Темперамент, характер, способности в профессиональной деятельности врача

Богатство индивидуальности и разнообразие личностных особенностей обусловливают многообразие взаимоотношений между больным и врачом. Личностные качества пациента и врача могут способствовать их взаимопониманию, а в случае аномальных отклонений становиться существенным тормозом в налаживании и закреплении отношений врач—больной. Знание особенностей личности больного и его родственников позволяет правильно построить беседу и отношения с ними, определить характер внутренней картины болезни, спланировать психотерапевтическую

тактику.

Большинство людей склонно идеализировать собственную личность, приукрашивать свои поступки, а у психопатов критика к своему поведению часто не достаточна. В клинической практике оценка характера и личности больного проводится на основании наблюдения за его поведением, высказываниями, самооценкой, а также сведениями, полученными от родственников, медицинского персонала, соседей по палате и др. Поэтому врач должен не только теоретически (изучая специальную литературу), но и практически, в повседневном общении с больным, постоянно изучать его характер и личность, уметь подмечать те особенности индивидуальности, которые обеспечат максимальное проникновение в мир его болезненных переживаний, что позволит оказать своевременную и, по возможности, более совершенную помощь страдающему человеку. В то же время нужно не менее тонко подмечать сохранные, здоровые установки личности и разумно использовать их для коррекции аномальных проявлений.

Знание особенностей собственных темперамента, характера и личности поможет студентам и врачам строить отношения с пациентами, коллегами и медицинским персоналом. Умение контролировать свои эмоции и высказывания, занятия самовоспитанием являются важными составляющими профессионализма врача, успешности его лечебно-диагностической работы, гармоничности отношений с пациентами и коллегами.

Результатом расширяющихся и углубляющихся сведений в современной медицине явилось повышенное значение специализации, создание особых ответвлений медицины, направленных на определенные группы заболеваний в зависимости от локализации, этиологии и способов лечения.

Однако специализация несет с собой опасность суженного, «трубочного», или, иначе говоря, мозаичного взгляда врача на больного, медицинская психология и теория высшей нервной деятельности могут помочь выровнять эти отрицательные стороны специализации благодаря своему общему синтетическому пониманию личности больного и его организма в связи с окружающей средой. Квалификация является только инструментом, больший или меньший эффект применения которого, зависит от других сторон личности врача. Это вытекает из определения доверия больного к врачу, данного Гладким: «Доверие к врачу - это динамическое положительное отношение больного к врачу, выражающее предыдущим опытом, обусловленное ожиданием, что врач имеет способности, средства и желание помочь больному наилучшим образом».

Для проявления доверия имеет значение также и первое впечатление, возникающее у больного при встрече с врачом, его актуальная мимика, жестикуляция, тон голоса, выражения, вытекающие из предыдущей ситуации и не предназначенные для больного, а также внешний вид: если больной видит врача неопрятного, не выспавшегося по каким-либо не относящимся к работе причинам, то он теряет веру, считая что человек, не способный заботиться о себе, не может заботиться и о других, и быть надежным в своей работе) Различные отклонения в поведении и во внешнем виде больные скорее склонны извинить тем медицинским работникам, которых они уже знают и к которым испытывают доверие.

Медицинский работник приобретает доверие больных в том случае,

если он как личность гармоничен, спокоен и уверен, но не надменен, его манера поведения - быстрая, настойчивая и решительная, сопровождающаяся человеческим участием и деликатностью. Особые требования к больному предъявляет необходимость быть терпеливым и владеть собой. Он должен всегда предусмотреть различные возможности развития заболевания и не считать неблагодарностью, неохотой или даже личным оскорблением со стороны больного, если его состояние не улучшается. Нелегко соединить в работе врача в правильной и действенной мере необходимую заботливость и рассудительность с требуемой решительностью, хладнокровием, оптимизмом, с критическим отношением и скромностью. Бывают ситуации, когда уместнее проявить чувство юмора без тени иронии и цинизма.

Развитие положительных взаимоотношений врача к больному могут осложнять также и некоторые неблагоприятные черты темперамента врача (невыдержанные проявления с избытком эмоциональности, например, гнева, или замкнутость со слабыми эмоциональными реакциями и замедленность}, в действительности главной основой этих отношений являются свойства характера личности врача.

В общем можно сказать, что больной теряет доверие, а медицинский работник теряет авторитет в том случае, если у больного создается впечатление, что медицинский работник является тем, что называют «плохой человек», такое впечатление может возникнуть из различных наблюдений. например, больной слышит, как медицинский работник говорит о своих коллегах, видит, как он надменно относится к подчиненным

и заискивает перед начальством, замечает, как он берет в свое пользование что-нибудь из казенного инвентаря или пищу, предназначенную для больных, наблюдает в нем проявления тщеславия, недоступности критике, болтливости, злорадства. Тщеславность проявляется например, в том, что врач не просит о консультации более опытного коллегу или преувеличивает больному тяжесть его заболевания, чтобы получить после выздоровления больного большое признание и восхищение. Более серьезные личные недостатки медицинского работника могут привести больного к предположению, что врач или медицинская сестра с такими качествами не будут добросовестными и надежными и при исполнении своих служебных обязанностей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: