Процесс проектирования и создания изделий может быть разным в зависимости от объективных и субъективных причин.
К объективным причинам относятся: накопленные научные данные, использование особенностей материально-технической базы для изготовления изделий, экономические требования и т. п. Субъективными причинами являются личные качества дизайнера: его талант, эрудиция, художественный вкус, опыт и исполнительское мастерство.
В процессе проектирования дизайнер сталкивается с проблемами, которые не укладываются в рамки точного инженерного расчета и, в то же время, не могут быть решены только с помощью художественной интуиции.
Научно-технический прогресс постоянно предъявляет новые требования к процессу создания изделий. Он требует рационального сочетания субъективных и объективных причин в процессе проектирования и производства (т. е. сочетание рациональных методов, содержащих логический анализ и формализацию с творчеством и интуицией).
Основой проектирования трикотажных полотен и изделий являются два метода: эскизно-графический и макетно-материальный. Эти методы дополняют друг друга и могут применяться как одновременно, так и раздельно.
|
|
Процесс разработки изделий и полотен включает в себя шесть этапов:
ü предпроектное исследование;
ü предварительное эскизирование;
ü художественно-технологический поиск;
ü разработка рабочего эскиза изделия и эскиза-патрона;
ü составление проектной документации;
ü изготовление опытного образца.
На этапе предпроектного исследования собирается и анализируется вся информация, которая относится к разрабатываемому полотну и изделию. Изучается тема; требования, предъявляемые к изделию; возможности использования сырья и оборудования; требования к выполнению проекта; сроки представления графического материала и другие источники информации. В качестве источников информации могут служить публикации в отечественных и зарубежных журналах, образцы из ассортиментных кабинетов, повседневная практика и т. д., где можно получить информацию о характере, внешнем виде и конструкции лучших мировых образцов изделий разрабатываемого типа. Собранная информация систематизируется.
Далее производится критическая оценка известных образцов полотен и изделий с точки зрения современных потребительских и производственных требований. Анализ эстетических особенностей прототипов изделия ускоряет поиск новых решений в усовершенствовании качества изделия.
На подготовительном этапе выявляются все требования к проектируемому полотну и изделию, проводится анализ функциональных и экономических требований, условий эксплуатации, выявляются технологические требования и возможности, уясняются экономические вопросы, формируется представление об эстетических требованиях потребителей и направлениях моды. Кроме того, учитываются гигиенические требования и требования стандартов к данной ассортиментной группе. При рассмотрении экономических, технологических требований и производственных возможностей устанавливаются основные параметры переплетений, конструкция и технология изготовления изделия.
|
|
В результате подготовительной работы составляется перечень научно обоснованных требований к изделию, его основным проектным характеристикам.
Подготовительная работа обусловлена объективными причинами, т. к. предполагает логический анализ проектной ситуации и научное обоснование тенденций развития темы.
На основе подготовительной работы выполняется предварительное эскизирование. При воплощении художественного замысла в эскизной графической форме (форэскизах) пробуются разные решения задачи. Затем выбирается наилучшее решение, которое дорабатывается в последующих эскизах.
На этапе художественно-технологического поиска особое значение имеет макетирование изделия или получение опытных образцов полотен на оборудовании определенного вида. Макет изделия и опытный образец полотна помогает увидеть задуманное изделие и уточнить его форму, пропорции, цвет, фактуру, орнамент.
Результат предварительных эскизных разработок является первым творческим решением нового изделия. Окончательное творческое предложение дизайнера, которое определяет все характеристики изделия, мы будем называть рабочим эскизом.
Комплексная подготовка производства |
Тиражирование |
Опытные партии изделий |
Распределение |
------- \ |
Изучение спроса |
Изучение спроса |
Разработка ассортимента |
изделии на основе образцов |
Потребление Спрос Потребление |
Изучение типа потребителя \ |
Изучение типа потребителя |
Планирование с учетом прогноза спроса |
Прогноз спроса |
Разработка серии перспективных изделий (образцы) |
Рис. 6. Модель этапов деятельности в гиперсистеме
«дизайнер производство - потребитель»
Разработка рабочего эскиза представляет собой творческий процесс, в котором учитываются, дорабатываются и уточняются все проведенные ранее исследования. Этот процесс состоит из двух этапов:
ü разработки эскизов изделий с учетом конструктивного и образного решения;
ü разработки эскизов полотен для изделия с учетом орнамента, цвета, структуры переплетения и всех заправочных данных.
Далее, на основании рабочих эскизов и образцов полотна, составляется техническая документация, на основании которой происходит процесс изготовления изделий-образцов из полотна и их последующее внедрение в производство.
Процесс разработки форэскизов и проработка рабочего эскиза обусловлены субъективными причинами. Здесь в полной мере проявляется личность дизайнера, его умение чувствовать стиль, потребности населения, тенденции моды.
Профессиональная методика дизайн-проектирования опирается на изучение составляющих этапов работы (рис. 5) и овладение средствами проектирования пространственной формы одежды в материале.
В целом процесс проектирования одежды в гиперсистеме «дизайнер -производство - потребитель» представляет собой спираль, в которой все этапы деятельности взаимосвязаны и цикличны (рис. 6).