Размещение заказов через международные торги

При проведении торгов (тендеров) покупатель (заказчик) объявляет конкурс на приобретение товара или сооружение объекта с определенными характеристиками, указанными им в разработанной проформе тендера. По результатам конкурса подписывается контракт с тем продавцом, который предложил товар на более выгодных для покупателя условиях.

Торги – распространенный способ размещения заказов на сооружение промышленных и других объектов, поставку машин, оборудования, в том числе высокотехнологичного, комплектного, выполнение НИОКР, выполнение технологически сложных работ. В некоторых случаях международные торги применяются для выбора иностранных партнеров при создании совместных предприятий.

Наиболее часто торги как метод закупок применяются развивающимися странами, где существует высокая степень вмешательства государства в сферу внешней торговли. Широко применяют такие формы государственных закупок и размещение подрядов на выполнение общественных работ Индия, Пакистан, Иран, Ирак, Индонезия, Саудовская Аравия, Малайзия и др.

В США по закону конкурсному размещению заказов государственных учреждений подлежат все сделки на сумму свыше 25 тыс. долларов.

В качестве организаторов торгов могут выступать государственные организации, муниципалитеты, банковские и другие кредитные учреждения, частные фирмы.

Покупатели (заказчики), желающие организовать торги, создают тендерный комитет – временный орган, осуществляющий всю организационную работу по подготовке и проведению данных торов. Обычно тендерный комитет возглавляется руководителем организации заказчика, и в его состав входят технические и коммерческие эксперты.

Организаторы разрабатывают условия торгов, в которых определяется порядок и сроки представления предложений участников торгов в тендерный комитет, порядок рассмотрения тендерным комитетом полученных предложений и принятия решения о размещении заказа.

Кроме того, составляется комплект тендерной документации, содержащей подробные технико-экономические характеристики закупаемого оборудования или сооружаемого объекта. Для разработки этих документов привлекаются высококвалифицированные инженеры - консультанты.

В документации на комплектное оборудование указывается его мощность, производительность. Другие технические параметры с приложением соответствующих схем, чертежей и инструкций, а также излагается порядок проведения испытаний, сдачи-приемки, организации техобслуживания и другие условия.

При строительстве объекта в документации содержится полная характеристика объекта, объем и описание характера подрядных работ, условия их организации и выполнения, порядок сдачи объекта в эксплуатацию и т.д. При необходимости составляются еще инструкции, в которых излагаются специальные требования к участникам торгов.

Особое внимание организаторы торгов уделяют подготовке проформы предложения-тендера, которая содержит как технические, так и коммерческие условия заказа, включая базис поставки, срок поставки, условия платежа, перечень специальных гарантий, требования по техническому обслуживанию, обучению персонала и т.д. Одновременно составляется проформа контракта, который будет подписан между победителем торгов и их организатором.

Весь комплект тендерной документации направляется потенциальным участникам торгов. Нередко документация продается за установленную плату. Процесс подготовки и проведения торгов занимает достаточно длительный период времени, зависящий от сложности заказа.

Существует 2 вида тендеров:

- открытые (гласные, публичные);

- закрытые (ограниченные).

В открытых торгах могут участвовать все желающие без ограничения их общего количества. Предстоящее проведение таких торгов широко рекламируется, в том числе в печати и в СМИ. Результаты торгов также предаются гласности. Открытые торги практикуются при размещении несложных заказов.

Состав участников закрытых торгов определяется организаторами и строго ограничен количественно. К таким торгам привлекаются наиболее известные и надежные поставщики и подрядчики, зарекомендовавшие себя добросовестным отношением к выполнению принятых обязательств. Другие фирмы в таких торгах участвовать не могут, и о таких торгах не дается никаких объявлений. Результаты закрытых торгов не разглашаются.

Проведение закрытых торгов считается предпочтительным при закупках дорогостоящего высокотехнологичного оборудования, сооружении уникальных объектов при условии «под ключ» и выполнении иных технологически сложных подрядных работ.

Торги могут быть организованы в 2 этапа. На начальном этапе проводятся открытые предквалификационные торги, на втором – уже закрытые.

На первом этапе тендерный комитет запрашивает у потенциальных поставщиков (подрядчиков) сведения об их специализации, квалификации, производственных и финансовых мощностях, использовании современных технологий, наличии опыта выполнения подобных заказов, привлекаемых субпоставщиках (субподрядчиках) и т.д. Заинтересованные поставщики представляют такие сведения с указанием конкретных объектов, сооруженных ими, и прилагают отзывы прежних заказчиков. Полученные материалы анализируются тендерным комитетом для отбора участников закрытых торгов.

При необходимости представители тендерного комитета посещают ранее сооруженные объекты, знакомятся на месте с работой установленного оборудования, качеством выполненных строительных и иных работ, предоставленных услуг, получают интересующую информацию от местных заказчиков.

По результатам анализа совокупной информации тендерный комитет определяет окончательный состав участников торгов и оповещает их о начале второго этапа проведения закрытых торгов.

Получив тендерную документацию, заинтересованные поставщики (подрядчики) внимательно изучают условия проведения торгов, оценивают собственные возможности и выгодность принятия заказа. При положительном решении об участии в торгах калькулируется стоимость предназначенного к поставке оборудования или предстоящего сооружения объекта и заполняется проформа тендера. В тендере обязательно указывается предлагаемая цена (стоимость) оборудования или оценка подрядных работ (смета расходов), другие необходимые условия.

По условиям многих торгов для выполнения сложных заказов допускается привлечение субпоставщиков и субподрядчиков. В таких случаях желательно ориентироваться на местные фирмы из страны заказчика, к чему весьма положительно относятся организаторы торгов.

В процессе работы над тендером участник торгов, выступающий в качестве оферента (предлагающей стороны), стремится получить информацию о намерениях конкурентов, чтобы не действовать вслепую. С этой целью полезно поддерживать контакты с местными фирмами, желательно из числа агентов оферента, которые могут дать конфиденциальную информацию о предлагаемой позиции конкурентов и сориентировать оферента на такие условия тендера, которые заинтересовали бы организаторов торгов и позволили бы выиграть торги.

К установленному сроку закрытия торгов заполненный тендер с требующейся документацией в запечатанном конверте представляется тендерному комитету. Представление тендера означает, что оферент принял все условия организаторов торгов и полностью согласен с ними. Следует отметить, что участники торгов избегают заблаговременного представления тендера, чтобы снизить риск нежелательной утечки информации о предложенных условиях. Тем не менее, тендеры, поступившие с опозданием, к рассмотрению не принимаются.

По требованию организаторов торгов участник обязан представить в качестве залога банковскую гарантию серьезности предложения – так называемый bid bond в сумме до 3% и более стоимости предполагаемой сделки.

В назначенный день закрытия торгов члены тендерного комитета вскрывают все конверты с поступившими предложениями и знакомятся с их содержанием. При открытых торгах на эту процедуру приглашаются все участники торгов, а в некоторых случаях и представители СМИ. На закрытых торгах присутствуют только члены тендерного комитета, и не происходит публичного вскрытия конвертов.

Полученные предложения в течение установленного срока (2-3 месяца) подвергаются комплексному сравнительному анализу. При этом сопоставляются технические характеристики, уровень цен, условия платежа и другие условия всех предложений. Тендерный комитет вправе сразу же исключить из числа рассматриваемых те предложения, которые оформлены с отступлением от требований тендерной документации.

При необходимости получения разъяснений, уточнений по тем или иным условиям предложений тендерный комитет обращается к соответствующим участникам торгов за дополнительной информацией. Такую ситуацию оферент может использовать для внесения каких-либо корректив в свое предложение, сделав его более привлекательным для организаторов торгов.

После тщательного сравнительного анализа поступивших предложений с учетом оценки деловой квалификации оферентов и представленной ими дополнительной информации подводятся итоги и определяется участник торгов.

Не всегда выигрывает тот участник, который предложит минимальную цену. В ряде стран предпочтение отдается национальным фирмам по сравнению с иностранными участниками торгов, даже если цены последних несколько ниже. Например, в США установлен так называемый барьер преференциальных цен, что обязывает организаторов торгов признать победителем американскую фирму и в том случае, если предложенная ею цена превышает предложения иностранных конкурентов в пределах 6%.

Участник, выигравший торги, получает официальное извещение тендерного комитета. Результаты открытых торгов публикуются также в СМИ. Затем подписывается контракт на поставку товара или выполнение подрядных работ. При этом по требованию организаторов торгов победитель вносит перфоменс бонд – второй залог как гарантию должного исполнения обязательств (до 10% суммы заказа). После надлежащего выполнения заказа залог возвращается.

В рамках ГАТТ в 1979 г. были разработаны правила, регулирующие условия проведения международных торгов. В 1982 г. Международная федерация инженеров-консультантов одобрила унифицированную процедуру относительно правил, форм и методов осуществления коммерческих операций при проведении торгов на сооружение гражданских промышленных объектов.

В России тендеры преимущественно закрытого типа стали проводиться с 1988 г на сооружение объектов с участием как отечественных, так и иностранных строительно-монтажных организаций. В большинстве случаев вместо гласного конкурсного обсуждения проходило формальное утверждение определенного ранее контрагента. В 2006 г. в России началось проведение торгов по продаже газа и электроэнергии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: