Учебник как основное средство обучения

Основные и неосновные средства обучения

Компьютерные технологии в обучении русскому языку.

Технические средства обучения.

Пособия, дополняющие учебник, дидактические материалы, средства наглядности в обучении русскому языку.

Учебник как ведущее средство обучения.

ЛЕКЦИЯ № 3

Тема: СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

План:

1. Средства обучения русскому языку как методическая категория. Клас­сификация средств обучения русскому языку.

Средства обучения русскому языку – это пособия и материалы, с помощью которых учитель организует познава­тельно-практическую деятельность школьников и управляет ею, решая стоя­щие перед ним задачи.

Средства обучения делятся на основные и неосновные.

Основные СО: 1) школьный учебник; 2) учебные материалы, допол­няющие учебник (дидактические материалы к учебнику; сборники диктан­тов, изложений, раздаточный материал, тетради на печатной основе, словари, справочники и т.д.; 3) наглядные пособия различных типов.

Неосновные СО используются эпизодически, обслуживают не весь учебный процесс, а отдельные его стороны: диафильмы, диапозитивы, транс­паранты и др.

Ведущее средство обучения – школьный учебник – специальная кни­га, где изложены в системе знания по русскому языку с целью формирования лингвистической и коммуникативной компетенции школьников.

Функции учебника:

ü информационная (даются знания о языке);

ü систематизирующая (знания даются и формируются умения и навыки в определенной системе);

ü трансформационная (различного рода умения формируются в определен­ной последовательности);

ü воспитательная (обеспечивается качеством привлекаемого языкового ма­териала).

Особенностью современных учебников по русскому языку является рассмотрение фактов языка в трех аспектах: структура (формальная органи­зация), значение (семантика), функция (употребление в речи).

Описание единиц всех уровней языка и речи: текст, стили речи, нормы, предложение (высказывание), слово, словоформа, значимая часть слова, фо­нема (звук).

Модернизация современных учебников: знания основа формирования коммуникативных умений и навыков, потому главной дидактической единицей является связный текст. Особенность развития связной речи в совре­менных учебниках.

Формы предъявления информации в современных учебниках:

- индуктивный;

- дедуктивный (разъяснение сущности нескольких взаимосвязанных фактов, явлений, понятий;

- индуктивно-дедуктивный (первоначальное ознакомление с явлени­ем, дедуктивное изложение его сущности, обобщение и введение новых фак­тов, характерных для изучаемого явления).

Учебник – средство формирования умений и навыков:

- учебно-языковых (учебно-познавательных): найдите указанное явление, охарактеризуйте его признаки; разберите по плану предъявленную единицу языка;

- правописных умений и навыков (орфографических и пунктуационных);

- речевых (нормативных и коммуникативных): образуйте форму, уместную в разговорной речи; укажите (образуйте) форму, соответствующую нормам русского литературного языка; постройте конструкцию, уместную в офици­ально-деловом стиле речи; напишите связное высказывание на определенную тему в заданном стиле речи и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: