Схема процесса управления производством
Роль анализа в процессе управления.
В настоящее время анализ хозяйственной деятельности предприятия занимает важное место среди экономических наук. Его рассматривают в качестве одной из функций управления производством. Как функция управления, экономический анализ служит средством подготовки управленческих решений и средством контроля за ходом их реализации. Место и связи экономического анализа в процессе управления с другими функциями управления схематично можно определить следующим образом:
планирование учет анализ регулирование
Где:
планирование - процесс разработки и принятия стратегических управленческих решений, не изменяющихся в течение планового периода;
учет - процесс создания, накопления и первичной обработки информации необходимой для управления производством и контроля за ходом выполнения планов и производственных процессов;
анализ - процесс количественной и качественной оценки степени соответствия фактического состояния и динамики процессов хозяйственной деятельности их эталонным (плановым) значениям и выявления причин, обусловивших возникновение несоответствия;
регулирование - процесс выработки, принятия и реализации управленческих решений тактического характера.
Приведенная схема иллюстрирует следующие основные выводы и положения, определяющие место анализа в системе управления:
1. функция анализа занимает промежуточное положение между планированием и учетом, создающими его информационную базу, и регулированием, которому анализ дает информацию для выработки вариантов решений;
2. анализ дает информацию для выработки как плановых (1), так и текущих оперативных управленческих решений (2);
3. анализ как функция может осуществляться в ходе совершения других функций управления. Например, в процессе планирования (3) или регулирования (4) при выборе из множества вариантов - оптимального; в процессе учета (5) - бухгалтерского, статистического и налогового, в частности при реализации контрольной функции бухгалтерского учета.
Научную основу теории экономического анализа составляет экономическая теория, которая в свою очередь соприкасается с такими важными дисциплинами, как экономическая история, история экономических учений. Экономическая история создает фактологическую основу экономической теории, а история экономических учений показывает в развитии движение экономической мысли.
Экономическая теория обеспечивает исследователя знаниями о законах функционирования субъектов рынка в системе экономических отношений. В центре внимания современной экономической теории находится проблема выбора оптимального сочетания ресурсов для достижения целей организации и общества в целом.
Экономический анализ, синтезируя эмпирические данные, подчиняет их определенной системе, выявляет закономерности. Он позволяет сформулировать законы поведения организации и экономического развития общества. С другой стороны, опираясь на знание экономической теории, аналитик интерпретирует полученную информацию, трансформируя ее на выходе в конкретные предложения по управлению ресурсным потенциалом и разработке маркетинговой стратегии.
«Поставщиками» эмпирических данных являются статистика, бухгалтерский и управленческий учет. Первичная документация, записи в регистрах синтетического и аналитического учета, финансовая и внутренняя отчетность представляют собой источники информации для анализа.
Статистическая информация, поступая на предприятие в обработанном виде по каналам средств массовой информации или непосредственно из статистических организаций, используется, с одной стороны, для оценки конкурентных позиций предприятия, с другой — для измерения влияния факторов внешней среды на деятельность предприятия. В статистике глубоко и досконально разработаны методы статистического исследования, которые наряду с математическими методами нашли практическое применение в экономическом анализе.
Экономический анализ, используя на входе учетную и статистическую информацию, после ее обработки обобщает результаты на выходе в виде конкретных рекомендаций по управлению предприятием.
Экономический анализ как научная дисциплина взаимодействует с маркетингом, обогащая его научным аппаратом исследования. Результаты маркетингового исследования рынка с применением аналитических приемов и позволяет разработать ассортиментную, ценовую стратегию, стратегию продвижения продукта на рынок. С другой стороны, анализ внешней среды, позволяют рассмотреть вопрос о расширении или сокращении производственного потенциала предприятия.
Таким образом, экономический анализ является синтезированной наукой, которая сформировалась путем интеграции целого ряда наук и объединила отдельные их элементы. В свою очередь результаты экономического анализа используются другими науками при изучении тех или иных сторон хозяйственной деятельности. Схематично взаимосвязь дисциплин можно представить в виде следующей схемы:
Тема 2. Методика, основные принципы и приёмы экономического анализа.