Принципы земельного права

Сущность отрасли земельного права раскрывается в его принципах, характеризующих основные внутренние связи общественных отношений, регулируемых нормами этой отрасли права.

Под принципами земельного права понимаются выраженные в нормах права, регулирующие земельные отношения, нормативно-руководящие идеи, положения, которые определяют содержание отрасли земельного права, придают целостность и единство правовым нормам, объединенным по предмету и методу правового регулирования в земельное право.

Государство регулирует земельные отношения и как властная политическая организация (суверен), и как собственник земли. При этом юрисдикционная''власть государства (империум) выше, чем его полномочия, вытекшие из титула собственника земли. Эти основные начала, урегулированные нормами права, в первую очередь, Конституцией-'РФ становятся правовыми принципами.

Конституция Российской Федерации как основной закон страны, является базой развития всех отраслей российского права, в том числе земельного права. Отсюда содержание отрасли земельного права определяют прежде всего конституционные принципы - общие для всех отраслей права.

Сущность отрасли земельного права определяют три группы правовых 'принципов: общие правовые, закрепленные в Конституции Российской Федерации, отраслевые принципы отрасли земельного права и специфические принципы институтов земельного права, объединяющие правовые нормы, регулирующие общественные отношения, присущие тому или иному институту земельного права. (Например, принципы нового института земельного права об обороте земель сельскохозяйственного назначения, сформулированные в федеральном законе об обороте земель сельскохозяйственного

Современная Гуманитарная Академия


назначения от 26 июня 2002 г.)1. К общим (конституционным) принципам
относятся:
•••..;.,,,

1. Принцип многообразия форм собственности (ст. 9. Конституции
РФ).

2. Принцип гарантированное™ права частной собственности на
землю (ст. 36 Конституции РФ).

3. Принцип свободы владения, пользования и распоряжения
землей, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает
прав и законных интересов иных лиц (ст. 36 Конституции РФ)..

4. Принцип верховенства федеральных законов при регулировании
земельных отношений (ст. 36, 76, 90 Конституции РФ).

. 5. Принцип ограничения прав граждан на землю, только на основании федерального закона в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства (ст. 55 Конституции РФ).

6. Принцип разграничения полномочий Российской Федерации и
ее субъектов при регулировании земельных отношений (ст. 72, 76
Конституции РФ). -,

Общие (конституционные) принципы земельного права являются основой становления отраслевых принципов земельного права.

Земельный кодекс Российской Федерации формирует следующие отраслевые принципы (ст. 1).

1. Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется, исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

Конституция Российской Федерации (ст. 9) придает земле и другим природным ресурсам значение основы жизни и деятельности российского общества. Поэтому Земельный кодекс и иные нормативные правовые акты, устанавливая нормы и требования.рационального использования и охраны земель, учитывают ее особенности как природного объекта, составной части природы, природного ресурса.

Для всех обладателей земли (собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов) данный принцип устанавливает условие, чтобы при правовом регулировании земельных отношений земля рассматривалась как недвижимое имущество. При этом нормы Гражданского кодекса о недвижимом имуществе применяются только

1 СЗ РФ, 2002., № 30, ст. 3018.

Современная Гуманитарная Академия


те, которые не противоречат Земельному кодексу. Это правило касается и объекта права собственности, и иных вещных прав на землю.

2. Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей
среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве
перед использованием земли в качестве недвижимого имущества,
согласно
которому владение, пользование и распоряжение землей
осуществляются собственниками земельных участков свободно, если
это не наносит ущерб окружающей среде.

В соответствии с этим принципом, нормы земельного права устанавливают такой правопорядок, согласно которому каждый правообладатель земли, организуя свою хозяйственную деятельность на земле, должен прежде всего предусмотреть конкретные эффективные меры по ее охране, в зависимости от особенностей земель, и хозяйственной деятельности. Это находит свое отражение в соответствующих статьях Земельного кодекса.

3. Приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому
при осуществлении деятельности по использованию и охране земель
должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды
деятельности, которые позволили бы обеспечить-сохранение жизни
человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на
здоровье человека, даже если это потребует больших затрат.

Этот принцип логично вытекает из первого и второго принципа, но
в отличие от них, этот принцип прямо указывает на -совершение
действий, которые прямо и непосредственно позволили бы обеспечить
сохранение жизни человека или предотвратить вредное воздействие
на его здоровье при использовании земли. Гарантией соблюдения
названного принципа служит обращение ко всем землепользователям
об обязанности нести необходимые затраты для достижения целей
названного принципа, причем даже если эти затраты окажутся
большими. ••:

4. Участие граждан и общественных организаций (объединений) в
решении вопросов, касающихся их прав на землю,
согласно которому
граждане Российской Федерации, общественные организации
(объединения) имеюг право принимать участие в подготовке решений,
реализация которых может оказать воздействие на состояние земель
при их использовании и охране, а органы государственной власти,
органы местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной
деятельности обязаны обеспечить возможность такого участия в порядке
и в формах, которые установлены законодательством.

Земельный кодекс, в отличие от ранее действующего законодательства, значительно расширяет эти права. Суть этого принципа состоит в том, что граждане и общественные организации (объединения) имеют право принимать участие в подготовке решений экологического содержания. При этом органы государственной власти и местного самоуправления, субъекты хозяйственной и иной


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: