ТЕМА 5. Развивающие системы обучения

ПЛАН

1. Общая характеристика развивающего обучения.

2. Развивающая система обучения Л.В. Занкова в начальной школе.

3. Развивающая система обучения В.В. Давыдова в начальной школе.

4. Педагогика сотрудничества в развивающих системах обучения.

1. В последнее время в отечественной школе утвердилось понятие «развивающее обучение», основанное на идее советского психолога Л.С. Выгодского о том, что обучение должно вести за собой развитие, опираясь не только на созревшие функции ребенка, но и на те, которые еще только созревают.

Поскольку успешность решения ребенком задачи, проблемы зависит от того, в какой мере эта задача адекватна его развитию, Л.С. Выгодский выделил три зоны умственного развития личности: зону актуального развития, зону ближайшего развития, зону запредельного развития.

В зоне актуального развития находятся те задачи, которые ребенок уже умеет решать самостоятельно, в решении которых он приобрел навык. Обычно решение задач в зоне актуального развития не вызывает энтузиазма у детей, потому что в этих задачах нет новизны, а значит, и нет интереса. Это не означает, что не нужно решать задачи в зоне актуального развития. Этот вид обучения отводится для самостоятельной, внеаудиторной работы.

В зоне ближайшего развития находятся те задачи, которые ученик сможет решить, но не самостоятельно, а под руководством учителя на основе уже имеющихся знаний. Именно с помощью таких задач знания переводятся в систему мышления, при этом идет осознание того, что же учащийся знает, и формируется умение применять эти знания для решения задач нового типа.

В зоне запредельного развития лежат задачи, которые ученик не может принять к решению в силу своей неподготовленности к этому. Если учитель работает в этой зоне развития, его ожидает неудача: почувствовав свою неспособность, ученик откажется от решения задачи и потеряет веру в себя.

Чтобы у ученика был интерес к учению, учитель должен работать в зоне ближайшего развития, на самостоятельную работу выносить задачи, лежащие в зоне актуального развития, никогда не работать в зоне запредельного развития.

Данная модель послужила ядром для создания двух концепций развивающего обучения в конце 50-х годов XX в. Одна концепция разработана под руководством Л.В. Занкова, другая – Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова.

2. Дидактическая система обучения Л.В. Занкова дает простор общему развитию ребенка, т.е. развивает в гармонии ум, чувства и волю. Общее развитие ребенка обеспечивается на основе реализации следующих принципов обучения:

1) постоянная работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых;

2) осознание учеником смысла учения;

3) ведущая роль теоретических знаний;

4) обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности для каждого ученика;

5) прохождение материала в быстром темпе, но без спешки.

Содержание образования разработано таким образом, чтобы у учеников сформировать общую картину мира. Поэтому с первого класса изучается естествознание, со второго – география, с третьего – история. Особое внимание уделяется ИЗО, музыке, чтению подлинно художественных произведений, труду в его этическом и эстетическом значении.

Учебный материал во всех учебниках представлен в таких формах, которые предполагают самостоятельную деятельность учащихся по открытию и усвоению новых знаний. Особое значение имеет организация учебного материала в различных формах сравнения, в том числе и для постановки проблемных задач. Учебники обеспечивают регулярность подобных заданий с учетом нарастания сложности характера учебного материала.

В структуре содержания учебников отражаются следующие этапы организации учебного процесса:

Первый этап – система заданий поискового характера, ведущая к раскрытию определенной единицы усвоения – понятия, правила, действия.

Второй этап – сличение результатов самостоятельной работы с вводимыми в учебниках определениями, правилами, описаниями действий.

Третий этап – применение усваиваемых знаний в разнообразных условиях во взаимосвязи с ранее изученным.

Краткая характеристика учебных предметов в вышеописанной системе обучения позволит уяснить особенности их преподавания.

Русский язык. Русский язык изучается в единстве двух форм его существования: как система русского языка и как повседневная речевая деятельность. Основной метод познания – исследование соответствия избранных языковых средств данной речевой ситуации (в устной или письменной форме).

Литературное чтение. Особенностью четырехлетнего курса является то, что широкая картина мира литературы разворачивается перед школьниками последовательно: в первом классе литература рассматривается как искусство слова, во втором классе – еще и как один из видов искусства в контексте других его видов, таких, как живопись и музыка; в третьем и четвертом классах литература раскрывается перед школьниками еще и как явление художественной культуры.

Основной обучающий прием, с помощью которого школьники учатся постигать специфику художественного слова, – это сравнение (научного текста и художественного, авторского произведения и фольклорного, поэтического и прозаического и т.д.). Последовательно наращивается зона сравнительного анализа текстов, в которую со 2-го класса включаются не только литературные, но и живописные произведения. Учебники 3-го и 4-го классов отличает особое структурное построение, помогающее школьнику освоить методику собственно литературного чтения: школьник, читая литературный текст, вынужден обращаться за дополнительной информацией к разным рубрикам учебника (к «Комментариям», «Консультантам», «Исторической справке», «Ленте времени», «Картинной галерее»), выходить за рамки учебника, обращаясь к словарям и полным литературным текстам в хрестоматии.

Математика. В курс математики включены не только все основные вопросы базового содержания, но и вопросы, расширяющие его. Например, изучая натуральный ряд чисел в пределах миллиона, школьники открывают для себя закономерность последовательности их расположения на числовом луче, знакомятся с понятием «множество», для которого натуральные числа являются подмножествами (целые неотрицательные, дробные, целые, положительные и отрицательные числа), и приемом сравнения натуральных чисел с разным и одинаковым числом знаков и пр.

Окружающий мир. Главное назначение интегрированного курса «Мы и окружающий мир» – формирование у школьников целостной картины мира. В курсе раскрываются объективно существующие связи между природой и общественно-культурной жизнью человечества в их историческом развитии. Цепь складывающихся здесь взаимосвязей прослеживается во всех классах. Особенностью курса является его подчинение логике развития жизни на Земле. Первоначальные сведения о неживой природе служат базой для понимания процессов, происходящих на Земле, в результате которых возникла жизнь и живая природа. В свою очередь, знания о живой и неживой природе, т.е. о природных особенностях окружающей человека среды, позволяют осознать закономерности развития истории человечества.

Комплект учебников по системе Л.В. Занкова отразим в таблице.

1 класс
Авторы Название учебного пособия Издательство
1. Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Азбука Федоров
1а. Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Тетрадь к «Азбуке». Ч. 1,2,3. Федоров
1б. Андрианова Т.М., Остроумова А.В., Андрианова И.Л. Тетрадь по письму. Ч. 1,2,3,4. Федоров
2. Полякова А.В. Русский язык. Просвещение
3. Свиридова В.Ю. Литературное чтение. Федоров
4. Аргинская И.И. и др. Математика. Учебник-тетрадь. Федоров
5. Дмитриева Н.Я. и др. Мы и окружающий мир. Учебник-тетрадь. Ч.1,2. Федоров
6. Цирулик Н.А. Умные руки. Учебник по трудовому воспитанию. Федоров
2 класс
Авторы Название учебного пособия Издательство
1. Полякова А.В. Русский язык. Просвещение
2. Чуракова Н.А., Свиридова В.Ю. Литературное чтение. Ч. 1,2. Федоров
3. Аргинская И.И.. Ивановская Е.И. Математика. Федоров
3а. Бененсон Е.П. и др. Математика. Рабочая тетрадь. Ч. 1,2,3,4. Федоров
4. Дмитриева Н.Я. и др. Мы и окружающий мир. Федоров
5. Цирулик Н.А., Преснякова Т.Н. Уроки творчества. Федоров

Особенности методики в системе Л.В. Занкова состоят в том, что методы обучения носят проблемный характер. Урок в системе Л.В. Занкова подчинен не традиционной цели – проверке знаний, а вся методическая система урока направлена на проявление познавательной активности учащихся, для чего используются разнообразные задания, позволяющие раскрыть жизненный опыт учащихся, стимулировать всех учащихся к собственным высказываниям, к нахождению своих способов решения задачи.

Приведем для примера урок русского языка, разработанный учителем средней школы № 3 г. Балашова Саратовской области О.В. Наумовой.

Тема урока: «Текст – что это такое?»

Задачи: сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков; использовать компьютерные программы с целью активного вовлечения учеников в учебную деятельность, дифференциацию и индивидуализацию обучения; проконтролировать знания детей с помощью текста.

Оборудование.

1. Строки из стихотворения А.С. Пушкина на плакате.

2. Магнитофон с записью музыки П.И. Чайковского.

3. Набор слов: «Логическая цепочка», «Однокоренные слова».

4. Иллюстрация – цветок «Яркие признаки текста».

5. Алфавит с нумерацией букв.

6. Два компьютера с компьютерными программами.

7. Раздаточный материал (текст «Никита – охотник»).

8. Учебник по русскому языку А.В. Поляковой, 2 класс (1-4).

Ход урока.

I. «Вхождение» в тему урока.

- Закройте, дети, глазки, послушайте музыку, настройтесь на работу. (Звучит музыка П.И. Чайковского). Откройте глазки и посмотрите на меня и послушайте стихи А.С. Пушкина. (Учитель читает стихи, написанные на плакате. На доске портрет поэта).

О, скол ь ко нам открытий чу дных

Готовит просвещен ь я дух,

И опыт – сын о ши бок трудных,

И гений – парадоксов дру г.

Как вы считаете, почему мы начали урок с этих слов? (Я думаю, нам предстоит сделать какие-то открытия. Я уверен, что мы сегодня узнаем что-то новое).

Исследуйте это предложение и объясните орфограммы. (Чу – пиши с гласной у. Ши – пиши с гласной и. Ь – показатель мягкости. Разделительный ь. Имена, отчества и фамилии людей пишутся с большой буквы).

Дети называют слова с изученными орфограммами, а учитель подчеркивает их.

- Значение каких слов вам непонятны? (Просвещенья, парадоксов, гений).

Обратимся к «Толковому словарю» В.И. Даля и разберем значения этих слов.

Учитель читает по словарю слова:

гений – человек, обладающий высшей степенью одаренности, таланта;

парадокс (греч. «неожиданный, странный») – мнение, суждение, противоречащее здравому смыслу;

просвещенье – распространение знаний, образование.

- Теперь я понял, что нас могут ждать и неожиданности, и чудеса на уроке, – отвечает ученик.

- Да, не только открытия, но и чудеса. Подберите и запишите однокоренные слова к слову чудный. Обозначьте корень. (Все работают в тетради по русскому языку, а один ученик у доски выбирает однокоренные слова из группы слов и выставляет их на наборное полотно).

- Проверьте у доски слова: чудный, чудо, чудак, чудить. (Дети проверяют).

- Подберите синонимы (сходные по значению слова) к слову чудный. (Прекрасный, красивый, великолепный).

- Подберите антонимы (противоположные по значению слова) к слову чудный. (Некрасивый, плохой, неинтересный).

- Восстановите перепутанную логическую цепочку слов. (Учитель дает набор слов: предложения, слоги, звуки, слова).

Ученик у доски восстанавливает цепочку: звуки → слоги → слова → предложения. Все следят за правильностью выполнения, исправляя ошибки.

- Докажите на примере прочитанного предложения правильность цепочки, – продолжает учитель.

В этой цепочке не хватает одного слова. Отгадайте, какого слова не хватает? Это слово написано цифрами (20,6,12,9,20). Вспомните алфавит, чтобы выполнить правильно задание.

- Текст, – отвечают ученики. (Учитель выставляет это слово).

- Как вы думаете, почему слово текст выделено красным цветом?

- Я думаю – это тема нашего урока, – сообщает ученик.

II. Раскрытие темы урока.

1) Главный вопрос урока.

- Прочитайте главный вопрос урока (на доске). (Текст – что это такое?)

- На этот вопрос мы постараемся ответить вместе. Как вы думаете, можно ли назвать текстом стихи А.С. Пушкина? (Да. Я тоже думаю, что эти стихи можно назвать текстом).

- Приведите доказательства. (Можно выделить основную мысль. Основная мысль этого текста – говорится об открытиях).

2) Работа со схемой-рисунком «Яркие признаки текста».

На доске цветок с разноцветными лепестками.

- Назовите яркие признаки текста. (Заголовок, начало, основная часть, концовка, ключевые (опорные) слова, абзац, тема. Основная мысль).

Учитель срывает разноцветные лепестки, и получается схема-рисунок.

- Объясните каждый признак. (Тема – это то, о чем или о ком говорится в тексте. Основная мысль – самое важное, главное, о чем говорит нам текст. Заголовок – заглавие, название. Начало, основная часть, концовка – структура текста. Красная строка. С красной строки пишут не любую часть текста, а ту, в которой содержится новая мысль. Ключевые (опорные) слова – слова, по которым можно понять основную мысль текста).

Понять основную мысль текста – это как бы найти волшебный ключик к тексту, и текст откроется нам, поделится с нами своими мыслями, чувствами. Какой признак должен быть обязательно в тексте? (Тема. Основная мысль).

3) Работа с деформированным текстом.

На доске справа – деформированный текст, слева (закрыт) – правильный текст.

٭ Обезьяна несла Выскочила одна

две полные горсти горошина.

гороху. Обезьяна несла две

٭٭ Выскочила одна полные горсти гороху.

горошина. Она бросилась поднимать

Обезьяна хотела и просыпала все.

поднять ее и просы- Обезьяна хотела

пала 20 горошинок. поднять ее и просыпала

Она бросилась 20 горошинок.

поднимать и просы- Тогда она рассердилась

пала все. и разбросала весь

*** … горох.

- Теперь применим теоретические знания на практике. Прочитайте предложения (справа) на доске (открывается деформированный текст).

Ученик читает.

- Можно ли назвать это текстом? Докажите. (Я ничего не понял. Нельзя понять основную мысль. Я думаю, что это нельзя назвать текстом).

Восстановите перепутанную логическую цепочку предложений. Два ученика будут выполнять это задание на компьютерах, а вы вместе со мной. Ваши предложения.

Дети под руководством учителя определяют порядок предложений, а учитель ставит номера предложений на доске.

- Посмотрите на эти предложения. (Открывается текст слева). Что вы заметили? (Это текст. Я тоже думаю, что это текст, но у него нет концовки. А я заметил, что у текста нет заглавия).

- Придумайте заглавие. (Обезьяна. Обезьяна и горох. Случай с обезьяной).

- Придумайте концовку. (Можно взять из текста справа. А я свою придумал: «Ей стало весело, и обезьяна стала играть горошинами»).

- Докажите, что это текст. (В этом тексте есть все признаки текста, я назову их).

- Объясните орфограммы в словах.

- Проверим, какой получился текст у учеников, работающих на компьютерах. (За правильно выполненную программу компьютер оценил их ответы оценками «4» и «5»).

- Кто сможет ответить на главный вопрос урока? (Текст – это группа предложений, объединенных темой, основной мыслью. Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу).

- Предлагаю вам задание на выбор.

Первый вариант. Выберите из текста и запишите предложение из 6-ти слов, разберите их по частям речи, подчеркните главные члены.

Второй вариант. Выберите из текста и запишите предложения из 3-х слов, разберите их по частям речи, подчеркните главные члены.

Приступайте к работе. Два ученика работают у доски. (Обезьяна несла две полные горсти гороху. Выскочила одна горошина).

Проверка.

4) Минута отдыха.

- Хотите удивиться и отдохнуть? (Да!)

Дети встают, учитель показывает рисунок удивительного существа, которое состоит из частей разных животных; ученики называют и изображают их: корова, утка, кенгуру, олень, лошадь, петух, павлин и др.

5) Корректировка текста. Введение понятия о том, что предложения в тексте имеют границы и определенную последовательность.

- Перед вами на листочках текст. Прочитайте его.

Никита-охотник.

Есть у Никиты деревянный тигр еще есть крокодил резиновый и слон запрятал Никита тигра под кровать, а слона с крокодилом под стол сейчас он на них охотиться будет. (По Е. Чарушину).

- Легко ли было читать текст? (Не легко. Очень трудно. Ничего не понятно).

- Почему? (Нет знаков препинания. Нет границ предложений).

- Граница – линия раздела между территориями, в нашем случае между предложениями. Знаки препинания человек придумал в 15 веке после изобретения книгопечатания. Великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов высказал мысль о том, что ставить их нужно по смыслу, как диктует текст. «Знаки препинания ставятся по силе разума!» – сказал он.

Представьте себе, что вы – корректоры. Возьмите в руки карандаш. Определите границы предложений, поставьте знаки препинания, напишите заглавные буквы, где это необходимо. (Самостоятельная работа учеников).

- Проверьте друг друга. Сколько получилось предложений? (Четыре предложения).

- Прочитайте текст. Докажите, что это текст. («Есть у Никиты деревянный тигр. Еще есть крокодил резиновый и слон. Запрятал Никита тигра под кровать, а слона с крокодилом под стол. Сейчас он на них охотиться будет». Это текст, так как можно выделить тему и основную мысль).

- Сделайте вывод. (Предложения в тексте имеют границы. Они расположены в определенной последовательности).

- Выпишите из текста имена существительные в два столбика. По какому признаку вы бы их разделили? (Два ученика работают у доски).

Ученики:

1. Одушевленные Неодушевленные

тигр кровать

крокодил стол

слон

2. Игрушки Мебель

тигр кровать

крокодил стол

слон

III. Проверка усвоения темы.

Тест «Верные и неверные высказывания».

Два ученика выполняют это задание на компьютерах, остальные работают с учителем. Учитель читает вопрос, а ученики на пальцах показывают ответ: знак «+» – верное высказывание, знак «-» – неверное высказывание.

Учитель проверяет работу учеников на компьютерах. Им выставлены компьютером оценки: «Молодец!» (без ошибок), «Хорошо» (одна ошибка).

Учитель Ученики
1. Текст состоит из предложений 2. К тексту нельзя придумать заглавие 3. Все предложения в тексте имеют границы 4. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности 5. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится 6. Текст можно разделить на части 7. Каждая часть текста записывается с красной строки + - + - + + +

IV. Работа по учебнику «Русский язык» А.В. Поляковой, 2 класс (1-4).

- Рассмотрите задание №191 на странице 83. О чем хотите спросить у меня или у детей? (Я хочу спросить у класса, является ли стихотворение, написанное здесь, текстом?)

- Прочитайте стихотворение и докажите, что это текст.

Гордился рыжий Львенок,

Гордился рыжий Львенок

Своей пушистой кисточкой

На кончике хвоста.

Наверно, я художник,

Конечно, я художник,

Раз у меня есть кисточка

На кончике хвоста.

(Г. Сапгир).

V. Итог.

- Какие открытия на уроке вы для себя сделали?

Ответы детей:

- Мне интересно было отгадать по цифрам слово «текст».

- Я узнал, что каждое предложение имеет границы.

- Я запомнил признаки текста.

- Я обрадовался, когда меня попросили работать на компьютере.

VI. Домашнее задание (по выбору): дописать концовку к тексту «Никита-охотник»; придумать и записать свой текст на любую тему.

Вышеописанный урок опубликован в журнале «Начальная школа» (2002, № 12).

Особые изменения претерпели уроки чтения. На этих уроках формируется духовный мир детей.

Для примера приведем беседу по рассказу В. Осеевой «Волшебное слово».

У. Какие же это слова – волшебные?

Лена М. «Спасибо», «пожалуйста».

У. Почему же они «волшебные»?

Саша Р. Если эти слова человек произносит, значит, он вежливый.

У. Этого достаточно? Такого человека можно назвать настоящим вежливым человеком?

Митя С. А если старичок в помощи нуждается? Можно сказать вежливо «Здравствуйте!», а не помочь? Это будет вежливость только на словах. На деле надо помогать!

Ира Р. Надо уступать место старшим.

У. Надо всегда быть вежливым, а не только на показ для учительницы и товарищей. А у нас есть в классе такие ребята, которые в классе вежливы, а дома грубят?

Саша Р. А есть такие, которые готовы целовать пятки другим: это не вежливость, это подхалимы…

У. Есть поступки, которые совершают напоказ. Человек подает стул старшему, а сам смотрит, похвалят ли его. А есть такие поступки, когда человек не думает о себе, а только о других. Вот это настоящие хорошие поступки. (Учительница, не называя фамилии, рассказывает о благородном поступке одного из учеников класса, который потихоньку сделал хорошее).

Романовская З.И. рассказывает в своих публикациях о проведенных ею уроках чтения. Опишем один из ее уроков.

Дети читают текст «Когда березке зябко» (М. Пришвин).

Дети вдумываются, вчитываются в текст. Учитель поощряет молчание детей, говоря:

- Хорошо, что вы, ребята, думаете, хорошо, что не торопитесь что-то сказать. Прочитаете и поделитесь, о чем вы думали, когда читали этот рассказ.

- Мне жалко стало березку, – высказывает малыш свое наблюдение.

- Березкам так холодно, что, мне кажется, они дрожат, – замечает другой.

- Березки как будто жмутся друг к другу, – вносит образное добавление третий.

Дети сами пришли к образному пониманию текста, учитель вызвал у учащихся чувства сопереживания к бедной озябшей березке. Теперь на этом эмоциональном фоне учитель продвигает учащихся к художественному обобщению.

- Какой момент в природе уловил и запечатлел М. Пришвин? – спрашивает учитель.

- Ради чего написал он этот рассказ, только ли ради того, чтобы сказать, что березкам холодно?

Дети думают. Сначала отдельные ученики, а потом все уткнулись в текст.

- Подумайте, ради чего писатель взялся за перо?

Сколько догадок, своих мыслей высказывают дети!

Я слежу за их мыслью, но стараюсь выражать и свою мысль.

- Пришвин описал начало зимы.

- Нет, он описал конец осени.

- А я думаю, что он уловил такой момент, когда уже осень кончилась, а зима еще не наступила.

- Как тонко и верно подметил Максим! – радуюсь я вслух.

- Березки ждут зиму. А она еще не наступила.

- Не только березки ждут зиму, вся природа ее ждет.

- Природа ждет зиму, как верно почувствовала это Лена, но откуда это видно и как она ждет? – спрашиваю ребят.

- Вся природа ждет зиму и волнуется.

Мне радостно это открытие ребенка, и я говорю:

- А в самом деле, как точно сказал Саша, – природа не просто ждет, а волнуется перед приходом зимы. Волнение это заметно во всем.

Теперь дети подхватывают эту мысль, вычитывая из текста:

- Всю ночь бушевал ветер.

- Вода капала.

- То солнце выглянет, то сомкнутся тучи и тряхнет крупой, как из мешка…

- Быстро мчатся облака.

- И так зябко было березкам, и так они качаются.

Мы сравниваем слово «зябко» с другими словами: «холодно», «замерзают». Я прошу детей вдуматься в эти слова и определить, какое из них наиболее точно подходит в рассказе.

- Холодно не очень точно, – говорит Володя.

- Можно радоваться и холоду. А здесь березкам плохо от холода. Когда читаешь слово «зябко», то самому становится холодно, – добавляет Коля.

- Пришвину жаль березок, что они озябли, – снова вступает в разговор Лена.

Домашнее задание: нарисовать картинку к рассказу.

Такая методика не отучает детей от чтения, дети полюбят книгу.

А как в практике работы многих учителей проводится данный урок? Ставится вопрос: «Почему березкам зябко? Как образуется крупа?» Заменить слово «зябко» на «холодно». Обычно читают, отвечают на вопросы, объясняют непонятные слова, пересказывают прочитанное, ¾ урока дети упражняются в чтении, а душа ребенка спит.

Будет ли такой урок воспитывать в детях лучшие нравственные качества, заденет ли он чувства? Нет, на таких уроках задействован ум, а чувства спят. А если они спят, то мы научим детей рассуждать о честности, доброте, трудолюбии, но не воспитаем саму честность, доброту, трудолюбие, ибо не побудили ученика к воспитанию этих качеств.

Как проводить уроки чтения, чтобы они и нравственно, и эстетически развивали учащихся, можно ознакомиться, прочитав книгу «Содружество ученого и учителя».

Труднее всего учителю в этой системе обучения удается организация совместной деятельности. Учителю необходимо сформировать умение вслушиваться в суждения детей, а не ориентироваться на свой запрограммированный вариант ответа. Затруднения у учителя вызывает постановка проблемных вопросов. Характер вопросов в занковской системе обучения такой, чтобы пробудить самостоятельную мысль учеников. В этом процессе правомерны неверные ответы, так как ребенок мыслит, а не воспроизводит заученное.

Урок в занковской системе обучения строится на основе диалога, для чего учитель должен научиться подхватывать нужную мысль ученика, вести учащихся в их поиске, уметь становиться на место ученика.

Поэтому учителю, работающему в традиционной системе обучения, сложно перейти к занковской системе обучения. В традиционной системе обучения учитель торопится дать образец в процессе столкновения ученика с трудностями, в развивающей системе ученикам предоставляется возможность самим преодолевать затруднения, подвергать сомнению не только высказывания своих товарищей, но и учителя. От такой напряженной работы дети испытывают удовлетворение. Создание интеллектуальной атмосферы поиска вызывает у учителя затруднение.

Отслеживание результатов учебного процесса в занковской системе обучения происходит по таким показателям:

- наблюдательность;

- отвлеченное мышление (анализ, синтез, абстрагирование, обобщение);

- практические действия – умение создать материальный объект.

В зависимости от результатов, полученных на основе отслеживания, проектируется индивидуальный подход к учащимся. В работе «Индивидуальные варианты развития младших школьников». Л.В. Занков пишет об этом подходе как о величайшем стимуле ребенка к учению: «У детей при таком подходе возникало полное удовлетворение от учебной деятельности. это удовлетворение оказывалось более эффективным стимулом к учению, чем внешние меры или поощрения с помощью отметок».

3. Давыдовская система обучения направлена на развитие теоретического мышления у учащихся. Наиболее общие понятия науки в этой системе обучения усваиваются с помощью содержательного обобщения. Содержательное обобщение осуществляется путем анализа некоторого целого, чтобы открыть генетически исходное, всеобщее отношение. Использование содержательного обобщения как понятия высокого уровня для последующего выведения других, более частных абстракций позволяет осуществить ведущий принцип давыдовской системы обучения – восхождение от абстрактного к конкретному в процессе решения учебной задачи. Учебная задача решается путем выполнения определенных действий:

- принятие от учителя или самостоятельная постановка учебной задачи;

- преобразование условий задачи с целью обнаружения всеобщего отношения изучаемого объекта;

- моделирование выделенного отношения в предметной, графической и буквенной формах;

- преобразование модели отношения для изучения его свойств в «чистом виде»;

-построение системы частных задач, решаемых общим способом;

- контроль за выполнением предыдущих действий;

- оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.

Большую роль играет моделирование в предметной, графической или знаковой форме способа решения задачи. Учебной моделью можно назвать такое изображение, которое фиксирует всеобщее отношение некоторого целостного объекта и обеспечивает его дальнейший анализ.

Опираясь на всеобщее отношение, учащиеся строят систему частных задач, решаемых общим способом, и выводят многообразные частные особенности данной учебной задачи.

Решение учебной задачи происходит в диалоге. Учитель – равноправный участник диалога. В диалоге «учитель-ученик» соблюдается принцип постепенно убывающей помощи и увеличения доли самостоятельной деятельности ученика.

Раскроем путь решения учебной задачи в давыдовской системе обучения на примере.

Теме урока: «Сложение и части».

У. К нам на урок пришли гномики. Они очень расстроены. В гномьей библиотеке случилась беда: мыши обгрызли края книг. Гномики совсем не выдают книги для чтения, пока они их не отремонтируют. Гномы принесли много полосок бумаги, а как с ними разобраться не знают. Мы им поможем?

Д. Да. Да.

У. У вас на столе лежат веревочки. Длинная равна длине книги, а коротка – ширине. Подберите из лежащих на столе полосок подходящие к размерам книги. Мы их потом сложим и отправим в библиотеку. А чтобы гномы в дальнейшем могли обойтись без нас, результаты работы запишите виде схемы и формулы. По этим записям гномы продолжат работу сами. (Далее работа продолжает в группах. По окончании один представитель от группы рассказывает у доски о результатах работы).

1 группа. Ширину мы сделали вот из этой полоски. Она чуть больше, чем веревочка.

Ш

А К Ш = А-К

А длина у нас целой не получилась, она из кусочков.

У. Есть вопросы?

Д. ……

У. А как это записать формулой или схемой?

Д. ……

2 группа. Мы ширину нашли так же, а длину собрали из кусочков. Первая схема у нас такая же, а вторая –

А как показать, что они все вместе?

У. Давайте вместе подумаем.

(Дети предлагают обвести в кружок, поставить скобку и т.д.).

С тем как найти ширину, все группы справились легко. Давайте вместе подумаем, как на схеме показать длину. Посмотрите на гномиков, если мы не поможем, то они никогда не смогут читать свои книжки.

У. Посмотрите внимательно на длину и скажите, как вы ее получили.

Д. Из кусочков.

Д. Тут по другому никак нельзя.

Д. Мы ее из кусочков сложили по веревочке.

У. Еще раз повтори, что ты сказала. А вы все внимательно послушайте.

Д. Мы ее из кусочков сложили по веревочке.

У. Какое математическое действие мы сделали с этими кусочками?

Д. Мы сложили.

У. Давайте подумаем, как это отразить в схеме и записать формулой.

Ученик чертит схему:

У. Молодец. Давай теперь дужкой покажем, что у нас получилась целая длина.

Д

Эти кусочки на математическом языке называются частями, а это – целое.

(Учитель прикрепляет к доске таблички с новыми словами-терминами [части] [целое]).

Кто запишет формулой то, как нашли длину.

Д. Сложили части: а+в+б = Д

У. Молодцы! Так как же мы получили целое?

Д. Сложили части.

У. Есть еще способы записи этой операции. Об одной вы уже догадались сами. Но есть еще и такая. (Учитель показывает схемы).

Д

Д

а б в

(Дети записывают схемы в тетрадь, после чего учитель еще раз показывая на все три схемы уточняет, что они обозначают одно и то же действие сложения частей.)

У. Ребята, все части, из которых состоит длина, сложите в конверт. А после уроков все конвертики отправим в гномью библиотеку. Мы очень помогли гномикам. Видите, у них даже настроение поднялось.

Скажите, а только ли гномики получили пользу от сегодняшнего занятия?

Д. И мы.

У. А нам какая польза?

Д. Интересно было.

У. Только интересно? А нового мы ничего не узнали?

Д. Узнали целое и части.

У. А еще… (показывает на схемы).

Д. Новые схемы узнали.

У. А что показывают новые схемы?

Д. Как сложить части.

Д. Целое получить.

У. Верно эти все схемы показывают, как с помощью сложения можно получить из частей целое. Вы хорошо поработали. Спасибо. Откройте учебники на стр. 25 № 60.

(Дети упражняются в составлении целого из частей).

Итог. Что было новым на этом уроке?

Д. Новые схемы, новые формулы.

Д. Узнали целое и части.

У. А как найти целое?

Д. Части сложить.

Содержание образования в давыдовской системе обучения

На начальной ступени изучения какого-либо фундаментального понятия вводится, общее абстрактное представление об этом понятии, в дальнейшем обучении оно обогащается и конкретизируется частными фактами и знаниями, служит для учащихся ориентиром для всего процесса изучения данного понятия, оно помогает осмыслить все вводимые в дальнейшем частные понятия с точки зрения уже имеющегося общего представления.

Раскроем фундаментальные понятия в различных учебных предметах.

Русский язык

Базовое общее понятие в русской орфографии — фонема. Это понятие является общим способом выделения и написания всех орфограмм, усваиваемых в начальной школе.

В начальной традиционной школе навыки правописания формируются практическим путем и не опираются на теоретические знания. И поэтому, когда в 5 классе изучают русский язык как теоретическую дисциплину, которая должна ввести в лингвистику и дать широкую ориентировку в языке и его законах, ученики начальных классов испытывают затруднения в этом новом способе изучения языка.

Те краткие грамматические сведения, которые даются в начальной школе, не дают объяснения ученикам, почему так, а не иначе пишутся различные формы слов. Грамматические принципы, лежащие в основе правописания, не даются в традиционной начальной школе, а следовательно, не формируется теоретическое мышление, а развивается эмпирическое.

Эмпирическое мышление приводит к следующим ошибкам: учащиеся учитывают только вещественное значение сопоставляемых слов, в результате сторож и сторожка - это для учащихся не родственные слова, так как сторож - это человек, а сторожка - домик.

Дети плохо различают существительное, глагол, прилагательное, так как расходится житейский и грамматический смысл слов «предмет», «действие», «признак». В повседневной жизни «предмет» обозначает вещи, в грамматике предметность абстрактна. В традиционном обучении русскому языку у учащихся не формируется грамматическое значение понятий: «предмет», «действие», «признак». В этой системе обучения объектом внимания для детей является не сами слова, а слова, обозначающие наглядный предмет.

Концепция Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова построена на содержательном обобщении, которое является базой формирования теоретического мышления. Основой содержательного обобщения в изучении русского языка является морфема.

Математика

Основная задача курса состоит в том, чтобы привести учащихся к пониманию концепции действительного числа. Усвоение детьми основной идеи концепции должно начаться с овладения ими понятием величины и с изучения ее общих свойств. Этот подход к проблеме построения предмета по математике определил следующую систему его основных учебных задач:

1) введение детей в сферу отношений величин - формирование у них абстрактного понятия математической величины;

2) раскрытие детям кратного отношения величин как общей формы числа — формирование у них абстрактного понятия числа и понимания основной взаимосвязи между его компонентами (число производно от кратного отношения величин);

3) последовательное введение детей в область различных частных видов чисел (в область натуральных, дробных, отрицательных чисел) - формирование понятий об этих числах как одного из проявлений общего кратного отношения величин при определенных конкретных условиях;

4) раскрытие однозначности структуры математической операции (если известно значение двух элементов операции, то по ним можно однозначно определить значение третьего элемента) - формирование понимания взаимосвязи элементов основных арифметических действий.

Переход детей от изучения общих свойств величин к выделению ее частных видов, имеющих форму числа (натурального, позиционного, дробного, отрицательного и т.д.) - это главная линия построения всего изучения математики.

Программа по математике включает изучение элементов геометрии. Когда это возможно, геометрический материал связывается с изучением числа. В первом классе дети получают представление об углах (прямом и непрямом), прямоугольнике, квадрате. Во втором классе школьники знакомятся с видами треугольников, учатся делить окружность на равные части. Во втором-третьем классах большое внимание уделяется нахождению периметров фигур, а в третьем классе - их площадей. Кроме этого, решение геометрических задач, связанных с анализом положения и формы фигур, способствует развитию у детей элементарных пространственных представлений и умения рассуждать.

Важную роль при формировании математических понятий играют пространственно-графические модели, существенной особенностью которых являются объединения в них абстрактного смысла с предметной наглядностью. Говоря о наглядности, важно отметить, что в обучении она имеет специфическое содержание. В наглядных моделях отражаются существенные или внутренние отношения и связи объекта. При данной форме обучения абстрактный материал (в частности, буквенная символика) вводится в самом начале учебной работы. Так, буквенная символика служит средством фиксации какого-либо материала.

Позже осуществляется переход от общего к частному путем смены буквенной символики конкретно-числовой. При этом дети вначале выполняют развернутые формы фиксации перехода от конкретного к абстрактному, а затем учатся их свертывать.

После этого на первый план выступает действие контроля, функция которого состоит в выборе операций, необходимых для решения всего многообразия конкретно-частных задач.

Опишем опыт работы по моделям.

Модель А + В = В + А иллюстрирует переместительное свойство сложения: от перестановки слагаемых сумма не изменяется. Ознакомление с этим свойством происходит одновременно с введение понятия действия сложения, как объединения совокупности предметов в одно целое.

Урок начинается с игры «Покупка товаров в магазине», в процессе которой содержимое двух «мешков» объединяется в один «мешок».

Введение нового понятия происходит через предметное действие детей. Для этого у всех учащихся на столе имеются модели 3-х мешков (2 маленьких и 1 большой). Три треугольника и два квадрата. То же самое у учителя на доске. Диалог учителя с учениками.

- Положите в один маленький мешок три треугольника, а в другой два маленьких квадрата.

Работа детей и учителя происходит одновременно.

- Содержимое первого мешка высыпать в большой мешок, затем то же самое сделать со вторым.

- Выполненное действие называется сложением, а результат сложения (содержимое третьего мешка) суммой.

- Что значит сложить?

- Высыпать, положить вместе.

- Правильно, это значит объединить в целое.

- Чтобы это запомнить, давайте вернемся к началу наших действий с предметами.

- Мешочки, которые мы складывали, — это слагаемые. А - 3 тре­угольника и В —2 квадрата, а мешочек, в который складывали предметы, - С.

- В каком порядке мы складывали предметы?

- Сначала складывали три треугольника и два квадрата.

- Запишем: А + В = С.

- Давайте изменим порядок сложения, т.е. сначала положим квадраты, а затем треугольники.

- Как изменится запись?

-В+А=С

- Мы получили два равенства: А + В = С; В + А = С.

- Что заметили интересного?

- Результат сложения получается одинаковым независимо от порядка сложения.

- Мы сейчас сделали свое первое математическое открытие. В курсе математики оно называется переместительное свойство сложения. Читается так: от перестановки мест слагаемых сумма не изменяется.

Так модель помогла учащимся усвоить переместительное свой­ство сложения.

Естествознание

Основные понятия связаны с причинностью явлений в природе, их взаимосвязью, с пониманием мира как окружающей человека среды.

Предметы эстетического цикла

Их главная цель—развить художественное сознание детей (эстетические чувства, вкусы, оценки, переживания, идеалы). Различные виды искусства (поэзия, музыка, живопись) имеют как специфические средства выразительности, так и общие. Общность обучения различным видам искусства основывается на развитии воображения и фантазии.

В давыдовской системе обучения ученики в процессе овладения теоретическими знаниями осваивают способ учения.

Особенности усвоения способов действия

Всякий способ действия усваивается сначала при полной развернутости всех операций, входящих в состав действия и по возможности производимых материально, то есть так, чтобы за правильностью их выполнения можно было следить. На данном этапе не должно быть никакой спешки. Пока одна операция не выполнена точно в соответствии с правилом, нельзя переходить к другой. Нужно понимать, что способ действия усваивается тем лучше, чем полнее представлен состав входящих в него операций и чем тщательнее отрабатывается каждая из них. Развертывание всего состава операций, входящих в действие, важно еще и потому, что создает возможность действенного руководства и контроля.

Постепенно, шаг за шагом происходит сокращение состава производимых операций, они переводятся в умственный план ребенка. Когда процесс сокращен и свернут (после овладения им каждым учеником), можно переходить к проверке только правильности полученного результата. Учителю нужно иметь в виду, что если предварительно весь состав операций не был отработан, то нет никакой уверенности в том, правильно ли произвел ученик действие или пришел к верному результату случайно.

4. Сотрудничество учителя с учащимися имеет в развивающих системах обучения свои особенности.

Цели организации совместной работы детей следующие:

1) дать каждому ребенку эмоциональную и содержательную поддержку;

2) дать каждому ребенку утвердиться в себе;

3) развить такие умения учиться: умения контроля и самооценки, целеполагание и планирование;

4) обучение и воспитание; научить детей, как соглашаться, так и возражать, как помогать, так и просить помощи;

5) соединять детей в группы необходимо с учетом их личных склонностей: самому слабому ученику нужен не столько «сильный», сколько терпеливый и доброжелательный партнер. Упрямцу полезно помериться силами с упрямцем; самых развитых детей не стоит надолго прикреплять к «слабеньким», им нужен партнер равной силы; не стоит объединять детей с разным темпом работы; но надолго закреплять детей в одной и той же группе нельзя, так как дети должны научиться сотрудничать с разными партнерами; при оценке работы группы следует подчеркивать человеческие добродетели: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость, приветливость;

Противопоказания в формировании групп: недопустима пара из двух слабых учеников; если кто-то пожелал работать в одиночку, учитель разрешает ему пересесть; нельзя занимать совместной работой детей более 10-15 минут; нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы; нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.

Литература (основная):

1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.

2. Загвязинский В.И. Теория обучения. М.: Академия. 2006.

3. Занков Л.В. Беседы с учителями. М.: Просвещение, 1990.

Литература (дополнительная):

1. Кудина Г.Н. и др. Литература как предмет эстетического цикла. М., 1992.

2. Млочешек Л.И. Курс лекций по теории обучения. Учебное пособие. Таганрог. 2007.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: