Подобие, нюанс, контраст

Элементы каждой формы могут быть взаимосвязаны по принципу подобия или контраста, т. е. либо все части костюма строятся на повторении одного элемента, либо противопоставляются друг другу по какому-либо принципу (форме, цвету, объему и пр.). Нюансом обозначается переходное состояние между подобием и контрастом.

Подобие проявляется тогда, когда один элемент или один геометри­ческий объем развивается или повторяется в форме в различных вариациях (рис. 22).

Контраст означает противопоставление различных форм друг другу. Примеры контраста проявляются при сопоставлении легкого и тяжелого (рис. 23), гладкого и волнообразного (рис. 24). Также контрастными могут быть: масса, элементы формы, материал, фактура, цвет. Контраст направлен на обостренность восприятия формы. Роль кон­траста в форме может быть различна: в одних случаях он обусловлен кон­структивной основой формы, в других - средствами организации ее структуры. При использовании контрастных сочетаний необходимо со­блюдать определенную меру, соответствующую назначению вещи, т. к. взаимодействие

Рис. 21. Ритм, метр и темп в костюме

ярко выраженных контрастных элементов вызывает ощу­щении дисгармонии.

Контраст и подобие определяют основную структуру формы, но ино­гда возникает необходимость дополнить костюм более мягким, живопис­ным эффектом. Именно нюанс создает эти дополнительные эффекты, ко­торые способствуют гармоничности решения формы в целом. В изделии, построенном на контрасте, обязательно есть элементы, имеющие черты подобия, оттенки сходства. Нюансные проработки элементов формы, лег­кий декор при четком контрастном решении формы только подчеркивают идею композиции, заставляют ее звучать еще более выразительно и об­разно.

Рис. 22. Принцип подобия форм в костюме


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: