Антропологический материализм Л. Фейербаха

Критика философии Г.Гегеля получила довольно широкое рас­пространение в Германии XIX столетия (И.Гете, Ф.Шеллинг, А.Гумбольт и др.). Ее предметом были умозрительность теоретической системы и ее мистический характер, претензии на роль абсолют­ной истины и другие недостатки. Наиболее последовательным от­рицанием гегелевской философии стало творчество Людвига Андреаса Фейербаха (1804 — 1872 гг.), последнего видного представи­теля немецкой классики. Его философия называется антропологи­ческим материализмом, поскольку автор основным предметом сво­ей философии брал реального живого человека и рассматривал его с материалистических позиций. Основные принципы своего учения Фейербах изложил в главной работе «Сущность христианства».

Ученый называл свое творчество «новой философией» и рассматривал его в качестве критического преодоления гегелевского учения. Он подчеркивал, что ставит целью возвратить философскую мысль «из царства душ усопших в царство душ живых и телесных». Основным предметом исследования Фейербах сделал человека, которого рассматривал как существо природное, чувственное. «Новая философия, — писал он, — превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии, превращая, следовательно, антропологию, и том числе и физиологию, в универсальную науку». По убеждению Фейербаха, философия должна стать антропологией.

Человек - это неотъемлемая часть природного мира, и его существование должно исследоваться комплексом наук: физиологией, психологией, историей. Антропологический принцип в философии означает, по мнению Фейербаха, сведение якобы сверхъестественного к естественному, рассмотрение человека в, единстве всех сторон его природы (важнейшие характеристики). Антропологизм в философии - это отказ от спекулятивных (умозрительных) конструкций и подчеркивание тесного единства человека и окружающей его природы, восприятие человека как ее венца, посредством которого природа узнает и познает саму себя. В представлении немецкого ученого, антропология должна стать универсальной наукой и опираться на все знания о человеке.

По его мнению, главной задачей антропологии является научное объяснение человека взятого в единстве его тела и души.

Будучи материалистом, Фейербах рассматривал окружающую природу как единственную реальность, а человека - как ее продукт, завершение эволюции. «От материи нельзя отречься - писал Фейербах, - не отрекаясь от разума.

Что касается самого антропологического принципа Фейербаха, то он как бы отрывает человека от социальной среды, истории и культуры и рассматривает его как абстрактное и вневременное, раз и навсегда данное существо. Отвечая на вопрос о сущности человека, Фейербах сводил ее к разуму, воле и сердцу, которые якобы неизмен­ны во все времена. Взятые вместе, эти качества (способности души) доставляют высшую и абсолютную сущность человека. По убеждению философа, человек существует для того, чтобы «познавать, любить и хотеть».

К числу важнейших проявлений сущности человека Фейербах относил также религию, воспринимая ее как «сон человеческого разума». Он видел в ней не какой-то обман или же простое заблуж­дение, а проявление слабости и уязвимости человека перед при­родными и социальными силами. По убеждению философа, осно­вой религиозного сознания являются чувства зависимости и слабо­сти человека. Религия — это выражение всех трудностей и страда­ний человека, его стремлений и надежд. Иначе говоря, она имеет вполне естественное («земное») происхождение.

Л.Фейербах пытался разработать новую религию - религию любви, которая смогла бы выполнить роль морали в обществе. Философ подчеркивал, что традиционная религиозная вера уже не не­сет в себе подлинной любви людей друг к другу. Это «ненадежная» любовь, поскольку она сопряжена с. ненавистью к людям неверующим, излучает проклятие и гнев божий по отношению к ним.

Новая же религия должна быть освобождена от фанатичной веры в Бога и заменена идеей любви человека к человеку, поскольку только человек человеку бог. Эгоизм ведь делает человека равнодушным ко всему, что не касается непосредственно его личного блага. Напротив, любовь пред­полагает преодоление эгоизма и творение добра другим людям, тя­готение людей к людям. Любовь на деле - это альтруизм (бес­корыстие ), подлинное самоотречение во имя другого Человека. Чем больше ты отдаешь себя другим людям, тем истиннее и полнее лю­бовь, подчеркивал философ.

Философ под­черкивал: «Мое моральное требование к людям ограничивается единственно тем, чтобы они не делали ничего злого».

В творчестве Фейербаха наиболее разработанными оказались три темы:

а) природа как исток и мир человека;

б) психологические корни религии;

в) любовь как этнический принцип.

Рассуждения на эти темы были интересными и в чем – то безусловно, оригинальны­ми. Однако Фейербах не сумел пойти далеко в развитие основ фило­софского материализма: сказались длительные годы Жизни в дерев­не в обособлении от активной научной и общественной деятельно­сти. В отличие от Гегеля он не смог разработать фундаментального учения об общественной жизни и развитии всемирной истории. Отстаивая материализм «внизу» (в понимании природы), этот философ остался идеалистом «вверху» (в трактовке источников и механизмов существования и развития человеческого общества).

7. Марксистская философия: истоки, особенности и содержание.

Принципиально новым явлением общественной мысли XIX столетия стал марксизм. Он возник в середине века на волне развивавшегося тогда организованного рабочего движения в ряде европейских стран. Марксизм зарождался как теоретическое мировоззрение рабочего класса, учение о его всемирно-исторической миссии (призвание, роль).

К числу социально-экономических предпосылок возникновении марксизма следует отнести утверждение промышленного способа производства в ряде крупных европейских стран (Англия, Франции), что стало подлинной революцией во всем укладе общественной жизни.

Зарождение широкого рабочего движения в Европе явилось ос­новной социальной предпосылкой возникновения марксизма как целостной теории. К началу 40-х гг. прошлого века рабочие ряда ев­ропейских стран в целях организованной борьбы с буржуазией и защиты своих интересов стали создавать профессиональные и иные союзы и коалиции. В среде рабочих появились политические требо­вания и соответствующие им лозунги. Возникли зародыши первых политических партий пролетариата, что свидетельствовало о значи­тельном росте классового сознания и самосознания рабочих. В этом смысле марксизм стал теоретическим ответом на те вопросы, которые были поставлены рабочим движением и передовой общест­венной мыслью.

Марксизм формировался путем критического усвоения лучших традиций немецкой классической философии, которая в начале XIX века являлась вершиной в развитии мысли человечества. Критическая переработка этой философии Марксом и Энгельсом означала прежде всего сохранение и дальнейшее применение диалектики Г.Гегеля в качестве теории развития всего сущего и метода (способа) философского мышления.

В марксизме диалектика была применена прежде всего для ис­следования противоречивой логики развития человеческой истории, ступенями которой (истории) являются, с точки зрения марксизма, общественно-экономические формации (первобытная, феодальная и другие).

Вторым важным завоеванием немецкой классической филосо­фии основатели марксизма считали материализм Л.Фейербаха. Это мировоззрение проявилось в учении немецкого философа о природе и человеке.

Взяв из философии Фейербаха ее материалистическую основу, Маркс и Энгельс применили материализм в качестве исходного принципа исследования совокупной общественной жизни. Сформу­лировав и проанализировав понятие «общественное бытие» как ре­альный процесс жизни людей, основоположники марксизма создали материалистическое понимание истории («исторический материа­лизм»). Ими была подчеркнута особая роль способа производства и труда, практики вообще в жизни общества. Материальное производство было взято ими в качестве субстанции (основы) всей чело­веческой истории, «ключа» к пониманию ее «тайн». Материальное производство и интересы социальных групп, классовая борьба и ре­волюции - вот что на самом деле является подлинными «пружи­нами» исторического процесса, с точки зрения марксизма.

Органично соединив диалектику Гегеля и материализм Фейер­баха, Маркс и Энгельс создали новый тип философии - диалектический и исторический материализм.

К числу теоретических предпосылок возникновения марксизма относится также английская политическая экономия (А.Смит, Д.Рикардо ). Эти ученые внесли большой вклад в осмысление роли трудаи материального производства в общественной жизни.

Своим возникновением марксизм обязан также и утопическому социализму, прежде всего — французскому в лице Ш.Фурье и К.Сен-Симона. Утопический социализм имел богатое идейное содержание. В нем присутствовала острая и всесторонняя критика пороков капиталистического общества, особенно института частной собственности

Опираясь на теоретический потенциал утопического социализма, Маркс и Энгельс разработали собственное учение о коммунистической общественно-экономической формации, о способах и формах перехода к ней, фазах становления такого общества. В их теории коммунизма центральное место заняло учение о всемирно-исторической миссии рабочего класса как «могильщика» капитализма. Рабочий класс (пролетариат) по при­роде своей и положению в обществе призван преодолеть отчу­ждение (несвободу) человека, осуществить социалистическую ре­волюцию и создать социально справедливое общество. Этот тезис проходит сквозь все марксистское учение.

Таким образом, марксизм возник не на пустом месте, не в стороне от столбовой дороги развития человечества. Он стал продолжением и развитием передового теоретического потенциала, накопленного в недрах европейской общественной мысли.

Марксизм — это закономерное порождение духовной культуры общества, теоретический ответ на актуальные запросы своего времени.

Во второй половине XIX века происходило уточнение и углубление фундаментальных идей и принципов марксистской философии. Она все более «приземлялась», обращаясь к насущным запросам общественной практики. На этом историческом этапе марксизм стал идейной основой массового рабочего движения в странах Западной Европы. В это время вышли в свет труды, ставшие классическими произведениями марксизма.

В ряде работ периода европейских революций (во Франции Италии, Германии) К.Маркс и Ф.Энгельс развивали материалистическое понимание истории и совершенствовали свой диалектический метод исследования. Они проводили мысль о том, что и основе общественной жизни лежат естественные причины, и прежде всего — процесс материального производства. Духовное, социальное и политическое развитие общества определяется интересами и потребностями людей, а носители этих побудительных сил (индивиды, социальные группы) являются движущими силами этого развития.

Большое внимание Маркс и Энгельс уделяли обоснованию своих взглядов на социальную революцию, которую представляли в виде своеобразного скачка в общественной жизни. Революция рассматривалась ими как проявление драматической развязки развития, когда острые социальные противоречия доходят до открытой борьбы до конфликта, в котором они и находят свое разрешение. Философами была выдвинута и обоснована идея непрерывной («перманентной») революции, в ходе которой пролетариат смог бы обрести власть и образовать свою ассоциацию как в своей стране, так и в других развитых странах мира. Завершением непрерывной революции призвана стать диктатура пролетариата, демократическая для трудящихся и диктаторская для эксплуататоров. Полагалось, что к этому неизбежно ведет вся логика классовой борьбы в обществе. И Марксом и Энгельсом (1848 — 1852 гг.) также осмысливались вопросы, касающиеся места идеологии в общественной жизни, роли народных масс и отдельной личности в истории, другие важные проблем социальной философии.

В 50-е — 60-е годы осуществляется экономическое о боснование марксистской теории и дальнейшее углубление на этой основе диалектико-материалистического понимания исторического процесса. Работа К.Маркса «Капитал» стала основным теоретическим произ­ведением классического марксизма. Основное в ней - это анализ материального производства как базиса любого общества, «ключа» для вскрытия всех тайн и логики человеческой истории. Категория « материальное производство» была наполнена в «Капитале» глубо­ким философским содержанием и смыслом: в ходе создания вещей люди изменяют и себя, и социальный мир в целом. С помощью этой категории Маркс вскрыл и исследовал «анатомию» современного ему буржуазного общества, сделал далеко идущие выводы практи­ческого характера.

К концу XIX века марксизм стал международным явлением, пре­вратившись в одно из самых влиятельных идейных течений. В ряде стран возникли коммунистические и социал-демократические пар­тии, взявшие себе на вооружение марксистское мировоззрение и его политическую доктрину.

В Германии популяризации и распространению марксистского учения активно способствовали философ-самоучка И.Дицген, исто­рик Ф.Мсринг, а позже — РЛюксембург, К.Либкнехт и К.Каутский. Во Франции марксизм пропагандировал ПЛафарг (зять Маркса ). В Италии наиболее видными марксистами были А.Лабриола, а в XX веке - А.Грамши. Широкому распространению марксистской тео­рии благоприятствовал подъем рабочего движения в ведущих евро­пейских странах.

Что касается России, то проникновение сюда марксистских идей началось в 70-е годы прошлого столетия, но зарождение марксист­ской мысли здесь было связано в первую очередь с именем Г.В.Плеханова (1856 — 1918 гг.). Им был создан ряд крупных работ по теории марксизма: «К вопросу о развитии монистического взгля­да на историю», «Очерки по истории марксизма», «Наши разногла­сия» и другие. Плеханов был мыслителем энциклопедического ума, убежденным социалистом. Он внес значительный вклад в осмысле­ние теоретических проблем философии и истории, научного социа­лизма, эстетики, атеизма. Большой интерес вызывают его рассужде­ния о роли народных масс и отдельной («великой») личности в ис­тории, анализ форм общественного сознания. Им было многое сде­лано для защиты от критиков идейного содержания философии марксизма, которую он называл «философией действия». Творчест­во Плеханова является примером гармоничного соединения строгой научной теории и популярной публицистики, что было также свой­ственно русским мыслителям А.И.Герцену и Н.Г.Чернышевскому.

Центральной фигурой в русском марксизме является В.И.Ленин (Ульянов) (1870 —1924 гг.). В советской литературе утверждалось, что ленинизм - это марксизм эпохи империализма («поздний», мо­нополистический капитализм), когда сложились объективные и субъективные предпосылки и условия для его трансформации в социальное («социалистическое») общество. Ленинизм выразил в себе дух подготовки и осуществления первых пролетарских революций в Европе, пафос радикального отрицания капитализма в условиях острых социально-классовых конфликтов

Марксизм оказал огромное воздействие на развитие и судьбу российского общества в советский период его истории (после 1917 года). В рамках марксистской философии получил существенное развитие ряд ее областей — история философии, теория познания, логика, эстетика, диалектика. И хотя в рамках марксистской философии появилось немало оригинальных и авторитетных философов (А.Ф.Лосев, Э.В.Ильенков, М.М.Бахтин и др.), она (философия) в этот исторический период фактически стала инст­рументом апологетики, т.е. идейного обоснования и защиты об­щественного и политического строя в Советском Союзе. В 1922 году многие крупные русские философы немарксистской ориента­ции (Н.А.Бердяев, С.Л.Франк и др.) были высланы за рубеж.

В ус­ловиях репрессивного сталинского режима, господства цензуры из нее выветрился дух свободомыслия и социальной критики. Фило­софия была подменена идеологией, превратившись преимуществен­но в служанку политики. Она перестала быть свободным мышлени­ем, и вэтом смысле умерла. В настоящее время в условиях реформации общества происходит переосмысление теоретического по­тенциала марксизма, острая борьба мнений по поводу содержания и исторической роли этой сложной теоретической системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: