Земельные правоотношения

Гуманитарная Академия


конкретной категории (с учетом зонирования и разрешенного•• использования). Отнесение земель к категориям и перевод их из одной в другую производится компетентными органами.власти и определяется /*'ст. 8 ЗК РФ, но никак не самими пользователями земли.

9. Разграничение государственной собственности на землю на
собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской
Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому
правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются'
федеральными законами.

Разграничение государственной собственности на землю на собственность федеральную, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований - необходимое условие земельного строя страны. В настоящее время названное разграничение определяется Федеральным законом от 17 июля 2001 г. № 10.1-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю"1.

10. Дифференцированный подход к установлению правового режима
земель, в соответствии с которым при определении их правового
режима
должны учитываться природные, социальные, экономические и иные
факторы. '

Без учета природных, социальных, экономических и иных'факторов, влияющих на правовой режим земель, закон оказался бы безликим, неопределенным, а порядок использования и охраны земель был бы недифференцированным. -

11. Сочетание интересов общества и законных интересов граждан,
согласно которому регулирование использования и охраны земель
осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий
каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение
принадлежащим ему земельным участком.

При регулировании земельных отношений применяется принцип разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли.

Статья 36 (ч. 2) Конституции РФ устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно. Вместе с тем в общественных интересах ст. 36 вводит ограничения хозяйственной свободы пользователей земли, которые состоят в том, чтобы ими, не наносился ущерб окружающей среде и не нарушались права и законные интересы иных лиц. Кроме того, Земельный кодекс в ряде статей обеспечивает сочетание интересов общества, и законных интересов граждан: при изъятии земель для государственных'и муниципальных нужд, с одной стороны!, удовлетворяются потребности государства и

1 Российская Газета от 20 июля 2001 г.

Современная Гуманитарная Академия


муниципальных образований в земле, с другой - гарантируется защита
имущественных прав граждан в форме денежных компенсаций или
предоставления другого равноценного земельного участка взамен
изъятого (ст. 60-63).;;

Новый Земельный кодекс содержит значительное количество
бланкетных (отсылочных) норм. Поэтому большое значение имеет
принцип разграничения действия норм гражданского и норм земельного
законодательства при регулировании
земельных отношений. Суть этого
разграничения состоит в том, что гражданское законодательство
устанавливает общие нормы регулирования имущественных отношений,
в том числе и земельных, а земельное законодательство устанавливает
специальные нормы регулирования земельных отношений. Поэтому
если'есть специальная норма, содержащаяся в Земельном кодексе или
в каком либо другом нормативном правовом акте, решающая какой-то
вопрос земельного права, то общая норма гражданского
законодательства не может применяться. ',(

По поводу использования и охраны земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, складываются определенные общественные отношения, которые будучи урегулированными нормами земельного права, становятся земельными правоотношениями. Земельное правоотношение - основополагающий институт земельного права. Как и иным правоотношениям, земельным присуще наличие нескольких элементов:

1. Норма права, которой необходимо руководствоваться при
решении тех или иных земельно-правовых вопросов.

2. Субъекты земельного права, т.е. участники земельных
отношений, обладающие правами владения, пользования,
распоряжения и охраны земель и несущие обязанности,
предусмотренные земельным законодательством.

Круг субъектов подразделяется на несколько категорий:

- РФ: субъекты РФ - республики, края, области,, города
федерального значения, автономные области, автономные округа -
являются субъектами правоотношений государственной собственности
на землю. РФ является субъектом федеральной собственности на
землю.

- административно-территориальные единицы - районы, города,
поселки городского типа, сельские населенные пункты - выступают
субъектами правоотношений муниципальной собственности на землю,
находящуюся в пределах их границ, черты соответствующих населенных
пунктов.

- в отличие от субъектов правоотношений государственной и


муниципальной собственности на землю, все иные субъекты земельных правоотношений - органы государственной власти и местного самоуправления, граждане и юридические лица - выступают участниками таких видов отношений, как управление и пользование землями, охрана земельных прав, а граждане и юридические лица, кроме того, также субъектами правоотношений частной и общей, долевой и совместной собственности на землю.

Граждане и юридические лица владеют землей и используют ее на правовых основаниях (права собственности на землю, землепользо­вание, аренда) и именуются субъектами (правообладателями): собственниками, землепользователями, землевладельцами, арендаторами.

Для того чтобы юридические лица и граждане могли выступать в качестве субъектов земельных правоотношений, они должны обладать земельной правоспособностью, быть носителями земельных прав и обязанностей.

Земельная* правосубъектность юридического лица возникает с момента (регистрации) утверждения его устава в органе Федеральной регистрационной службы Министерства Юстиции Российской Федерации и является специальной, определяемой в своем объеме и содержании целями (задачами) деятельности данного юридического лица.

Земельная правоспособность физических лиц возникает в момент
рождения/' " •,.

Земельная дееспособносгь наступает по достижении 18 лет (кроме
случаев эмансипации и вступления в брак). Действующее
законодательство предусматривает значительное расширение
земельной правоспособности граждан. Граждане имеют право по своему
выбору получать в собственность,, пользование, аренду земельные
участки для ведения крестьянского, (фермерского) хозяйства, личного
подсобного хозяйства, жилищного и гаражного строительства,
садоводства, огородничества, животноводства, иных целей, связанных
с сельскохозяйственным ^производством; для предпринимательской
деятельности, иных целей, не запрещенных законом.,

3. Объектами земельных правоотношений в соответствии со ст. 6 ЗК РФ явл'яютея: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков. Земельный участок как объект земельных отношений - это часть поверхности земли (в том числе почвенной), границы которой описаны и удостоверены в устанбвленном порядке.

Земельные участки в соответствии с гражданским законодательством относятся к категории недвижимого имущества (ст. 130 ГК РФ) и на них распространяется правовой режим о недвижимости.

Земельные участки могут быть делимыми и неделимыми. Делимый участок - после раздела каждая разделенная часть участка образует самостоятельный земельный участок. Использование его может


осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

В сфере государственного управления объектом земельных
отношений может быть весь земельный фонд в целом, его составные
части, в пределах границ субъектов Российской Федерации
муниципальные образования.»

В состав Российской Федерации входят следующие категории земель в зависимости от целевого назначения:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли поселений;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта связи,
радиовещания, телевидения, информатики, земли для. обеспечения
космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного
специального назначения: •

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5} земли лесного фонда; :

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

4. Содержание земельных правоотношений, т.е. права и обязанности их участников (субъектов), совершающих свои действия в точном соответствии с нормами земельного права, в соответствии с целями, ради которых складываются данные земельные отношения.

С учетом особенностей субъектами объекта данных отношений
земельные правоотношения подразделяются на три вида:
использование земель; правоотношения по охране земель;
правоотношения по распоряжению земельными участками
(имущественные)..

Основаниями возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений являются юридические факты, с которыми закон связывает определенные юридические последствия.

В зависимости от юридических последствий факты подразделяются на: 1.) правоустанавливающие при наличии которых возникает земельное правоотношение (заключение аренды, залог земельного участка);

2) правою/меняющие, при наличии которых происходит изменение в
субъекте, о.бъекте или содержании правоотношения;

3) правопрекраСцающие, с возникновением; которых прекращается
правоотношение (истечение срока аренды, прекращение деятельности
предприятия и т.п.), *

'';>.......


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: