Связь экономического анализа с другими науками

Схема процесса управления производством

Роль анализа в процессе управления.

В настоящее время анализ хозяйственной деятельности предприятия занимает важное место среди эко­номических наук. Его рассматривают в качестве одной из фун­кций управления производством. Как функция управления, экономический анализ служит средством подготовки управленческих решений и средством контроля за ходом их реализации. Место и связи экономического анализа в процессе управления с другими функциями управления схематично можно определить следующим образом:


планирование учет анализ регулирование

 
 


Где:

планирование - процесс разработки и принятия стратегических управленческих решений, не изменяющихся в течение планового периода;

учет - процесс создания, накопления и первичной обработки информации необходимой для управления производством и контроля за ходом выполне­ния планов и производственных процессов;

анализ - процесс количественной и качественной оценки степени соответствия фактического состояния и динамики процессов хозяйственной деятельности их эталонным (плановым) значениям и выявления причин, обусловивших возникновение несоответствия;

регулирование - процесс выработки, принятия и реализации управленческих решений тактического характера.

Приведенная схема иллюстрирует следующие основные выводы и положения, определяющие место анализа в системе управления:

1. функция анализа занимает промежуточное положение между планированием и учетом, создающими его информационную базу, и регулированием, которому анализ дает информацию для выработки вариантов решений;

2. анализ дает информацию для выработки как плановых (1), так и текущих оперативных управленческих решений (2);

3. анализ как функция может осуществляться в ходе совершения других функций управления. Например, в процессе планирования (3) или регулирования (4) при выборе из множества вариантов - оптимального; в процессе учета (5) - бухгалтерского, статистического и налогового, в частности при реализации контрольной функции бухгалтерского учета.

Научную основу теории экономического анализа составляет эко­номическая теория, которая в свою очередь соприкасается с такими важными дисциплинами, как экономическая история, история экономических учений. Экономическая история создает фактологическую основу экономиче­ской теории, а история экономических учений показывает в развитии движение экономической мысли.

Экономическая теория обеспечивает исследователя знаниями о за­конах функционирования субъектов рынка в системе экономических отношений. В центре вни­мания современной экономической теории находится проблема выбо­ра оптимального сочетания ресурсов для достижения целей организа­ции и общества в целом.

Экономический анализ, синтезируя эмпирические данные, подчи­няет их определенной системе, выявляет закономерности. Он позволяет сформулировать законы поведения организации и экономического развития общества. С другой стороны, опираясь на знание экономиче­ской теории, аналитик интерпретирует полученную информацию, трансформируя ее на выходе в конкретные предложения по управле­нию ресурсным потенциалом и разработке маркетинговой стратегии.

«Поставщиками» эмпирических данных являются статистика, бухгалтерский и управленческий учет. Первичная документация, записи в регистрах синтетического и аналитического учета, финансо­вая и внутренняя отчетность представляют собой источники информации для анализа.

Статистическая информация, поступая на предприятие в обрабо­танном виде по каналам средств массовой информации или непосред­ственно из статистических организаций, используется, с одной сторо­ны, для оценки конкурентных позиций предприятия, с другой — для измерения влияния факторов внешней среды на деятельность пред­приятия. В статистике глубоко и досконально разработаны методы статистического исследования, которые наряду с математическими методами нашли практическое применение в экономическом анализе.

Экономический анализ, используя на входе учетную и статистиче­скую информацию, после ее обработки обобщает результаты на выходе в виде конкретных рекомендаций по управлению предприятием.

Экономический анализ как научная дисциплина взаимодействует с маркетингом, обогащая его научным аппаратом ис­следования. Результаты маркетингового исследования рынка с приме­нением аналитических приемов и позволяет раз­работать ассортиментную, ценовую стратегию, стратегию продвижения продукта на рынок. С другой стороны, анализ внешней среды, позволяют рассмотреть вопрос о расширении или сокра­щении производственного потенциала предприятия.

Таким образом, экономический анализ является синтезирован­ной наукой, которая сформировалась путем интеграции целого ряда наук и объединила отдельные их элементы. В свою очередь результаты экономического анализа используются другими на­уками при изучении тех или иных сторон хозяйственной деятель­ности. Схематично взаимосвязь дисциплин можно представить в виде следующей схемы:

 
 


Тема 2. Методика, основные принципы и приёмы экономического анализа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: