Педагогический процесс как основная категория педагогики и предмет педагогической науки

Отрасли и разделы педагогики

Развиваясь, всякая наука обогащает свою теорию, наполняется новым содержанием. При этом осуществляется внутринаучная дифференциация важнейших исследовательских направлений, разделов, отраслей науки.

Широкий спектр педагогических знаний, разнообразие видов педагогической деятельности, связанной с воспитанием и обучением человека на различных этапах его жизни и в различной социальной и природной среде, объективно обусловливает дифференциацию педагогики по ее отраслям.

В настоящее время под общим понятием «педагогика» подразумевается целая система педагогических наук (отраслей педагогики). Ее составляют:

· общая педагогика — базовая научная дисциплина, исследующая основные закономерности воспитания и обучения, теорию педагогического процесса, необходимость, возможности и пути его осуществления;

· история педагогики и образования, изучающая эволюцию и современное состояние педагогических систем, педагогической теории и практики образования; развитие педагогических учений, идей о воспитании и обучении в различные исторические эпохи;

· дидактика — теория обучения, в основном изучающая содержание и технологии, методы преподавания и учения в учебных заведениях; частные (предметные) методики, исследующие закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах образовательных учреждений; теория воспитания, рассматривающая закономерности, принципы, методы, средства и формы воспитания;

· возрастная педагогика, исследующая особенности воспитания, обучения, образования человека на различных этапах его жизненного пути, внутри определенных возрастных групп. В частности, различают дошкольную педагогику, школьную педагогику, педагогику взрослых (андрагогика);

· педагогика профессионального образования (профессиональная педагогика) — изучает закономерности профессионального роста, содержание, формы и методы профессиональной подготовки в системе начального, среднего и высшего профессионального образования и включает педагогику профессионально - технического образования, педагогику среднего специального образования, педагогику высшей школы;

· отраслевая педагогика — изучает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретную трудовую, профессиональную сферу деятельности. Занимается проблемами повышения квалификации и переподготовки работников, приобретения новой профессии. В зависимости от профессиональной области различают производственную, инженерную, библиотечную, музейную, медицинскую, театральную, спортивную, военную педагогику;

· социальная педагогика — содержит теоретические и прикладные разработки в области социального воспитания, осуществляемого как собственно в воспитательных учреждениях, так и в различных организациях, для которых оно не является ведущей функцией; исследует воспитательные силы общества и способы их актуализации путем интеграции возможностей общественных, государственных и частных организаций;

· управление образованием — междисциплинарная область, в которой рассматриваются теория и практика управления системой образования, различными типами и видами образовательных учреждений, проблемы руководства педагогическим коллективом, управления инновационными процессами в образовании;

· специальная (коррекционная) педагогика, разрабатывающая теоретические основы, принципы, методы, формы и средства воспитания и образования человека, имеющего отклонения в физическом и/или умственном развитии, и включающая такие отрасли, как сурдопедагогика (воспитание и образование глухих и глухонемых), тифлопедагогика (образование и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (педагогические проблемы умственно отсталых), логопедия — воспитание и образование людей с расстройствами речи;

· исправительно-трудовая (пенитенциарная) педагогика — содержит теоретические обоснования и разработку практики перевоспитания лиц, находящихся в заключении за совершенные преступления;

· сравнительная (компаративистская) педагогика, рассматривающая закономерности функционирования и развития образовательных и воспитательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходств и различий.

В наиболее общем виде предметом педагогики является педагогический процесс как особый вид взаимодействия людей.

Педагогический процесс — специально организованное взаимодействие педагогов и учащихся (воспитанников) в целях решения задач образования, воспитания, обучения и развития личности. Он представляет собой цепочку отдельных педагогических взаимодействий.

Педагогические взаимодействия — это преднамеренные взаимные контакты педагога с другим человеком (длительные или временные), целью которых являются изменения в поведении, деятельности, сознании, психике, отношениях человека.

Понятие «педагогическое взаимодействие» обозначает самую существенную специфическую черту педагогической деятельности — ее двусторонний характер. При этом ученик (воспитанник) не просто присутствует в педагогическом процессе, он, как и педагог, является действующим, или еще точнее — взаимодействующим лицом, поскольку он активно отзывается на действия педагога, а тот строит дальнейшую работу с учетом отклика ученика (воспитанника) на эти действия.

В понятии «педагогическое взаимодействие» подчеркивается активный характер участия второй стороны (ученика, воспитанника) в процессе обучения (воспитания, образования) и наличие в этом процессе именно взаимодействия его участников, являющихся субъектами педагогического взаимодействия, педагогического (образовательного) процесса в целом. Указанный характер педагогического взаимодействия является ключевым в современном субъект-субъектном подходе к пониманию и построению педагогического процесса.

Взаимодействие субъектов педагогического процесса основной целью имеет присвоение учащимися, воспитанниками опыта, накопленного человечеством.

Основными компонентами педагогического процесса являются: субъекты, цели и задачи педагогического процесса; содержательная структура (процессы обучения, воспитания, развития и их содержание); организационная структура (формы, средства, технологии, методы).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: