АУ! – страх, радость

О-О-О!- испуг, удивление

МАМА! – позвать к телефону, позвать на помощь, сообщить радостную новость

Если есть особые знаки в конце предложения, надо делать логическое ударение.

Сюжетные картинки (восстановление последовательности развития событий).

Ребусы, головоломки.

Лента букв может быть использована на этапе закрепления нового звука и буквы:

· Назвать все буквы

· Прочитать только гласные/согласные

· Всегда мягкие/твёрдые

В букварный период мы даем представление обо всем.

К любой иллюстрации необходимо ставить в вначале вопрос в общем виде: “Расскажите мне всё про эту картинку”. Потом – конкретные, уточняющие вопросы.

Лучше на первых порах всё выносить на доску. Весь текстовый материал необходимо печатать на доске.

____________ - слово

____________

|| - Или |________ - предложение

|________ ___ ___. – предложение, деленное на слова.

________ - деление на слоги и ударение.

В основной период обучения грамоте 1 раз в неделю 20 минут от урока отводится на проведение внеклассного чтения

Период длится около 6 месяцев при обучении шестилетних детей.

Характерно:

· постепенное усложнение материала

· увеличение объёма читаемых текстов

· повышение уровня сформированности навыка чтения, письма

· углублённый анализ содержания прочитанного

Граница между подготовительным и основным периодом – переход к согласным звукам и буквам

Для «Букваря» и «Азбуки» Горецкого характерно частотное расположение звуков и букв

Частотное расположение звуков и букв позволяет быстро увеличивать число слов для чтения и письма, звуко-слогового анализа и синтеза.

Для формирования у ученика понимания системы звуков и букв используется «лента букв».

В работе со слогами соблюдаются принципы:

4. последовательности

5. преемственности

6. частности

Отличительная черта современных «Букваря» и «Азбуки» - литературность. В них представлены имена классиков русской и советской литературы, фольклор, произведения разных литературных жанров. Тематика уроков опредклется изучаемыми буквами, словами.

Основные задачи основного периода:

· изучить все буквы

· научить детей правильно соотносить звуки и буквы

· усвоить сочетания букв

· практически усвоить правила графики

· вооружить детей умением плавного слогового перехода на целые слова

· развить интерес к чтению, к литературе

· развить речь и мышление

· осуществлять целенаправленное идейно-политическое, нравственное, трудовое, эстетическое воспитание учащихся

Основные виды работ на уроках чтения:

1. Выделение нового изучаемого звука в ходе слого-звукового анализа из разных позиций звука в слове. При выделении - опра на схему

2. Упражнения в слышании звуков, в их произнесении, артикулировании

3. Знакомство с буквами

4. Чтение слогов

5. Чтение слов

6. Работа с наборным полотном

7. Работа с текстом

8. РР + обобщение

На уроках закрепления – те же виды работ, но без нового материала.

Новые слова даются с ударением

Велика роль наборного полотна. Чем шире и разнообразнее печатный материал для чтения, тем сознательнее и интереснее оно протекает, тем эффективнее формируется навык.

На 1 этапе важно научить детей следить за строкой, не терять ее (закладка, указка).

Очень важно, чтобы чтение с самых первых шагов было вполне сознательным. С помощью вопросов проверяем понимание прочитанного. Беседы до и после чтения. Проблемные ситуации (загадка).

Сознательность чтения неотрывна от выразительности, НО на первых ступенях аналитического чтения выразительность невозможна.

На этом этапе рекомендуется повторное, целостное и орфоэпическое чтение.

Заключительная часть основного периода обучения грамоте:

· Обобщение усвоенных букв

· Стихи

· Серьёзные тексты

Совершенствуются основные элементы навыка чтения: правильность, беглость, сознательность, выразительность.

Урок 6. Задание для самостоятельной работы: анализ страницы азбуки или букваря (индивидуально).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: