Трансфер технологий и интеллектуальная собственность

Тема 14. Международный обмен интеллектуальной собственностью

1. Трансфер технологий и интеллектуальная собственность

2. Правовая защита интеллектуальной собственности.

3. Лицензионные соглашения на передачу знаний в МТ

Формирование национальной инновационной системы и активный выход российского бизнеса на международные рынки. Ориентированные на экономику знаний, обусловливают все более значимую роль трансфера технологий во ВЭД предприятий.

Трансфер технологий – это передача инновационных разработок из научной сферы в промышленность. Основной движущей силой, обеспечивающих передачу знаний из исследовательского в промышленный сектор, являются все более возрастающие потребности предприятий в инновациях, обусловленные жесткой конкуренцией в сфере экономки нововведений.

В последние десятилетия сформировался международный рынок интеллектуальной собственности. Он представляет собой сферу деловой активности, в которой происходит передача на коммерческих условиях прав на использование тех или иных объектов интеллектуальной собственности.

Процесс передачи прав в сфере хозяйственных операций относится к сфере услуг, поэтому рынок интеллектуальной собственности входит в состав разнообразного по видам деятельности мирового рынка услуг и развивается в соответствии с его основными тенденциями.

По аналогии с традиционными товарными рынками мировой рынок интеллектуальной собственности представляет собой сложную систему экономических отношений между продавцами и покупателями. Однако на этом рынке мы имеем дело не с вещными товарами, а с уступкой прав на использование НТ достижений..

Поэтому важнейшим элементом трансфера технологий является охрана прав на их использование, т.к. новая технология при условии ее технической исключительности и востребованности рынком приобретает коммерческую ценность в 2 случаях:

- если подтверждены исключительные права на ее использование;

- если технология составляет ноу-хау, что также является объектом правовой охраны.

Это обстоятельство очень ярко прослеживается на развитых конкурентных рынках, в частности, на технологических рынках США и Великобритании. В современных условиях новый продукт или технология могут быть реализованы в виде товара и доведены до конкретного потребителя только в рамках определенного бизнеса, а современный бизнес не воспринимает технологии, не имеющие такого конкурентного преимущества, как исключительные права, обеспеченные, например, патентом на изобретение. В такие технологии просто не вкладывают деньги.

Передача прав собственности от автора (собственника) технологии или другого объекта интеллектуальной собственности субъекту инновационной деятельности происходит на основе взаимного согласия, - фактически взаимного обмена выгодами. Первичный собственник интеллектуального продукта, уступая право собственности, получает соответствующее эквивалентное вознаграждение. Новый собственник интеллектуального продукта получает выгоду при его конечной реализации в ходе инновационной деятельности либо при перепродаже этого продукта.

В соответствии с нормами российского и международного права, интеллектуальная собственность включает права, относящиеся к:

- литературным, художественным и научным работам;

- исполнительской деятельности, звукозаписи, радио- и телевещанию;

- изобретениям во всех областях человеческой деятельности;

- научным открытиям;

- промышленным образцам, товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям;

- защите против недобросовестной конкуренции.

Также это могут быть другие права, связанные с результатами интеллектуальной деятельности в промышленной, научной, литературной и художественной областях.

Таким образом, сегодня практически любая инновационная деятельность неразрывно связана с исключительными правами на ее использование – правами интеллектуальной собственности. Поэтому юридически трансфер технологий как правило, представляет собой продажу лицензии на ее использование.

Формы обмена объектами интеллектуальной собственностью с юридической точки зрения делятся на 2 группы:

1.Объекты, правовая охрана которых обеспечивается на основе норм внутреннего законодательства и международных соглашений: изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, фирменные наименования, НТ сведения, защищаемые нормами авторского права. Существенными особенностями прав промышленной собственности для таких объектов являются следующие:

- права предоставляются в результате получения от соответствующего государственного органа специального охранного документа;

- порядок приобретения, использования, защиты прав промышленной собственности регламентируется специальными законами по охране отдельных объектов;

- данные права являются территориальными, они действуют только в пределах государства, где они приобретены;

- большая часть этих прав носит временный характер, т.е. действует в течение срока, не превышающего установленного соответствующим хаконом;

- их обладателям предоставляется монополия на использование объекта – изобретения, полезной модели, промышленного образца, товарного знака, фирменного наименования.

2.Научно-технические достижения, не пользующиеся такой правовой охраной. В частности, это ноу-хау. Именно отсутствие правовой охраны в форме охранного документа (патента), а не какие-либо различия в техническом уровне, является основным критерием отличия ноу-хау от охраняемых объектов промышленной собственности, в частности, от изобретения.

Ноу-хау не является объектом исключительного права, и для него характерно следующее:

- отсутствие государственной регистрации, а следовательно, документа (патента, свидетельства), закрепляющего за его обладателем исключительное право на объект;

- отсутствие предоставляемой патентом юридической монополии, обеспечивающей его обладателю исключительную возможность поддерживать экономическую монополию на объекты техники и технологии;

- единственный источник, определяющий содержание ноу-хау, - это договор между продавцом и покупателем;

- отсутствие специального нормативного акта, объединяющего все правила, касающиеся использования ноу-хау, а также сопутствующих производственных и деловых секретов.

В соответствии с этим все объекты интеллектуальной собственности делят на 2 группы: объекты авторского права и объекты промышленной собственности.

Главными основаниями для такой классификации являются:

- предмет охраны и

- условие возникновения права.

Предмет охраны авторского права – форма объекта, а само право возникает в силу создания объекта и не требует официальной регистрации.

Предметом охраны для объектов промышленной собственности является содержание или техническая сущность, а условием возникновения права – обязательная государственная регистрация.

В соответствии с российским и международным законодательством, авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.

Авторское право возникает в силу создания произведения и распространяется на произведения обнародованные либо необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме. Авторское право дает защиту только от прямого копирования. Содержание произведения, в том числе статьи, монографии, научного доклада, отчета, включающего, например, описание уникальной технологии, авторским правом не охраняется.

Исключительные права на использование произведения могут передаваться только по договору, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Исключительные права на использование произведения, созданного в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя, принадлежит работодателю, если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное. За нарушение предусмотренных законодательством авторских и смежных прав предусмотрена гражданская, уголовная и административная ответственность.

К объектам промышленной собственности в соответствии со ст. 1 Парижской конвенции по охране промышленной собственности, относятся:

- патенты на изобретения;

- полезные модели;

- промышленные образцы;

- товарные знаки;

- знаки обслуживания;

-фирменные наименования и указания происхождения или наименования места происхождения;

- пресечение недобросовестной конкуренции.

Изобретение. В качестве изобретения охраняется техническое решение в любой области, относящееся к продукту (веществу, устройству, штамму микроорганизма, культуре клеток растений и животных, способу). Срок действия патента РФ – 20 лет при условии ежегодной уплаты пошлин за поддержание его в силе.

Изобретению предоставляется правовая охрана, если оно является новым, имеет изобретательский уровень и промышленно применимо. Изобретение признается новым, если оно неизвестно из уровня развития техники, достигнутого на дату его приоритета.

Не признаются изобретениями:

- открытия;

- научные теории и математические методы;

- правила и методы игр;

- правила интеллектуальной или хозяйственной деятельности;

- программы для ЭВМ;

- решения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Содержание прав патентообладателя заключается в монопольном праве использования изобретения. Одним из ограничений монополии владельца патента является право преждепользования. Оно означает, что любое физическое или юридическое лицо, которое до даты приоритета изобретения независимо от автора создали и добросовестно использовали на территории РФ тождественное изобретению техническое решение или сделали необходимые приготовления к его использованию, сохраняет право на дальнейшее безвозмездное использование без расширения его объема.

Полезная модель. В ряде стран и в России полезной моделью принято считать техническое решение, относящееся к устройству. Охраноспособность полезной модели возникает при наличии 2 признаков – новизны и промышленной применимости. Иногда ее называют малым изобретением. Охранным документом является патент на полезную модель. Срок действия – 5 лет с возможностью продления не более чем на 3 года.

Промышленный образец. В его качестве защищается художественно- конструкторское решение изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, определяющее его внешний вид. Международный аналог понятия «промышленный образец» – дизайн.

Критерии, определяющие охраноспособность промышленного образца, - новизна и оригинальность. Промышленный образец признается новым, если совокупность его существенных признаков, нашедших отражение на изображениях изделия и приведенных в перечне существенных признаков промышленного образца, не известна из сведений, ставших общедоступными в мире до даты его приоритета.

Промышленный образец признается оригинальным, если его существенные признаки обусловливают творческий характер особенностей изделия.

Охранным документом является патент, срок действия которого – 10 лет с возможностью продления не более чем на 5 лет.

Товарный знак. Это обозначение, служащее для отличия товаров или услуг одних организаций или граждан от однородных товаров других организаций или граждан.

Товарный знак может быть выполнен в виде различных обозначений или символов:

- словесных;

- изобразительных (композиций, линий, пятне, фигур любых форм на плоскости);

- объемных фигур (линий) или их композиций в 3 измерениях;

- комбинированных, представляющих собой комбинацию элементов разного характера;

- других обозначений, например, звуковых, световых и т.д.

Охранным документом для товарного знака является свидетельство, которое выдается на 10 лет с правом неоднократного продления на 10 лет.

Не все обозначения могут быть признаны в качестве товарного знака. В российской и мировой практике принято различать абсолютные и относительные основания для отказа в регистрации товарного знака.

Абсолютные основания позволяют без сопоставления с другими объектами прав третьих лиц оценить существо заявленного на регистрацию обозначения, его способность выполнять функцию товарного знака, включая основную – функцию средства индивидуализации.

Относительные основания для отказа в регистрации связаны с ответом на вопрос, не будет ли данное обозначение нарушать права третьих лиц, в том числе на охраняемые товарные знаки.

Владелец товарного знака имеет исключительное право пользоваться и распоряжаться товарным знаком, а также запрещать его использование другими лицами.

Наименование места происхождения товара – как и товарный знак, является обозначением, используемым для различения товара одного производителя и однородных товаров других производителей. В качестве такого обозначения может выступать только название страны, населенного пункта, местности или другого географического объекта, используемое для обозначения товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяется:

- характерными для данного объекта природными условиями (климат, состав воды и т.д.);

- людскими факторами (производственные навыки, традиции и т.д.);

- природными условиями и людскими навыками одновременно.

Охранным документом является свидетельство на право пользования наименованием, которое выдается на 10 лет с правом неоднократного продления на 10 лет. При его продлении необходимо предоставление документа, свидетельствующего о том, что владелец свидетельства не изменил своего местонахождения и выпускает товар, обладающий теми же свойствами.

Право использовать зарегистрированное наименование не является монопольным. Свидетельство может быть выдано неограниченному числу заявителей, находящимся в одном и том же географическом месте и выпускающих товар с теми же свойствами.

Ноу-хау. Ноу-хау относится к группе терминов для обозначения представляющей собой практическую ценность информации, утечка которой может принести вред ее владельцу. Синонимы – коммерческая тайна, торговый секрет, служебная тайна. Владелец ноу-хау имеет право от незаконного ее использования третьими лицами. Программа защиты ноу-хау на предприятии может включать комплекс мер:

- разработку правил и процедур работы с ноу-хау;

- перечень сведений, составляющих коммерческую тайну на данном предприятии;

- доработка контрактов с сотрудниками и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: