Карта стран МЭА

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МЭА:

- диверсификация источников энергоснабжения (получение энергии из разных источников, чтобы не зависеть от одного поставщика; переход на другие источники энергии (природный газ, уголь, в т.ч. альтернативные источники энергии);

- совершенствование системы борьбы с перебоями в энергоснабжении;

- улучшение структуры спроса и предложения на мировых энергетических рынках, поддержание на них стабильности и свободы международной торговли;

- сбалансирование цен;

- развитие альтернативных источников энергии.

После двух больших скачков цен на нефть в 1973-74 и 1980-81 гг. страны-члены МЭА значительно снизили свою зависимость от импорта нефти путем:

- разработки собственных нефтяных месторождений;

- перехода с нефти на уголь, природный газ, ядерную энергию и возобновляемые источники энергии (гидроэнергетика, солнечная, ветровая, геотермальная энергия, энергия волн, приливов и отливов, энергия биомассы);

- повышения эффективности энергопотребления в промышленности и в коммунально-бытовом секторе;

- принятия мер по энергосбережению.

МЭА является автономным органом в структуре ОЭСРОрганизации экономического сотрудничества и развития (создана в 1940 г.).

Решения в МЭА принимает Совет управляющих, в который входят представители энергетических министерств и ведомств стран-участниц.

За оперативное управление отвечает Секретариат МЭА, его функции:

- сбор и анализ информации, оценка энергетической политики стран-участниц МЭА;

- проведение исследований, составление прогнозов и выдача рекомендаций в области энергетики странам-участницам.

В рамках МЭА действуют различные группы и комитеты:

- Комитет по энергетическим исследованиям и технологиям;

- Группа по чрезвычайным ситуациям;

- Группа по нефтяным рынкам;

- Комитет по странам, не входящим в Агентство.

Странами-участницами МЭА разработана СИСТЕМА КОЛЛЕКТИВНОЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ, основанная на принципах межгосударственного регулирования, разработанных в Соглашении «О Международной энергетической программе» (1974 г.).

В соответствии с этим соглашением страны-члены МЭА обязаны:

- иметь запасы нефти, соответствующие не менее 90 дням чистого импорта;

- ограничивать потребности в использовании нефти;

- освобождать запасы и делиться этой нефтью с другими членами МЭА в случае возникновения больших перебоев с поставками.

СИСТЕМА МЭА ПО ПЕРЕРАСПРЕДЕЛЕНИЮ НЕФТЯНЫХ ЗАПАСОВ может быть приведена в действие, если недопоставки нефти в одну или несколько стран-членов превышают 7 % от обычного потребления. Кроме подачи нефти из нефтяных запасов, предусмотрено сокращение уровня ее потребления.

Система МЭА по перераспределению нефтяных запасовбыла успешно использована в 70-х и 80-х годах, а также во время войны в Персидском заливе 1990-91 гг., когда страны МЭА выбросили из своих запасов на мировой рынок огромные количества нефти, чтобы удовлетворить спрос в необходимых пределах.

Система МЭА по перераспределению нефтяных запасов постоянно испытывается в ходе операционных тестов, когда имитируются ситуации, связанные с широкомасштабными прерываниями поставок нефти из-за политических акций; военных действий; крупных экологических катастроф (авариях на нефтепроводах, закрытия проливов в случае столкновения танкеров).

Учитывая рост значения газа в энергопотреблении, в последнее время МЭА все больше внимания уделяет перспективам развития рынков газа. В настоящее время в рамках Системы коллективной энергетической безопасности разрабатывается комплекс мер по ликвидации последствий длительных прерываний поставок газа в страны ЕС.

«ГРУППА ВОСЬМИ» («БОЛЬШАЯ ВОСЬМЕРКА») – международный клуб ведущих промышленно развитых стран (Россия, США, Великобритания, Франция, Япония, Германия, Канада, Италия), образованный в 1975 г.

Так же называется и неофициальный ежегодный форум (саммит) лидеров этих стран с участием Европейской Комиссии, в рамках которого обсуждаются актуальные международные проблемы, направления развития мировой экономики и политики.

Карта стран-участниц «Группы восьми»

«Группа восьми» не является международной организацией, она не основана на международном договоре, не имеет устава и секретариата. Решения «восьмерки» не имеют обязательной силы. Как правило, речь идет о фиксации намерения сторон придерживаться согласованной линии или о рекомендациях другим участникам международной жизни применять определенные подходы в решении тех или иных вопросов.

В «восьмерке» сложился устойчивый порядок работы. Страна, проводящая очередной ежегодный саммит, выступает в течение всего года в качестве председателя «Группы восьми». Она организует проведение саммита, министерских и рабочих встреч, обеспечивает координацию всей текущей деятельности «восьмерки». По истечении года председательство передается следующей стране в порядке ротации.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ФОРУМ (МЭФ) - неформальная международная организация, образованная в 1991 г., со штаб-квартирой в Эр-Рияде (Саудовская Аравия) - самостоятельный институт мировой энергетической политики, призванный обеспечивать глобальный диалог потребителей и производителей энергоресурсов.

В работе проводимых раз в два года сессий МЭФ принимают участие министры энергетики из более чем 70 стран-импортеров и экспортеров, ЕС, а также руководители ООН, ОПЕК, МЭА и других международных организаций. Россия с самого начала принимает активное участие в деятельности МЭФ. Полномасштабное участие России в МЭФ даст возможность влиять на мировую энергетическую политику и развивать стратегическое сотрудничество с основными странами потребителями и производителями энергоресурсов, в том числе странами Персидского залива.

ФОРУМ СТРАН-ЭКСПОРТЕРОВ ГАЗА (ФСЭГ) — это объединение стран, лидирующих в мире по экспорту природного газа. По аналогии с Организацией стран-экспортёров нефти, форум часто называют «газовой ОПЕК».

Форум был основан в 2001 году в Тегеране и учреждён юридически в 2008 году в Москве, где министры энергетики стран-участниц приняли устав ФСЭГ и подписали межправительственное соглашение.

К постоянным участникам ФСЭГ относятся 16 стран: Алжир, Боливия, Бруней, Венесуэла, Египет, Индонезия, Иран, Катар, Казахстан (в качестве наблюдателя), Ливия, Малайзия, Нигерия, Норвегия (в статусе наблюдателя), Объединенные Арабские Эмираты, Россия, Тринидад и Тобаго, Экваториальная Гвинея.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: