Личность оратора

Восприятие оратора аудиторией. Проблема первого впечатления.

Подготовка оратора к выступлению.

Существует четыре основных способа подготовки к публичному выступлению.

Экспромт – выступление без подготовки.

План-конспект выступления – заранее готовится подробный план, где каждый пункт плана сопровождается кратким указанием основных идей, которые должны быть изложены.

Текст выступления – готовится полный текст выступления, который затем полностью зачитывается.

Воспроизведение наизусть – выступление заучивается и воспроизводится по памяти, без опоры на какие-либо записи.

Естественно, возможны и комбинации различных способов.

Для оратора проблема первого впечатления чрезвычайно важна. Встреча оратора с аудиторией непродолжительна, он не имеет возможностей расположить к себе публику, если сразу ее не завоюет.

Есть поговорка: по одежке встречают, по уму провожают. Она верна только в случае продолжительного общения. Надо помнить, что лектора чаще всего и провожают по одежке, оценивая преимущественно по внешним признакам.

Роль первого впечатления огромна. Оно очень сильное, хорошо запоминается. В дальнейшем его, возможно, придется опровергать, менять, корректировать, а это требует усилий.

Первое впечатление бывает ошибочным. 58 процентов приписываемывх при первом взгляде черт нельзя выявить визуальным путем – целеустремленность, ум, моральные ценности и т.д. А еще 27 проц. представляют собой чисто оценочные суждения (хороший, плохой, приятный, неприятный и т.д.). Таким образом, 85% качеств внешне не могут быть обнаружены, они приписываются человеку. Как правило, ошибочно.

Наиболее точно определяются эмоциональные качества человека.

Первое впечатление сильно зависит от возраста, жизненного и профессионального опыта слушателей, их настроения, то есть очень субъективно.

Первое впечатление очень устойчиво, оно долго и надежно хранится.

Установлено, что для аудитории индивидуальные качества оратора (внешность, поведение, общительность) оказываются в три раза важнее, чем ролевые (дупутат он или ученый, мужчина или женщина, писатель или журналист). Запоминаются же практически только личностные качества.

Основой первого впечатления является зрительный образ. Речь человека всегда вызывает у аудитории желание дополнить образ оратора его зрительным образом. Более того: зрительный образ оказывается значительно важнее речи. При первом впечатлении его роль невозможно переоценить.

Очень важно иметь в виду, что слушатели не отделяют в процессе выступления сведения, которые сообщает оратор, от личности самого оратора. Все, что он говорит, напрямую связывается с его личностью. «Какой у тебя в школе любимый предмет? – Физика! У нас такая физичка!»

Вместе с тем, любая аудитория видит и запоминает личность оратора упрощенно, подводя ее под некоторый стереотип: безнадежный теоретик, чистый практик, молокосос, старичок, моралист, бюрократ или чиновник, умница, весельчак и балагур и т.д. Нужно заботиться о том, чтобы вас воспринимали так, как вам бы этого хотелось.

Индивидуальность, оригинальность нужно в себе культивировать. Не надо работать под кого-то. «Хоть лягушкой кричи, лишь бы свой голос» (З.Прилепин). «Самое драгоценное для оратора – его индивидуальность, лелейте ее и берегите» (Д.Карнеги)

Индивидуальность – основа имиджа. Вспомним актеров: Леонов – добряк, Абдулов – красавчик, Мордюкова – простая баба, Ахеджакова – растяпа.

Индивидуальность оратора повышает внушаемость. Все выдающиеся ораторы были индивидуальностями. Запоминается личность, а вместе с личностью – ее идеи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: